44. Активные и пассивные операции коммерческих банков
Пассивные операции коммерческих банков — это операции по формированию источников средств, ресурсов банка, которые отражаются в пассиве его баланса. Ресурсы коммерческих банков состоят из двух источников: 1. собственные средства (капитал) и приравненные к нему ресурсы; 2. привлеченные средства. Особенностью банковского бизнеса является то, что он (банк) работает преимущественно на чужом капитале. Собственный капитал обычно составляет менее 10% ресурсов коммерческого банка, привлеченные средства — более 90%. Рассмотрение пассивов банка обычно начинается с собственного капитала. Во-первых, потому, что это единственный капитал, без которого вряд ли можно начать дело в любой сфере бизнеса. Во-вторых, потому, что значение собственного капитала банка значительно выше его удельного веса в общем объеме пассивов. Собственный капитал — не только стержень, на который опирается деятельность банка с первого дня его существования, но и его «последняя линия обороны» в случае неблагоприятного стечения обстоятельств. Привлеченные средства банка составляют подавляющую часть ресурсов коммерческого банка. Проведение пассивных операций позволяет банку привлечь (получить в пользование) временно свободные финансовые ресурсы вкладчиков (кредиторов) и других клиентов. В составе пассивных операций можно выделить следующие основные группы: 1. прием вкладов и депозитов (до востребования, срочных и др.) от юридических и физических лиц, открытие и ведение расчетных, текущих и иных подобных счетов юридических лиц; 2. получение кредитов от коммерческих банков или Центрального банка Российской Федерации (межбанковские кредиты); 3. эмиссия неинвестиционных ценных бумаг (депозитных сертификатов, векселей и т.п.). Активные операции коммерческого банка означают использование от своего имени привлеченных и собственных средств для получения соответствующего дохода. Основными видами активных операций банка являются: 1. предоставление кредитов разных видов юридическим и физическим лицам на определенный срок, для разнообразных целей и на различных условиях; 2. инвестиции в ценные бумаги (облигации, акции и пр.), выпущенные государством или иными юридическими лицами, т. е. операции с ценными бумагами от своего имени и за свой счет; 3. осуществление инвестиционных проектов; 4. операции типа «репо»; 5. лизинговые операции. Активные операции банков осуществляются банками в целях получения прибыли при одновременном соблюдении законодательных норм, поддержании необходимого уровня ликвидности и рациональном распределении рисков по отдельным видам операций. Необходимость соблюдения указанных требований вынуждает банки размещать часть средств во вложения, не приносящие дохода либо приносящие его в крайне ограниченном размере (наличность в кассе, средства на счетах в Центральном банке и другие виды ликвидных активов). В то же время потребности всестороннего обеспечения деятельности банка и ее дальнейшее развитие обусловливают наличие в его активах таких статей, как банковские здания и оборудование, инвестиции в филиалы, ассоциированные компании, занимающиеся специализированными банковскими операциями. Хотя, строго говоря, эти позиции нельзя отнести собственно к активным операциям банков, однако и они фактически представляют собой не что иное, как размещение имеющихся в их распоряжении ресурсов. По своим задачам активные операции можно подразделить на операции, имеющие целью поддержание на том или ином уровне ликвидности банка, и операции, направленные на получение прибыли. Само собой разумеется, что между этими видами операций существует определенное соотношение, необходимое для поддержания ликвидности банка.
- 1. Виды износа основных фондов предприятия. Амортизация основных фондов.
- 2. Основные формы лизинга. Схема лизинговой сделки, преимущества лизинга.
- 3. Единый соц налог, как источник поступлений в социальные внебюджетные фонды.
- 4. Смета на производство художественного фильма
- 5. Финансовая система рф и характеристика ее звеньев
- 6. Себестоимость продукции предприятия (полная и неполная). Калькуляция затрат на производство продукции. Смета на услуги кинозрелищных предприятий.
- 7. Объекты бухгалтерского учета. Бухгалтерские счета. Двойная запись. Бухгалтерские проводки
- 8. Маржинальный доход. Схема одно и многоступенчатого учета суммы покрытия
- 9. Кинорынок России. Цели, задачи, особенности
- 10. Прибыль и рентабельность предприятия. Рентабельность продукции
- 11. Контроль и анализ затрат по отклонениям
- 12. Методы расчета численности ппп (промышленно-производственного персонала)
- 13. Понятие добавленной стоимости. Налог на добавленную стоимость
- 14. Система «Директ-костинг», сущность и назначение
- 15. Бухгалтерский баланс, его структура. Влияние хозяйственных операций на бухгалтерский баланс.
- 16. Основные функции финансов, их реализация в налоговой системе
- 17. Недвижимость и основные производственные фонды, сущность, единство и развитие.
- 18. Финансирование предприятий скс. Порядок, источники и особенности финансирования
- 19. Показатели эффективного использования средств предприятия
- 20. Нормирование оборотного капитала
- 21. Классификация и характеристика функций управления предприятием
- 22. Ликвидность предприятия и ее оценка
- 23. Производительность физического и умственного труда. Производительность труда в искусстве
- 24. Налог на прибыль
- 25. Формирование и анализ финансовых результатов деятельности предприятия.
- 26. Виды заработной платы и формы оплаты труда
- 27. Понятие налоговой системы. Свойства налоговой сист. Структура налоговой системы рф
- 28. Закон денежного обращения. Денежные агрегаты
- 29. Управление доходностью предприятия на основе анализа безубыточности.
- 30. Опред сроков окупаемости инвестиционных проектов, финансовый профиль проекта
- 31. Роль налогов в рыночной экономике, функции налогов. Принципы налогообложения
- 32. Направления классификации затрат в системе управления предприятием
- 33. Учетная политика предприятия, назначение и содержание
- 34. Учет факторов времени в экономических расчетах (дисконтирование)
- 35. Постоянные и переменные затраты: сущность, классификация и характеристика.
- 36. Сущность, цели и задачи финансового менеджмента на предприятии, язык финансового менеджмента
- 37. Инфляция, ее виды. Особенности инфляции в России
- 38. Основные финансовые ресурсы предприятия
- 39. Смета затрат на производство продукции.
- 40. Собственный и заемный капитал в финансах предприятия.
- 41. Оборотный капитал: назначение, состав, структура.
- 42. Классификация затрат для принятия управленческих решений
- 43. Анализ финансовой устойчивости предприятия
- 44. Активные и пассивные операции коммерческих банков
- 45. Виды, функции маркетинга, характеристика этапов циклического управления на принципах маркетинга.
- 47. Спрос и предложение на рынке товаров и услуг
- 48. Факторы, влияющие на установление цен, установление цен по различным принципам, постановка задач ценообразования в рыночных условиях хозяйствования.
- 49. Существующие модели рынка и их условия функционирования.
- 51. Влияние основных переменных внутренней среды организации на определение экономического потенциала предприятия
- 50. Назначение и содержание стратегического планирования деятельности предприятия
- 52. Современная система требований к деятельности менеджера с позиций лидерства. Классификация стилей управлений
- 53. Основы создания международного рынка и факторы, влияющие на мировые экономические связи.
- 54. Система организации международных расчетов.
- 55. Понятие общей и производственной структуры предприятия. Классификация производственных структур
- 56. Организационно-правовые формы организации
- 57. Основные принципы рациональной организации производства.
- 58 . Основные характеристики разделов бизнес-плана на предприятии
- 59. Содержание, задачи и этапы комплексной системы подготовки производства
- 60. Типы и методы организации производства
- 61. Сущность и тенденции развития первичного и вторичного рынка ценных бумаг
- 62.Основные принципы научного прогнозирования. Специфика их применения.
- 63. Основные формы организации производства
- 64. Методы определения фактических затрат рабочего времени на предприятии
- 65. Объект, основные понятия, принципы и задачи логистики
- 66. Основные методы планирования на предприятии