logo
ответы

5.Содержание и формы собственности. Проблемы разгосударствления и приватизации.

Собственность - это отношения между людьми по поводу присвоения материальных благ в процессе их производства, распределения, обмена и потребления. На поверхности экономических явлений собственность проявляется как отношение человека к материальному благу (вещи).

Классификация форм собственности по способу соединения средств производства с производителями:общинная форма (производители соединяются с общими средствами производства).рабовладельческая форма (раб - чья-то собственность и соединяется с не принадлежащими ему средствами производства).феодально-крепостническая форма (крестьянин частично принадлежит феодалу и соединяется как со своими, так и с непринадлежащими ему средствами производства).буржуазная форма (лично свободные рабочие соединяется с не принадлежащими им средствами производства).общественная форма (лично свободные работники соединяются с принадлежащими им совместно средствами производства).

Классификация форм по субъекту присвоения: частная собственность (частное лицо);коллективная собственность (коллектив);государственная собственность (общество, государство). Основные формы реализации собственности - это доходы, получаемые от ее использования: прибыль; рента; процент.

Разгосударствление собственности - это, в строгом узком смысле слова, передача управления собственностью сверху вниз - от государства к коллективу. Однако иногда используется и понятие разгосударствления в широком смысле как любое преобразование собственности с уменьшением участия государства.

Приватизация собственности - это передача (продажа) самой собственности сверху вниз, т.е. от государства до отдельного индивидуума. Разгосударствление и приватизация происходят непрерывно, но одновременно. С ними происходят и другие процессы - огосударствления и национализации собственности. В основе развития этих двух противоположных пар процессов лежит стремление к максимальной эффективности хозяйствования.

Формы, в которых законом было предусмотрено осуществление разгосударствления и приватизации в российской экономике: преобразование государственного предприятия в арендное; преобразование государственного предприятия в коллективное; преобразование государственного предприятия в акционерное общество, товарищество с ограниченной ответственностью и другие типы товариществ; приобретение гражданскими или юридическими лицами принадлежащих государству акций, долей или паев в акционерном обществе или товариществе; выкуп предприятия, сданного в аренду; продажа предприятия на конкурсе или на аукционе; безвозмездная передача имущества предприятия трудовому коллективу.

  1. Закон спроса и предложения.

Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше величина спроса (готовность покупать) и тем меньше величина предложения (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом.

Экономическое равновесие — это точка, в которой объём спроса и объём предложения равны.

В экономике, экономическое равновесие характеризует состояние, в котором экономические силы сбалансированы и, в отсутствие внешних воздействий, (сбалансированные) величины экономических переменных не будут изменяться. Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его цену называют равновесными или ценой рыночного клиринга. Такая цена имеет тенденцию в отсутствие изменений спроса и предложения оставаться неизменной. Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом. Равновесная цена (англ. equilibrium price) — цена, при которой объём спроса на рынке равен объёму предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения. Равновесный объём (англ. equilibrium quantity) — объём спроса и предложения товара при равновесной цене.

  1. Теории потребительского поведения: ординалистский и ардиналистский подходы.

Полезность товаров или услуг – это способность удовлетворять потребности.«Теория потребительского поведения» основана на гипотезе сопоставления полезностей разнообразных благ (товаров и услуг).

При заданных ценах покупатель стремиться так распределить свои средства на покупку различных благ, чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение или полезность от их потребления. При этом он руководствуется своими личными вкусами и представлениями, т.е. полезность имеет субъективный характер. Для того, чтобы максимизировать полезность потребитель должен сравнивать, сопоставлять, соизмерять полезности различных благ и их наборов.

1. Кардиналистский подход или количественная теория полезности. Основные представители: Л. Вальрас, У. Джевонс, К. Менгер, А. Маршалл. (XIX в.). В основе лежит гипотеза о возможности соизмерения полезности различных благ. Полезность благ измеряется в ютилях (U).

2. Ординалистский подход или порядковая теория полезности. Основные представители: Ф. Эджуорт, В. Парето, И. Фишер. Полезность благ не измеряется. Потребитель упорядочивает все товарные наборы по их предпочтительности и осуществляет выбор из 2-х наборов наиболее предпочтительного.

С ростом потребления одного блага (при неизменном объеме потребления других благ) общая полезность возрастает все более медленно.1-й закон Госсена (принцип убывающей предельной полезности): Полезность следующих единиц блага убывает, т.к. достигается полное насыщение потребности этим благом в одном непрерывном акте потребления. При повторном акте потребления полезность первых единиц блага также убывает.2-й закон Госсена (правило максимизации полезности):Полезность, извлекаемая из последней денежной единицы, потраченной на покупку какого-либо товара, должна быть одинакова, независимого от того, на какой именно товар она израсходована.

Правило максимизации полезности – это такое распределение денежного дохода потребителя, при котором последний рубль, затраченный на приобретение каждого вида товара, приносил бы одинаковую добавочную (предельную) полезность.Потребительское равновесие в количественной теории – это ситуация в которой потребитель не может увеличить общую полезность от потребления двух товаров при данном бюджете, расходуя меньше денег на покупку одного товара и больше денег на другой товар.

Должны быть соблюдены три условия:

1) 2-й закон Госсена или правило максимизации полезности, т.е. предельные полезности в расчете на цену двух товаров должны быть равными; 2) Доход должен быть полностью истрачен;3) Общая полезность от приобретения двух товаров дюлжна быть максимальной при данном доходе.