logo search
ШПОРЫ ФК готовые

5. Финансовый контроль, его виды.

Финансовый контроль – это совок мероприятий, провод субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий гос органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, а также населения, с применением специфических форм и методов.Объект ФК. Финансовый контроль охватывает всю систему денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспредВВп и части нац богатства для формир и использования централиз и децентрализ фондов ДС на всех уровнях власти и во всех звеньях нац экономики. Предмет ФК – бюдж показатели на всех этапах бюджетного процесса, фин показатели деят-ти субъектов хозяйств, налог платежи в бюджет и внебюдж фонды, показатели, характеризующие денежно-кредитные отношения, страх и фондовый рынки, другие операции и действия, имеющие стоимостную форму.Цели ФК. Содействие успешной реализации финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов, обеспеч эффективности процесса формирования, распределения и использования фин ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны.Задачи ФК. Содействовать сбалансир между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов государства и отраслей экономики; обеспечивать соблюдение действующего финанс закон-тва, своевременность и полноту выполнения ю/л и ф/л налоговых обязат; способств эффект и целевому использованию средств централизованных и децентрализованных ден фондов, а также рациональному расходованию материальных ценностей на п/п, учреждениях и в организ; выявлять резервы роста доходной базы бюджетов, прибыли и рентабельности п/п; обеспечивать правильность ведения б/у и отчетности; проводить профилакт информационно-разъяснительную работу для повыше фин дисциплины и др. Виды ФК.

в зависимости от субъектов, осуществл контроль:

- государственный контроль (обеспечивает интересы государства и общества и направлен на все объекты контроля независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности);

- ведомственный контроль (контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств; контроль за подотчетными п/п, учреждениями и организациями; непосредственная связь с функцией управления отраслью, специализация контроля в соответствии с отраслевыми особенностями финансово-хозяйственной деятельности);

- внутрихозяйственный контроль (финансово-экономические службы субъектов хозяйствования; непрерывное наблюдение за эффективностью финансовой, экономической, производственной, снабженческой и сбытовой деятельностью, выявление внутренних резервов, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих хищения и бесхозяйственность);

- общественный контроль (неправительственные общественные организации или отдельные ф/л-экспертами на системный факторный анализ деятельности п/п);

- последующий финансовый контроль (по окончании финансового или отчетного года; проверка количественного и качественного выполнения намеченных показателей по каждому виду доходов и расходов, налоговым и неналоговым поступлениям в бюджеты разных уровней, исполнения внебюджетных фондов и финансовых планов п/п; в ходе анализа выявляется причины отклонения фактических значений от плановых; тесно связан с предварительным контролем).

По времени проведения фин контроль подразд на:

1) Предварительный - производится на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных учреждений, финансовых планов и программ. Предусматривает оценку обоснованности финансовых норм и нормативов, программ и прогнозов, соблюдения правовых положений;

2) Текущий - ведется в процессе производственной, хозяйственной и финансовой деятельностей, исполнения бюджета, смет расходов и доходов бюджетных учреждений; Первостепенное значение имеет оперативность; проводится на основе первичных документов БУ и отчетности; предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий;

3) Последующий финансовый контроль осуществляется в форме анализа и ревизий финансовой и бухгалтерской отчетности по окончанию отчетного периода. Он предназначен для оценки результатов исполнения сметы бюджетов, финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, эффективности финансовой стратегии. Все формы контроля связаны между собой и взаимно дополняют друг друга.

Методы проведения финансового контроля.

1.Проверки. Осуществляются органами государственного ф/к. Документальные (выездные) проверки проводят непосредственно на п/п в присутствии их должностных лиц. Камеральные проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе перечисленных выше документов, предоставленных

ему п/п и имеющихся у субъекта контроля материалов о проверяемых ю/л и ф/л.

Обследование. Личное ознакомление контролирующего лица на месте с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности п/п (проверка бухгалтерских документов, замеры производственных показателей ит.д.)

Анализ. Анализ на основе детального изучения периодической и годовой финансовой отчетности, организации финансово-хозяйственной деятельности п/п (определение уровня выполнения плановых показателей, соблюдение норм, финансовой дисциплины).

Ревизия (основной метод). Комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности п/п, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета, осуществляемых с помощью приемов документального и фактического контроля. Цель ревизии – выявление и предупреждение нарушений в финансово0хозяйственной деятельности ревизуемого объекта.

В качестве объектов контроля выступают различные стоимостные параметры:бюджетный фонд государства;госуд внебюджетные фонды;налоговыепоступления;валютныепоступления;кредитныересурсы;страховые фонды и резервы;инвестиции;денежная масса, находящаяся в обращении;

доходы, издержки и прибыль хозяйствующих субъектов и др.Госфин контроль проводят органы законодательной власти. На федеральном уровне таким органом является Парламент РФ, который осуществляет контроль при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета и отчета о его исполнении за соответствующий год. Органом финансового контроля Государственной Думы и Совета Федерации является Счетная палата РФ.Органом финансового контроля по линии исполнительной власти выступает Минист финансово РФ. Оно контролирует исполнение федер бюджета и правильность расходования государственных средств и фондов.Контрольные функции осуществляет также Контрольно-ревизионное управление при министерстве финансов РФ, имеющие территориальные и местные подразд. Они проводят ревизии и проверки финанс-хоздеят-стиорганиз, использ средства федер бюджета.