44. Бюджетная система рф, ее структура и принципы построения.
Бюдж. устройсвто пр. собой организац. принципы построения бюдж. сис-мы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюджет. сис-ма – это осн. на эк. отн-ях и юр. нормах сов-ть всех видов бюджетов страны.
Бюджетная сис-ма Р. основана на принципах:
• единства бюдж. сис-мы РФ
• разграничения доходов и расходов между уровнями бюдж. сис-мы РФ
• самостоятельности бюджетов
• полноты отражения дох-в и рас-в бюджетов
• сбалансированности бюджетов
• эффективности и экономности исполь-я бюдж. ср-в
• общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов
• гласности
• достоверности бюджетов
• адресности и целевого назн-я бюдж. ср-в.
Гос. бюдж. сис-ма сост. из 3-х уровней:
фед. бюджет и бюджеты гос. внебюдж. фондов. Фед. б. обеспечивает централизацию части бюджет. ресурсов общегос. хар-ра ,ч/з него регул-ся процесс распред-я нац. дохода м/у субъектами федерации.
бюджеты субъектов федераций и бюджеты территор. гос. внебюдж. фондов,
местные бюджеты.
Мест. бюджеты своими дох. и расходами не входят в бюджеты членов федераций, а те в свою очер. не вкл. в гос. бюджет.
Гос. бюджет – это осн. фин. план страны на текущ. год, имеющий силу закона, утверждается законодательством.
45. Бюджетный процесс в РФ.
БП – регламентируемая законом деят-ть органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. На всех стадиях БП осущ-ся контроль и проводится их эк-кий анализ. В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят: законодательные (представит.) и испол-ные органы власти; органы денежно-кредитного регулир-я; органы гос-ного (муниципального) контроля.
Составной частью бюдж. проц. яв-ся бюдж. регулир-е, т.е. частичное перераспр-е фин. ресурсов между бюджетами разных уровней.
4 стадии бюдж. процесса:
1 ст. – составл-е проекта б-а, его рассмотр-е и утв-е (1 год)
2 ст. – исполнение или бюдж. период (календ. год)
3 ст. – составление отчёта
4 ст. - утверждение
3-я и 4-я стадии длятся 8 мес.
Участники б. процесса:
президент
органы законодат власти (федер. собрание)
органы исп. власти (правительство)
органы ден-кредит. регулир-я
органы гос. и муниц. контроля
гос. внебюдж-е фонды
главные распорядители и распорядит. бюдж. ср-в
Сост-е проектов бюджетов основ-ся на след. документах: бюдж. послание президента, прогноз соц-экон. развития РФ, субъектов и т.д., осн. напр-я бюдж. и налог. политики соот. территории на бюдж. год, сводные фин. балансы, план развития гос. и муниц. секторов экономики.
1 стадия. Минфин, разработав осню хар-ки фед. б., направляет их правительству, а то направляет фед. собранию. До 15 июля идет согласов-е покаат. проекта. Далее докум. напр. правит-ву. с 15.07 по 15.08 рассмотрение и утв. проекта ФЗ о бюджете. Далее – в Госдуму и в комитет по бюджету, где приним. проект. Госдума рассм. проект в 4-х чтениях. 1 чт. 30 дн. Принятие законопроекта, если нет, то на дораб. пр-ву на 20 дн. 2 чт. 15 дн. 3 чт 25 дн. утверждение расходов. 4 чт. 15 дн. Принятие закона. Далее закон в теч. 5 дн. напр. на рассм. в совет федерации на 14 дн. Далее на подпись президенту.
2 стадия. Пр-во РФ по согласов. с нижестоящ. испол. органами организует порядок исполнения бюджетов. Эта часть бюдж. проц. вкл. вып. дох. и расх. частей бюджета.
3 и 4 стадии. Отчет сост. Минфин. Отчет об исполнении фед. бюдж. направ-ся правит., кот. предост. его в форме ФЗ в Госдуму и сч. палату. После предост-я закл-я сч. палаты Дума рассм. отчет и принимает решение об утверждении.
Решение о начале работы над бюджетом прин-ет Президент в Бюджетном послании.
Формирование фед-ного бюджета организуется и осущ-ся Прав-вом РФ на основе прогноза соц-эк-кого развития РФ на планируемый год и уточненного прогноза соц.-эк-кого развития РФ на среднесрочную перспективу. До середины июля года, предшествующего планируемому, в Прав-во РФ предоставляется Минфином РФ проект ФЗ «О фед. бюдж. на …г». в течение этого времени осуществляется согласование и уточнение бюджетных заявок министерств, ведомств, других структур, а также территорий с возможностями фед. бюджета, на основе анализа изыскиваются возможности увеличения его доходов.
Рассмотрение и утверждение ФБ начинаются после внесения проекта ФЗ «О ФБ на …г.» Прав-вом РФ в Госдуму. Совет Госдумы в 3-хдневный срок направляет его Президенту; в Совет Федерации Федерального Собрания РФ; в комитеты Госдумы – для внесения предложений и замечаний; в Счетную палату РФ для подготовки заключения. Госдума рассматривает проект ФЗ в четырех чтениях (40, 20, 30 и 10 дней после окончания каждого чтения). Принятый Госдумой ФЗ «О ФБ на …г.» в течение 5 дней со дня принятия передается Совету Федерации, где рассматр-ся в порядке, предусмотренном Конституцией РФ. Затем его рассматривает и подписывает Президент РФ.
Оперативный документ, на основе которого осущ-ся исполнение – поквартальная роспись доходов и расходов. Бюджетная роспись – документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финан-ния дефицита бюджета, устанав-щий распределение бюджетных ассигнований м/у получателями бюджетных ср-в и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Исполнить бюджет по доходам – значит мобилизовать контингенты налогов, сборов и др. платежей и распределить их по уровням бюджетной системы в соответствии с существующим закон-вом. Исполнить бюджет по расходам – это значит профинан-ть расходы, предусмотренные в бюджете, в соотв-вии с бюджетной росписью.
Важнейший элемент БП – эк-кий анализ бюджетных показателей: их обоснованности, стр-ры, динамики, других параметров. Его осуществляют фин. и налог. органы; ведомства; органы федер. казначейства и др. Необх-ть его очевидна: для прогнозного формир-я бюджета; отработки методов максимальной мобилизации доходов и эффект-го их использования; решения вопросов регулирования бюджетов всех уровней и др.
Он сопровождает все стадии БП.
- 1.Виды экономических систем и критерии их классификации.
- 2.Рынок: понятие, функции. Структура и инфраструктура рынка
- 3.Спрос как экономическая категория: кривая спроса, закон спроса, детерминанты спроса, эластичность.
- 4. Предложение как экономическая категория: кривая предложения, закон предложения, детерминанты предложения, эластичность.
- 5.Содержание и формы собственности. Проблемы разгосударствления и приватизации.
- 8.Классификация издержек фирмы
- 9.Стоимость ценность полезность и цена
- Макроэкономика
- 10. Общественное производство и его структура.
- 11. Сущность общественного воспроизводства и его типы
- 12. Ввп и внп
- 13. Конечный и промежуточный продукт. Добавленная стоимость
- 14. Кругооборот благ и ресурсов доходов и расходов в экономике.
- 15. Потребление и сбережения факторы их определяющие.
- 16. Понятие экономических циклов
- 17. Безработица
- 18. Причины и формы безработицы.
- Налоги и налогообложение
- 19. Сущность функции налогов и принципы налогообложения
- 20. Классификация налогов. Трехуровневая система налогов и сборов.
- 21. Налоги как основной источник доходов бюджета. Порядок установления изменения и отмены налогов.
- 22. Прямые и косвенные налоги.
- 24. Налоговая политика рф.
- 25. Налоговый контроль и налоговые проверки.
- 26. Налог на прибыль организаций.
- 27. Региональные и местные налоги.
- Финансы
- 28. Сущность и функции финансов.
- 29. Финансовая система рф, ее сферы и звенья.
- 30. Финансовая политика государства. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики.
- 31. Управление финансами: задачи, принципы, методы.
- 32. Система государственных органов управления финансами и их функции.
- 33. Финансовый контроль: задачи и принципы, виды и методы проведения.
- 34. Система органов государственного финансового контроля и их функции.
- 35. Государственный бюджет как основной финансовый план государства.
- 36. Межбюджетные отношения: понятие принципы.
- 37. Гос-ные внебюджетн. Фонды (вф), их виды и место в финансовой системе страны.
- 38 Страхование в системе финансов рф.
- 39. Формы государственного кредита и классификация гос. Займов.
- 40. Финансы в системе международных экономических отношений.
- 41. Бюджетный дефицит: причины возникновения.
- 42. Финансы населения и их влияние на эконом. Развитие.
- Государственные и муниципальные финансы.
- 43. Межбюджетные отношения в Российской Федерации: принципы, состояние, пути совершенствования.
- 44. Бюджетная система рф, ее структура и принципы построения.
- 46. Казначейская система исполнения бюджета.
- 47. Классификация расходов бюджетов: функциональная ведомственная экономическая.
- 48. Классификация доходов бюджетов. Налоговые и неналоговые доходы. Собственные и регулирующие доходы.
- 49. Государственный внутренний и внешний долг рф.
- 50. Доходы и расходы бюджетов бюджетной системы рф.
- 51. Государственный и муниципальный кредит. Управление государственным долгом рф.
- 52. Государственный долг принципы и методы.
- Деньги кредит банки
- 53. Сущность и функции денег, их виды и особенности. Роль денег в рыночной экономике.
- 54. Этапы эволюции денег
- 55. Денежное обращение: сущность, наличное и безналичное обращение.
- 56. Денежная масса. Закон денежного обращения.
- 57. Денежная система рф.
- 58. Инфляция: сущность и виды, причины и формы проявления.
- 59 Антиинфляционная политика в современной России.
- 60. Кредит, его функции, роль в рыночной экономике.
- 1.Перераспределительная функция.
- 2.Экономия издержек обращения.
- 3.Ускорение концентрации капитала.
- 4.Обслуживание товарооборота.
- 5.Ускорение научно-технического прогресса.
- 61. Коммерческий и банковский кредит.
- 62. Традиционная форма организации цб.
- 63. Основные виды пассиВных операций.
- 64. Европейская модель организации Центрального банка.
- 65. Расчеты по инкассо.
- 66 Кредитная система рф.
- 67. Международные кредитно - финансовые организации.
- Финансы организаций
- 68. Финансы хоз-щих субъектов, их функции и принцыпы организации.
- 69. Активы и капитал организации: понятие и классификация.
- 70. Доходы и расходы организации: экономическое содержание и классификация, условия признания.
- 71 Основные фонды и другие внеоборотные активы организации, источники их формирования и эффективность использования.
- 72. Амортизация основных фондов и методы ее начисления.
- 73. Оборотные средства организации, источники их формирования, эффективность использования.
- 74. Прибыль организации: понятие, функции, виды, порядок формирования, распределения и использования.
- 75. Финансовое планирование в коммерч. Организациях.
- 76 Анализ финансового сотояния организации: задачи, методы, виды, последов-ть, информ. База.
- 77, Анализ финансовой устойчивости и ликвидности организации.
- 78. Показатели эффективности использования оборотных средств и пути ее повышения.
- 79. Экономическая сущность и функции прибыли. Система рентабельности.
- Банковское дело
- 80. Структура современной банковской системы рф, принципы организации.
- 81 Банковская система рф.
- 82. Принципы организации безналичных расчетов в рф.
- 83. Организация межбанковских расчетов.
- 84. Центральный Банк рф, его цели и функции.
- 85. Коммерческие банки и их операции.
- 86. Основные типы банков.
- 87. Банковский кредит. Основные методы кредитования.
- 88. Валютный рынок и валютные операции.
- 89. Основные формы безналичных расчетов.
- 90. Межбанковские корреспондентские отношения.