logo search
ответы

43. Межбюджетные отношения в Российской Федерации: принципы, состояние, пути совершенствования.

Наиболее острая проблема бюджетного устройства – бюджетный федерализм, т.е. система межбюджетных отношений. Бюджетный федерализм основан на следующих принципах:

- Самостоятельность бюджетов различных уровней – закрепление за каждым уровнем бюджетной системы собственных источников доходов,

- Законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между органами власти различных уровней,

- Соответствие финансовых ресурсов органов власти выполняемым ими функциям,

- Нормативно-расчетные методы регулирования межбюджетных отношений и предоставление финансовой помощи,

- Наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между органами власти различных уровней бюджетной системы.

В ведении РФ (федеральный бюджет) находятся вопросы:

1. Управления федеральной государственной собственностью,

2. Установления основ федеральной политики в сфере государственного экономического, экологического, социального, культурного, национального развития,

3. Установления правовых основ единого рынка – финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики,

4. Федеральные экономические службы, включая банки,

5. Федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды,

6. Федеральные налоги и сборы,

7. Федеральный фонд регионального развития,

8. Внешняя политика и международные отношения,

В совместном ведении РФ и субъектов находятся:

Реформирование межбюджетных отношений происходит в сложной экономической ситуации переходного периода, когда не действуют в полную силу присущие рыночному и демократическому государству механизмы. Совершенствование бюджетного федерализма необходимо осуществлять с учетом следующих действий:

1. Закрепление в бюджетном законодательстве методов и принципов разделения доходов и расходов,

2. Разработка и использование в бюджетном процессе среднесрочной программы корректировки разделения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы с учетом сокращения неэффективных бюджетных дотаций,

3. Отказ от разделения централизованной помощи на прямые и косвенные трансферты, составляющего возможность для неформализованного согласования нормативов,

4. Укрепление собственной налоговой базы регионов.