7.5 Планирование себестоимости продажи продукции и выручки от продаж
Себестоимость продукции (работ, услуг) является важнейшим показателем работы предприятия. Величина себестоимости продукции выявляется в ходе производственного планирования и используется в финансовом планировании для определения прибыли, рентабельности всего объема реализуемой продукции и отдельных ее видов.
Полная себестоимость продукции, планируемой к выпуску в предстоящем году, определяется в обобщающем документе - смете затрат на производство и реализацию продукции. При годовом планировании хозяйственной деятельности предприятия смета затрат составляется на год с поквартальной разбивкой. В условиях инфляции составляются квартальные сметы затрат на производство и реализацию продукции. Смета позволяет рассчитать объем реализуемой продукции по себестоимости, прибыль от продажи продукции, оценить материалоемкость и трудоемкость продукции, прогнозировать потребность в оборотных средствах, вложенных в запасы, затраты и готовую продукцию [17].
Совокупность затрат по элементам в соответствии с ПБУ 10/99 составляет общий объем затрат на производство продукции [8]. Для определения производственной себестоимости из общей суммы затрат на производство прежде всего исключаются затраты, относимые на непроизводственные счета, стоимость работ по капитальному строительству и капитальному ремонту, которые выполнялись для своего предприятия, транспортные услуги, оказываемые сторонним организациям, непромышленным хозяйствам предприятия, стоимость научно-исследовательских работ, выполняемых для сторонних организаций, и т.п. Далее следует учесть изменение остатков расходов будущих периодов и себестоимости остатков незавершенного производства (в тех отраслях, где в планировании и учете выделяется незавершенное производство): их прирост уменьшает себестоимость товарной продукции, уменьшение – увеличивает [11].
Для определения полной себестоимости товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде, рассчитанная таким способом производственная себестоимость увеличивается на сумму коммерческих и управленческих расходов. При планировании затрат на реализуемую продукцию следует учесть величину остатков нереализованной продукции, их рассчитывают по производственной себестоимости. Затраты на нее при использовании традиционного метода составят:
Срп = Со1 + Стп — Со2, (7)
где Срп - затраты на реализуемую продукцию по полной себестоимости на предстоящий период (год, квартал);
Со1 - фактическая производственная себестоимость остатков готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода (года, квартала);
Стп - плановая полная себестоимость товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде (году, квартале), определяемая в смете затрат на производство и реализацию продукции;
Со2 - плановая производственная себестоимость остатков готовой продукции, которые не будут реализованы на конец планируемого периода (года, квартала).
При определении полной себестоимости реализуемой продукции эти остатки принимаются в расчет по фактической производственной себестоимости отчетного периода в размере их фактического (ожидаемого) наличия.
Для расчета остатков нереализованной продукции на конец планируемого периода исходят из однодневного выпуска продукции по производственной себестоимости и нормы запаса в днях. При годовом планировании используются данные IV квартала, при квартальном планировании - данные соответствующего квартала.
Норма запаса в днях, хоты бы ориентировочно, может быть рассчитана на каждом предприятии. По готовой продукции на складе норма в днях - это количество дней, в течение которых продукция находится на складе.
Так как выручка от продажи продукции планируется «по отгрузке», то затраты на реализуемую продукцию определяются с учетом изменения себестоимости остатков готовой продукции на начало и конец года только на складе, т.к. отгруженная продукция считается реализованной. Соответственно остатки, как на начало, так и на конец года будут включать только один элемент «готовую продукцию на складе».
Затраты на реализуемую продукцию возмещаются за счет выручки, поступающей от продажи продукции (доходов от обычных видов деятельности).
В зависимости от целей планирования выручку от продажи продукции можно планировать на предстоящий год, на квартал и оперативно. Годовое планирование выручки, так же как и затрат на реализуемую продукцию, в настоящее время затруднено из-за нестабильных экономических условий хозяйствования. Квартальное планирование выручки необходимо для определения прибыли, оперативное - в целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет предприятия. Выручка может быть рассчитана двумя методами.
- методом прямого поассортиментного счета.
- исходя из выпуска товарной продукции в ценах реализации, скорректированного на изменение остатков нереализованной продукции на начало и конец расчетного периода.
Выручка от продажи продукции (работ, услуг) планируется на объем реализуемой продукции так же, как и затраты на реализуемую продукцию:
Врп = О1 + ТП – О2, (8)
где Врп - планируемая сумма выручки от реализации продукции;
О1 - нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого периода;
ТП - товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде;
О2 - остатки нереализованной продукции на конец планируемого периода.
Все составные части расчета выручки от реализации продукции выражены в ценах реализации: остатки на начало года - в действовавших ценах периода, предшествующего планируемому; товарная продукция и остатки нереализованной продукции - в ценах планируемого периода.
В основе определения стоимости товарного выпуска в действующих ценах реализации лежит объем производственной программы, которая составляется на основе полученных предприятием госзаказов, заключенных хозяйственных договоров на поставку продукции и заявок потребителей.
Остатки нереализованной продукции на начало планируемого периода в действующих ценах на предприятии не учитываются, кроме того, в момент планирования точные данные об этих остатках могут отсутствовать. Поэтому в расчет принимается ожидаемая величина остатков непроданной продукции так же, как и при планировании затрат на реализуемую продукцию, а стоимость остатков в ценах реализации определяется с помощью коэффициента пересчета. Он равен частному от деления объема продукции в ценах периода, предшествующего планируемому, на производственную себестоимость продукции того же периода.
Стоимость остатков непроданной продукции на конец планируемого периода в действующих ценах рассчитывается аналогично производственной себестоимости этих остатков, т е. исходя из однодневного выпуска продукции в действующих ценах и соответствующей нормы запаса в днях. Стоимость однодневного выпуска в ценах реализации определяется при годовом планировании по данным IV квартала, при квартальном - по данным соответствующего квартала.
При планировании выручки остатки нереализованной продукции на начало и конец года принимаются в расчет только по готовой продукции на складе. Отгруженная продукция считается реализованной, и, следовательно, оплаченной в ближайшее время. На случай не поступления платежей от потребителей предусматривается создание резерва по сомнительным долгам.
Задания для самостоятельной работы
Дайте понятие доходов организации и назовите их виды.
Какие виды поступлений денежных средств не могут называться доходами и почему?
Какие виды доходов относятся к прочим? В каких организациях прочие доходы могут называться выручкой от продаж?
Дайте понятие доходов организации и назовите их виды.
Какие виды выбытия денежных средств не включаются в расходы и почему?
При каких условиях признаются доходы и расходы в организации?
Какая экономическая категория является ключевой при формировании понятий доходы и расходы?
Как трактуются доходы от обычных видов деятельности? Какие доходы к ним не относятся?
Охарактеризуйте значимость выручки от продаж и перечислите факторы, оказывающие влияние на ее величину.
Назовите направления распределения выручки от продаж.
Какое значение для организации имеют методы управления расходами? Где они прописываются?
Покажите порядок планирования себестоимости продажи продукции, работ, услуг.
Какими методами формируется выручка от продаж организации? Какой алгоритм расчета при этом используется?
Рассчитайте себестоимость продажи продукции организации по следующим данным. Ожидаемые остатки готовой продукции на складе на начало планируемого года оцениваются в 540 тыс. руб.,. Плановый выпуск товарной продукции по полной себестоимости должен составить 13 200 тыс. руб., в т.ч. внепроизводственные расходы 520 тыс. руб. В плане удельный вес продукции 4 квартала должен составить 30%. Норма запасов готовой продукции на складе планируется на уровне 8 дней.
15. По данным бухгалтерского отчета себестоимость товарной продукции составила 210 тыс. руб. Затраты на сырье и материалы – 168 тыс. руб. При анализе отчета установлена экономия за счет снижения норм расходования сырья и материалов на 6% и за счет снижения цен на сырье и материалы на 3%. Поясните как указанные факторы повлияли на себестоимость продукции?
16. Проанализируйте динамику переменных, условно-постоянных расходов и совокупных расходов ООО «Строй» за 2010-2011 гг., а также рассчитайте абсолютную и относительную экономию (перерасход) затрат фирмы по данным таблицы 2.
Таблица 2 - Доходы и расходы организации за 2010-2012 гг.
Показатель | 2010 г. | 2011 г. |
Выручка от продаж, тыс. руб. | 400 | 420 |
Уровень переменных издержек в выручке от продаж, % | 4,0 | 4,1 |
Условно-постоянные расходы, тыс. руб. | 7,5 | 10,4 |
17. Определите выручку от продаж ОАО «Промстрой» на планируемый год укрупненным методом (методом начисления) по следующим данным.
Ожидаемый объем выпуска товарной продукции в отчетном году по оптовым ценам предприятия 15 990 тыс. руб., по производственной себестоимости 12 300 тыс. руб. Ожидаемые остатки готовой продукции по производственной себестоимости на начало планируемого года 2 320 тыс. руб., в том числе остатки готовой продукции на складе 900 тыс. руб. План выпуска товарной продукции по оптовым ценам предприятия будущего года 19 060 тыс. руб., а по производственной себестоимости 14 120 тыс. руб.
На планируемый год установлена норма запаса готовой продукции на складе 2 дня к выпуску 4 квартала. Удельный вес выпуска 4 квартала в годовом объеме выпуска по плану должен составить 27%. Новые цены, вводимые с 1 января планируемого года, увеличивают выручку от продаж входных остатков на 25%.
18. Товарная продукция в планируемом году по оптовым ценам 8 610 тыс. руб., по производственной себестоимости 4 200 тыс. руб. Остатки товарной продукции на начало планируемого года по производственной себестоимости оценены в 610 тыс. руб.
Остатки товарной продукции на конец планируемого года по производственной себестоимости определены в сумме 660 тыс. руб. Коэффициент пересчета производственной себестоимости в оптовые цены установлен на уровне 1,1. Определите размер выручки от продаж организации на планируемый год.
Рекомендуемая литература
- «Российский университет кооперации»
- Сыктывкарский филиал
- Л.И. Ильина
- Корпоративные финансы
- Введение
- 1. Теоретические основы корпоративных финансов
- 1.1 Содержание корпоративных финансов
- 1.2 Принципы организации и инструментарий управления финансами организаций (корпораций)
- 1.3 Функции финансов организаций
- 2. Особенности финансов субъектов хозяйствования в рф
- 2.1 Понятие организационно-правовой формы хозяйствования и ее правовое регулирование
- 2.2 Финансы хозяйственных товариществ и обществ
- 2.3 Финансы производственных кооперативов и унитарных предприятий
- 2.4 Финансы государственных корпораций и государственных компаний
- Гражданский кодекс рф, часть 1. Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-фз (в ред. От 28.11.2011 № 337-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 3. Система корпоративного финансового управления
- 3.1 Цели деятельности организации в корпоративном управлении
- 3.2 Цели, задачи и функции управления корпоративными финансами
- 3.3 Организационная структура корпоративного финансового управления
- 4. Фундаментальные концепции корпоративных финансов
- 4.1 Методологические принципы корпоративных финансов
- 4.2 Теоретические концепции корпоративных финансов
- 4.3 Современные теории корпоративных финансов
- 5. Особенности финансов отраслей экономики
- 5.1 Особенности финансов сельского хозяйства
- 5.2 Особенности финансов строительства
- 5.3 Особенности финансов транспорта и связи
- 5.4 Особенности финансов торговли
- 5.5 Особенности финансов жилищно-коммунального и дорожного хозяйства
- 5.6 Особенности финансов малого и среднего предпринимательства
- Гражданский кодекс рф, часть 1. Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-фз (в ред. От 28.11.2011 № 337-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Налоговый кодекс рф, части 1 и 2. Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-фз, от 5.08.2000 № 117-фз (в ред. От 29.06.2012 № 97-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 6.1 Основы организации и регулирования финансов организаций потребительской кооперации
- 6.3 Торговая наценка и методы ее формирования в торговых организациях потребительской кооперации
- 6.4 Управление прибылью организаций потребительской кооперации
- Управление фондами потребительской кооперации
- Паевой фонд. Первоначальный паевой фонд формируется из паевых взносов, вносимых пайщиками при создании потребительского общества. Паевой фонд является:
- Иные фонды. Фонд внеоборотных активов производственной сферы (социальной сферы) может быть создан наряду с неделимым фондом. Источниками формирования фонда являются средства:
- 6.6 Управление оборотным капиталом торговых организаций потребительской кооперации
- 2. Налоговый кодекс рф, части 1 и 2. Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-фз, от 5.08.2000 № 117-фз (в ред. От 29.06.2012 № 97-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 7. Управление доходами и расходами организаций
- 7.1 Понятие доходов организации, их классификация
- 7.2 Понятие расходов организаций, их классификация
- 7.3 Управление доходами от обычных видов деятельности
- 7.4 Методы управления расходами организаций
- 7.5 Планирование себестоимости продажи продукции и выручки от продаж
- 1. Налоговый кодекс рф, части 1 и 2. Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-фз, от 5.08.2000 № 117-фз (в ред. От 29.06.2012 № 97-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 8. Управление прибылью организаций
- 8.1 Экономическое содержание, функции и виды прибыли
- 8.2 Методы планирования прибыли
- 8.3 Формирование, распределение и использование прибыли
- 8.4 Особенности распределения прибыли организаций различных организационно-правовых форм и отраслей экономики
- 1. Налоговый кодекс рф, части 1 и 2 (в ред. От 30.11.2011. № 359-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 9. Управление финансовым результатом организации и его регулирование
- 9.1 Влияние учетной политики на финансовый результат деятельности организации
- 9.2 Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от продаж. Точка безубыточности
- 9.3 Запас финансовой прочности
- 9.4 Производственный, финансовый и совокупный левериджи
- 10.2 Формы обновления основного капитала
- 10.3 Источники финансирования основного капитала
- 10.4 Принятие управленческих решений в области внеоборотных активов
- 11. Управление оборотными активами
- 11.1 Экономическое содержание оборотного капитала и классификация оборотных средств
- 11.2 Операционный, производственный и финансовый циклы организации
- 11.4 Методика определения потребности в оборотном капитале
- 11.5 Определение потребности в текущих запасах. Оптимизация текущих запасов
- 11.6 Источники финансирования оборотных средств
- 11.7 Эффективность использования оборотного капитала
- 12. Управление источниками финансирования активов
- 12.1 Понятие финансовых ресурсов их состав и структура
- 12.2 Формирование собственного капитала
- 12.3 Формирование заемного капитала
- Задания для самостоятельной работы
- Гражданский кодекс рф, часть 1. Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-фз (в ред. От 28.11.2011 № 337-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 13. Анализ финансового состояния организации
- 13.1 Характеристика финансового состояния и методы его анализа
- 13.2 Информационная база и методика анализа финансового состояния
- 13.3 Анализ ликвидности и платежеспособности
- 13.4 Анализ финансовой устойчивости
- 13.5 Анализ деловой активности, рентабельности и рыночной устойчивости
- Гражданский кодекс рф, часть 1. Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-фз (в ред. От 28.11.2011 № 337-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 14. Финансовое планирование и бюджетирование в организациях
- 14.1 Содержание, виды и методы финансового планирования
- 14.2 Прогнозирование финансовой деятельности
- 14.3 Текущее планирование финансовой деятельности
- 14.4 Понятие и методика бюджетирования
- 14.5 Формирование сводного бюджета компании
- Ильина Луиза Ивановна, д.Э.Н., профессор Корпоративные финансы