logo search
ШПОРЫ ФК готовые

47. Страховые взносы в системе социального страхования рф: состав и назначение, порядок регулирования.

С 1 января 2010 года уплата единого социального налога (ЕСН) была заменена страховым взносом при формировании средств Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования и фондов обязательного медицинского страхования Основным документом, определяющим, порядок расчета и уплаты страховых взносов фонды социального, медицинского и пенсионного страхования, а также порядок предоставления отчетности является Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". 2010-2014 годы являются переходными и для отдельных категорий налогоплательщиков в это период применяются пониженные тарифы страховых взносов. 

Совокупный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации в 2010г. составлял 26 % от величины выплат и иных вознаграждений физическим лицам, в основном это зависело от величины фонда оплаты труда.

С 1 января 2011 года увеличились тарифы страховых взносов, уплачиваемых в  государственные внебюджетные фонды. Рост страховых платежей в социальные фонды, по сути налог на зарплату, увеличился на 8 % и их совокупный размер составил 34 %.

Контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют: Пенсионный фонд РФ в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, Фонды обязательного медицинского страхования на страховые взносы на обязательное медицинское страхование, Фонд социального страхования РФ – на  обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Эти контролирующие органы вправе проводить камеральные и выездные проверки правильности уплаты страховых взносов (ст. 33 федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ). Результаты проверок уплаты страховых взносов оформляются актами и решениями контролирующих органов по аналогии с актами и решениями налоговых проверок.

По итогам проверок может быть вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, которые вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения такого решения лицу, в отношении которого оно было вынесено. А надлежащим вручением такого решения считается истечение шести дней со дня направления заказного письма с копией решения страхователю.

Таким образом, у Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ, как контролирующих органов, появились дополнительные стимулы проверок страхователей за полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов — увеличение совокупного размера страховых взносов, недоимок, пеней и штрафов.

Организации столкнутся с дополнительным администрированием. Поскольку единый социальный налог заменился обязательными взносами на медицинское, социальное и пенсионное страхование, бизнесу дополнительно придется работать с тремя отдельными фондами. Мало того, что платежи следует направлять в три разных ведомства, и отчетность также возрастет втрое.

Страхователи также понесут дополнительное бремя по увеличению затрат на обжалование результатов проверок.

По нашему мнению рост страховых платежей в государственные внебюджетные фонды в 2011 году приведет к значительному уменьшению числа наемных работников,  несоответствию уровня роста заработных плат инфляции, а скорее их сдерживанию или даже снижению, привлечению страхователями работающих по гражданско-правовым договорам граждан, возрастанию в разы налоговой нагрузки на малый бизнес,  увеличению стоимости товаров, работ и услуг (для компенсации затрат на социальные выплаты) без достижения в долгосрочной перспективе целей по наполнению денежными средствами внебюджетных государственных фондов и, как следствие, снижению покупательной способности населения.