logo search
Сектор

3. Парето-эффективное и оптимальное

распределение ресурсов и доходов.

Правило Калдора—Хикса

Под экономическим решением мы понимаем совокупность дан­ных, описывающих: 1) количество предприятий, остановивших свой выбор на производстве благ x: или z; 2) количество блага, произве­денное каждым из них; 3) количество предложенного и количество необходимого труда для каждого из предприятий и благ; 4) общую стоимость различных потребляемых конечных продуктов.

То или иное экономическое решение мы будем называть опти­мальным по Парето, если для него выполняются два критерия:

критерий 1: внутриотраслевая эффективность производства. Критерий выполняется, если невозможно производить больше блага х, ни изменив число предприятий, производящих х или z, ни изменив распределения факторов производства в рамках существу­ющих предприятий. Если различные функции правильно взаимно согласованы, из этого критерия следует равенство всех технических MRS в рамках отрасли х, например, для двух предприятий а и а , относящихся к данной отрасли:

;критерий 2: межотраслевая эффективность производства. Не­возможно изменить распределение факторов между отраслями и про­изводить большее количество блага х, не снизив объем производства блага z. Технические MRS должны быть одинаковыми для любой пары фирм а и Ь, относящихся к различным отраслям: :;

Выполнение обоих условий эффективности производства оз­начает, что мы находимся в некой точке Н на кривой производ­ственных возможностей, т.е. в этой точке определено максималь­ное значение общего объема производства блага х для заданного суммарного количества фактора / и уровня Z, взятого априорно (Z= Z) (рис. 4.2).

Чтобы экономические решения можно было считать эффек­тивными по Парето, они должны также соответствовать и трем дополнительным критериям, которые мы рассмотрим ниже:

критерий 3 эффективности обмена. Невозможно изменить аллокацию заданного количества благ между потребителями и уве­личить полезность одного, не уменьшив полезности какого-либо другого. Отсюда следует равенство MRS для всех потребителей: ;

критерии 4 эффективности структуры производства. Невоз­можно переаллокацией факторов производства по отраслям и относительных объемов производимых благ улучшить положение индивида, не ухудшив при этом положения по крайней мере одного из остальных. Следовательно,

критерий 5 эффективности замещения фактора. Исходя из принятых нами гипотез он касается только предложения труда. Не­возможно для данного размера капитала, меняя предложение труда, увеличить полезность одного индивида, не снизив полезности друго­го. В этих условиях MRS между нерабочим временем и потреблением блага или z) равно MRT между трудом и этим благом, т.е. предель­ной производительностью блага, выраженной в этом благе.

Любые экономические решения, удовлетворяющие пяти приве­денным выше критериям, представляют собой оптимум по Парето.

Если экономическое решение неэффективно по Парето, то существует по крайней мере одно, «более предпочтительное по Па­рето». Это означает, что при той же самой исходной обеспеченности ресурсами можно найти другое решение, при котором полезность хотя бы для одного из индивидов больше, и при этом ни у одно­го из остальных — не меньше. При переходе от некоего данного экономического решения к другому, более предпочтительному по Парето, говорят, что имеется улучшение по Парето (никто не теряет и, по крайней мере, кто-то один выигрывает — при условии, что издержки перехода от одного положения к другому нулевые). Оптимум по Парето — это экономическое решение, для которого невозможно никакое улучшение по Парето (т.е. не имеется вари­анта, более предпочтительного по Парето).

Критерий Парето позволяет установить первую частичную клас­сификацию разных экономических решений. В упрощенном об­ществе, состоящем из двух индивидов (или двух групп индивидов), при данном объеме ресурсов можно представить область возможных экономических решений на плоскости полезностей индивидов. На рис. 4.3 эта область соответствует плоскости ВОA.

Всякая точка внутри треугольника ТTТ" соответствует улуч­шению по Парето относительно точки Т. Точки, расположенные на границе, — это оптимумы по Парето. Каждая из этих точек соответствует: 1) состоянию, исключающему общественно неэ­ффективное использование индивидуальных полезностей (т.е. невозможно увеличить полезность одного, не уменьшая полезности другого); 2) особому распределению между индивидами общего объема обеспечения ресурсами. Кривая, на которой располагаются эти оптимумы, называется «границей эффективности» (AT" Т'В на рис. 4.3).

Критерии Парето позволяет только убедиться, что мы находимся на границе общественной эффективности. Однако он не позволяет классифицировать различные оптимумы, которые находятся на этой границе.

Дальнейшее развитие теория В. Парето нашла в работах Н. Кал-дора и Дж.Р. Хикса и вошла в экономическую литературу под на­званием «правило Калдора—Хикса». Данное правило предполагает, что из ситуации отклонения от оптимума Парето можно выйти путем компромисса, т.е. на основе определения такого объема компенсационных выплат, который готова предоставить сторо­на, получившая выгоду в результате отклонения от оптимума по Парето, стороне, положение которой, по ее собственной оценке, ухудшилось.

Принцип компенсации и «правило Калдора—Хикса»

Согласно принципу компенсации, который был предложен Н. Кал-дором и Дж.Р. Хиксом, переход экономики от одного состояния к другому представляет собой улучшение положения общества лишь в том случае, если те его члены, чье благосостояние повысилось, смогут обеспечить компенсацию потерь, которые понесены други­ми индивидами, асами при этом сохранят уровень благосостояния равный исходному.

С момента своего появления эта идея достаточно широко ис­пользуется в различных дискуссиях об экономической и социальной политике государства, в частности о налоговой и таможенной. Так, когда Н. Калдор предложил принцип компенсации, он доказал возможность и целесообразность отмены пошлин на импортируемое зерно. Введение этой меры, по его мнению, должно было повлечь за собой значительный перераспределительный эффект, а именно: потребители сельскохозяйственной продукции должны были полу­чить выигрыш за счет снижения цен, в то же время производители зерна и земледельцы могли оказаться в проигрыше. Несмотря на это, по мнению Калдора, данная ситуация соответствовала нацио­нальным интересам, поскольку давала возможность потребителям сэкономить сумму, необходимую для выплат компенсаций всем

тем, кто несет убытки.

Согласно критерию Парето можно сравнивать эффективность только тех мероприятий, которые инвариантны с позиции распре­деления и имеют различия только в отношении аллокации ресур­сов. В то же время критерий Калдора—Хикса дает возможность ранжировать по степени экономической эффективности и такие мероприятия, которые приводят одновременно и к перераспреде­лению ресурсов и доходов.

Так, в соответствии с критерием Парето ситуация эффективна, если всем, чье положение в результате ухудшается, можно возмес­тить весь понесенный ущерб. Если же этого не происходит, то все варианты должны быть признаны неприемлемыми, и нет смысла сравнивать их между собой. С позиции критерия Калдора—Хикса можно и нужно, отложив на первом этапе в сторону проблему распределения, ранжировать различные варианты, оценивая, ка­кие совокупные результаты может дать каждый из них. При этом результаты должны оцениваться с точки зрения их потенциальной способности обеспечить компенсацию. Вариант А может быть при­знан более эффективным, чем вариант В лишь в том случае, если совокупные результаты, соответствующие A, достаточны, чтобы при некоторой (не обязательно осуществленной на практике) ситуации добиться Парето-улучшения, по сравнению с В.

Поэтому важно отметить, что именно принцип компенсации позволяет разграничить вопросы экономической эффективности и распределения. В его основе по-прежнему лежит идея Парето: оптимизации. Наращивание экономического потенциала всего об­щества может быть признано имеющим самостоятельную ценность, поскольку оно реально расширяет возможности потенциального Парето-улучшения.

На рис. 4.4 сообщество состоит из двух индивидов (или двух групп) и имеет в своем распоряжении некоторый набор благ:X1, X2,... Хn (в состав набора входят как потребительские товары и услуги, так и ресурсы для их производства). Пусть U1, — функция по­лезности для первого индивида или первой группы, а U2 — функция полезности для второго индивида или второй группы. Кривая U1 U2” на рис. 4.4 отражает все возможные варианты сочетания значений этих двух функций при условии, что входящие в набор блага доступны обществу в конкретных количествах X1 ,Х'2,...,Х'п. Кривая U1" U2 будет соответствовать набору X", Х2",..., Х'п', в рамках которого отдельные блага представлены в количествах, больших, чем Х, Х'2,..., Х'п. Таких кривых может быть бесконечно много и мы будем их называть кри­выми достижимых полезностей. Тогда в сравнении с A ABCобласть возможных Парето-улучшений.

При этом улучшение согласно критерию Калдора—Хикса воз­можно и в более широкой области. Предположим, что при переходе от А к E первый индивид может компенсировать второму понесен­ные потери, поскольку, как видно на рис. 4.4, кривая U1" U 2 отражаем более высокую обеспеченность общества экономическими благами. В то же время перемещение из А в Е надо разложить на отдельные составляющие, одна из которых представляет собой Парето-улуч-шение (достижение точки С на более высокой кривой), а вторая — перераспределение (движение по этой кривой из С в Е).

На первый взгляд, принцип компенсации аналогичен требова­нию максимизировать валовой национальный продукт или наци­ональный доход. Однако это не всегда справедливо, поскольку не всегда изменения условий жизни людей находят отражение в фак­тических значениях макроэкономических показателей, а принцип компенсации подразумевает учет всех изменений в благосостоянии индивидов. Так, во внимание может быть принят любой из фак­торов, который влияет на значение функции полезности хотя бы одного из членов общества, а улучшение, в свою очередь, предпо­лагает, что негативное изменение такого фактора потенциально может быть компенсировано.

В то же время на практике применение критерия Калдора—Хик-са обычно сводится к вопросу о влиянии изменений на величину национального дохода. Это обусловлено тем, что принцип ком­пенсации позволяет четко отделить данную проблему от проблемы распределения индивидуальных доходов.

Принцип компенсации удобен для оценки целесообразности действий государства, поскольку в начале определяется их суммар­ный экономический эффект (при этом общество как бы предстает в роли единого субъекта, и конфликты интересов между его членами выносятся за скобки), а потом рассматриваются возможные вари­анты распределения выгод. Применение подобной схемы полезно при любых обстоятельствах, но оно не всегда ведет к однозначным результатам.

Применение критерия Калдора—Хикса очень эффективно при страновом сравнении экономических возможностей, поскольку не стоит вопрос об изменении экономического положения конк­ретных индивидов.

Фактическое распределение между индивидами той выгоды, которую общество получает от изменений, во многом предопреде­ляется конкретными институциональными условиями. Это хорошо видно на примере проводимых в России рыночных реформ.

В то же время отметим, что из всех возможных мероприятий, которые отвечают критерию Калдора—Хикса, общество выберет те, которые согласуются с принятыми в данном обществе пред­ставлениями о справедливости. Эти представления, с одной сто­роны, должны выступать в качестве ограничений при определении экономической эффективности в проводимой политике аллока­ции ресурсов, с другой — должны быть критериями, по которым проводится политика перераспределения доходов. В этой связи и существует проблема выбора между эффективностью и справедливостью. И если в обществе будут преобладать такие представления о справедливости, согласно которым для всех его членов должно обеспечиваться равенство в потреблении, то такое общество будет вынуждено пренебрегать большей частью вариантов развития экономики, которые будут эффективными не только по Калдору—Хиксу, но и пo Пapeто.

Для многих индивидов и общественных групп характерны такие представления о справедливости, согласно которым свобода экономи­ческой деятельности и защита прав собственности представляют собой высшие ценности. Поэтому если реализация сложившихся в обществе представлений о справедливости требует отклонения предельныхдо-ходов индивидов от предельных производительностей принадлежащих им факторов производства, то возникает конфликт между принципами экономической эффективности и справедливости.