logo search
Shpory_s_Bukh

47. Спрос и предложение на рынке товаров и услуг

Спрос — это потребность, подкреплённая покупательской способностью. Виды спроса: Отрицательный спрос, вызван негативным отношением покупателей к товару или услугам. Задача маркетинга в этих условиях проанализировать, почему рынок испытывает неприязнь к товару и может ли программа маркетинга изменить негативное отношение к товару. Нерегулярный спрос, или сезонные, ежедневные и даже почасовые колебания спроса. Задача маркетинга — отыскать способы сгладить колебания в распределении спроса по времени с помощью гибких цен, мер стимулирования и других приёмов побуждения. Полноценный спрос, когда организация удовлетворена своим торговым оборотом. Задача маркетинга — поддержать существующий уровень спроса, несмотря на меняющиеся потребительские предпочтения и усиливающуюся конкуренцию. Товар — это то, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, пользования и потребления. Обмен — основное понятие маркетинга как научной дисциплины. Обмен — акт получения желаемого объекта от кого-либо с предложением чего-либо взамен. Для совершения добровольного обмена необходимо соблюдение условий: - сторон должно быть как минимум две; - каждая сторона должна располагать чем-либо, представляющим ценность для другой стороны; - каждая сторона должна быть способна осуществлять коммуникацию и доставку своего товара. Рынок — совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. По соотношению спроса и предложения различают рынок продавца, если спрос превышает предложение, и рынок покупателя, если предложение превышает спрос. Эластичность спроса - колебания совокупного спроса, вызванные изменением (понижением или повышением) цен на товары и услуги. В зависимости от степени эластичности спрос делят на: 1.Эластичный спрос - Ed>1, т.е. изменение цены на товар вызывает изменение выручки от реализации этого товара в противоположном направлении. 2.Неэластичный спрос - Ed<1, т.е. изменение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении. 3.Единичная эластичность спроса - Ed=1, т.е. на рынке сложилась четкая равновесная цена. Предложение - количество товаров и услуг, которое продавец может и хочет продать по данной цене в данное время. Изменения в предложении могут вызвать следующие факторы (неценовые): цены на ресурсы, эффективность применяемой в производстве технологии, налоги и дотации, цены на другие товары, ожидания изменений цены данного продукта, число продавцов этого товара на рынке. В общем случае изменение цены товара ведет к изменению объема предложения этого товара. Графически пересечение кривых спроса и предложения определяет равновесное состояние рынка: равновесную цену товара и равновесный объем этого товара.