8.5. Налоговые правоотношения и их особенности. Субъекты, объекты и содержание налоговых правоотношений
Налоговые правоотношения – это урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов, применения мер ответственности за налоговые правонарушения, участники которых наделены субъективными правами и несут юридические обязанности.
Налоговые правоотношения имеют двусторонний волевой характер: с одной стороны, норма налогового права появляется в ходе реализации воли государства, а с другой – правоотношение осуществляется через поведение конкретного участника налогового правоотношения.
Налоговые правоотношения имеют следующие особенности:
возникают в процессе деятельности государства по установлению и взиманию налогов и иных обязательных платежей;
формально определены, т. е. налоговые правоотношения регулируют четко определенные связи, складывающиеся между определенными субъектами;
обеспечены государственным принуждением – в случае нарушения налогового законодательства возникает ответная реакция государственного охранительного механизма.
Налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение, состоит из следующих элементов: субъектов, объектов и содержания.
Субъектом налогового правоотношения является любое лицо, поведение которого регулируется нормами налогового права и которое может выступать участником налоговых правоотношений, носителем субъективных прав и обязанностей. Налоговое право, регулируя отношения в налоговой сфере, определяет круг участников этих отношений, предоставляя им права и наделяя обязанностями.
Для возможности участия в налоговых отношениях субъекты налогового права наделены правоспособностью и дееспособностью, которые в совокупности представляют собой налоговую правосубъектность.
Налоговая правоспособность определяется как способность физических и юридических лиц иметь права и исполнять обязанности, предусмотренные налоговым законодательством.
Налоговая дееспособность – способность налогоплательщиков своими действиями создавать налоговые права и приобретать налоговые обязанности. Данная способность возникает при наступлении определенных условий: у юридических лиц – с момента регистрации, у физических – по достижении определенного возраста (с 18-ти лет – полная налоговая дееспособность).
В статье 4 Налогового кодекса Республики Беларусь установлен исчерпывающий перечень налоговых правоотношений, в который включены:
1) организации и физические лица, являющиеся плательщиками налогов и сборов;
2) организации и физические лица, являющиеся налоговыми агентами;
3) Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (налоговые органы);
4) Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни (таможенные органы);
5) республиканские органы государственного управления, органы местного управления и самоуправления, а также уполномоченные организации и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке, помимо налоговых и таможенных органов, прием и взимание налогов, сборов (пошлин).
Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы (органы государственного контроля), Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы (финансовые органы), иные уполномоченные органы при решении вопросов, отнесенных к их компетенции настоящим Кодексом и другим законодательством.
Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего между субъектами налоговых отношений возникает правовая связь. Объектами налогообложения могут быть: имущество (движимое и недвижимое); доходы (вознаграждение в денежной и натуральной формах за выполнение трудовых обязанностей, гонорары, дивиденды, прибыль и др.); операции по реализации товаров (работ, услуг) и др. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый специальным налоговым законом.
Содержание налогового правоотношения, как и любого другого правоотношения, раскрывается через права и обязанности субъектов правоотношения.
Важнейшим субъектом налоговых правоотношений является налогоплательщик, которому налоговое законодательство предоставляет права и возлагает на него обязанности.
Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) содержит перечень прав и обязанностей налогоплательщиков. Статья 21 предусматривает следующие основные права налогоплательщика:
1) получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц;
2) получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства;
3) представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя;
4) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных налоговым законодательством;
5) на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней;
6) присутствовать при проведении налоговой проверки;
7) получать акт налоговой проверки; представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения (разногласия) по актам проведенных налоговых проверок;
8) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении плательщиков;
9) требовать соблюдения налоговой тайны;
10) обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц;
11) на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов, неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц, в порядке, установленном законодательством;
12) иные права, предусмотренные налоговым законодательством.
Налоговым кодексом Республики Беларусь (ст. 22) урегулированы и обязанности налогоплательщиков, основными из которых являются:
1) уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины);
2) стать на учет в налоговых органах в порядке и на условиях, установленных налоговым законодательством;
3) представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном порядке бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие необходимые документы и сведения, связанные с налогообложением;
4) выполнять законные указания налогового, таможенного органа об устранении выявленных нарушений налогового законодательства;
5) представлять в налоговый орган по месту постановки на учет либо налоговому агенту документы, подтверждающие право на использование налоговых льгот;
6) обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов бухгалтерского учета, учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, других документов и сведений, необходимых для налогообложения;
7) выполнять другие обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.
Основной задачей налоговых органов является обеспечение поступления налогов в бюджеты различных уровней. Эта задача реализуется через широкий круг их прав и обязанностей.
Налоговые органы в соответствии со ст. 81 Налогового кодекса Республики Беларусь наделены следующими правами:
получать от плательщика (иного обязанного лица) необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин) документы (их копии), иную информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика (иного обязанного лица);
вызывать в налоговые органы плательщиков (иных обязанных лиц), а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), в отношении которых проводится налоговая проверка;
заявлять ходатайства: о ликвидации организаций и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей; о лишении организаций и индивидуальных предпринимателей специальных разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;
в порядке, установленном законодательством, направлять в суд иски (заявления): о ликвидации организации, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя; о признании осуществляемой плательщиком (иным обязанным лицом) деятельности незаконной в случае нарушения установленного порядка ее осуществления, а также о признании сделок (договоров) недействительными; о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица); об экономической несостоятельности (банкротстве) плательщика (иного обязанного лица); другие иски (заявления), предусмотренные законодательством;
получать от других государственных органов, организаций и физических лиц необходимые для выполнения возложенных на налоговые органы обязанностей информацию и документы, в том числе заключения соответствующих специалистов, экспертов;
при проведении налоговой проверки проверять у должностных лиц организаций и физических лиц удостоверяющие личность документы, бухгалтерские книги и другие реестры учета, статистические и бухгалтерские отчеты, балансы, счета и иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги и другое имущество, а также в порядке, установленном законодательством, производить личный досмотр и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;
взыскивать в установленном порядке неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы налогов, сборов (пошлин), пеней;
приостанавливать в случаях, установленных налоговым законодательством, операции плательщиков (иных обязанных лиц) по их счетам в банках;
доступа должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица) в установленном порядке;
назначать инвентаризацию имущества плательщика (иного обязанного лица) и опечатывать кассы, помещения, места хранения документов и (или) имущества плательщика (иного обязанного липа);
в целях налогового контроля в порядке, определяемом законодательством, создавать налоговые посты, обеспечивая нахождение должностных лиц налоговых органов на территории и (или) в помещениях плательщика (иного обязанного лица);
вносить в компетентные органы предложения о приостановлении выезда за пределы Республики Беларусь физических лиц до погашения ими задолженности по налоговому обязательству;
проводить в порядке, определяемом законодательством, контрольные закупки товарно-материальных ценностей и контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг для проверки соблюдения плательщиками налогового законодательства и установленного порядка приема наличных денежных средств.
изымать при проведении выездной налоговой проверки в установленном порядке документы плательщика (иного обязанного лица);
в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, производить изъятие вещей и товарно-материальных ценностей плательщика (иного обязанного лица), которые являются объектами нарушения налогового законодательства.
Налоговые органы могут иметь также другие права, установленные законодательством.
Правам налоговых органов соответствует набор определенных обязанностей, основные из которых согласно ст. 82 Налогового кодекса Республики Беларусь следующие:
1) действовать в строгом соответствии с законодательством;
2) корректно и внимательно относиться к плательщикам (иным обязанным лицам), их представителям, не унижать их чести и достоинства;
3) осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, сборов (пошлин), пеней;
4) вести учет плательщиков (в установленных случаях иных обязанных лиц) в Государственном реестре плательщиков (иных обязанных лиц) и других установленных законодательством реестрах;
5) издавать нормативные правовые акты о порядке исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин), а также информировать в пределах своей компетенции плательщиков (иных обязанных лиц) по их запросам;
6) в порядке, установленном налоговым законодательством, проводить налоговые проверки;
7) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиками (иными обязанными лицами) налоговых обязательств, неуплаты (неполной уплаты) пеней применять способы обеспечения исполнения налоговых обязательств, уплаты пеней, а также обеспечивать взыскание неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, сборов (пошлин), пеней в установленном порядке;
8) требовать от плательщиков (иных обязанных лиц) устранения выявленных нарушений налогового законодательства и контролировать исполнение этих требований;
9) в порядке, установленном Налоговым кодексом, осуществлять зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней и процентов по ним;
10) передавать (вручать) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю свои решения в отношении этих лиц в установленные налоговым законодательством сроки лично (под расписку) либо иным способом, свидетельствующим о дате получения этого решения или о дате направления соответствующей заказной корреспонденции по месту жительства физического лица или по месту нахождения организации;
11) соблюдать налоговую тайну и правила хранения сведений о плательщиках (иных обязанных лицах);
12) принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о нарушениях налогового законодательства и осуществлять в установленном порядке их проверку;
13) передавать правоохранительным органам в соответствии с их компетенцией материалы по фактам нарушений законодательства, за которые предусмотрена уголовная ответственность;
14) отменять не соответствующие законодательству решения нижестоящих налоговых органов.
Налоговые органы несут также и другие обязанности, определенные законодательными актами.
- 1.2. Финансовая деятельность государства. Принципы, методы и формы финансовой деятельности государства
- 1.3. Финансовая система государства и ее состав
- Тема 2. Понятие финансового права. Система и источники финансового права
- 2.1. Понятие, предмет и метод финансового права
- 2.2. Финансовое право в системе права Республики Беларусь: его особенности и связь с другими отраслями права
- 2.3. Система и источники финансового права
- Тема 3. Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения, их особенности и виды
- 3.1. Понятие финансово-правовых норм. Особенности финансово-правовых норм
- 3.2. Виды финансово-правовых норм. Структура финансово-правовой нормы
- 3.3. Финансово-правовые отношения. Их особенности и виды. Основания возникновения, изменения и прекращения финансово-правовых отношений
- Тема 4. Финансовый контроль в республике беларусь
- 4.1. Понятие, цели, задачи и принципы финансового контроля
- 4.2. Виды финансового контроля
- 4.3. Формы и методы финансового контроля
- 4.4. Контрольно-ревизионная документация, порядок ее оформления
- 4.5. Органы, осуществляющие финансовый контроль
- 4.5.1. Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь
- 4.5.2. Полномочия Комитета государственного контроля Республики Беларусь в сфере финансового контроля
- 4.5.3. Министерство финансов Республики Беларусь как орган финансового контроля
- 4.5.4. Функции и полномочия Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и его органов в сфере финансового контроля
- Особенная часть тема 5. Бюджетное право и бюджетное устройство республики беларусь
- 5.1. Понятие и значение бюджета
- 5.2. Понятие бюджетного права. Источники бюджетного права. Субъекты бюджетного права. Бюджетные правоотношения
- 5.3. Бюджетное устройство в Республике Беларусь. Бюджетная система Республики Беларусь и принципы ее построения
- 5.4. Состав доходов и расходов бюджетов. Целевые и резервные фонды бюджета. Оборотная кассовая наличность
- 5.5. Бюджетная классификация и ее правовое значение
- 5.6. Дефицит и профицит бюджета. Секвестр и блокирование бюджета. Защищенные статьи бюджета
- 5.7. Бюджетное регулирование и его методы
- Тема 6. Бюджетный процесс в республике беларусь
- 6.1. Понятие бюджетного процесса, его принципы и стадии
- 6.2. Стадия составления проекта бюджета
- 6.3. Порядок рассмотрения и утверждения бюджета
- 6.4. Стадия исполнения бюджета
- 6.5. Отчет об исполнении бюджета: порядок его составления и утверждения
- Тема 7. Правовое регулирование государственных денежных фондов
- 7.1. Понятие и виды государственных целевых денежных фондов
- 7.2. Правовое регулирование целевых бюджетных фондов
- 7.3. Правовое регулирование государственных целевых внебюджетных фондов
- Тема 8. Основы налогового права
- 8.1. Понятие налога, его признаки и функции. Отграничение налога от сбора и пошлины. Виды налогов
- 8.2. Правовая конструкция налога
- 8.3. Налоговая система Республики Беларусь. Ее структура и принципы формирования
- 8.4. Понятие налогового права. Место налогового права в системе финансового права
- 8.5. Налоговые правоотношения и их особенности. Субъекты, объекты и содержание налоговых правоотношений
- Тема 9. Правовое регулирование республиканских налогов
- 9.1. Правовое регулирование взимания налога на добавленную стоимость
- 9.2. Правовое регулирование взимания акцизов
- 9.3. Правовое регулирование взимания налогов на прибыль и доходы
- 9.4. Налог за пользование природными ресурсами (экологический налог)
- 9.5. Правовое регулирование взимания земельного налога
- 9.6. Правовое регулирование взимания налога на недвижимость
- 9.7. Правовое регулирование подоходного налога с физических лиц
- 9.8. Государственная пошлина
- Тема 10. Особые режимы налогообложения
- 10.1. Понятие и виды особых режимов налогообложения
- 10.2. Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию потребителям товаров, работ (услуг)
- 10.3. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции
- 10.4. Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства
- 10.5. Налог на лотерейную деятельность
- 10.6. Налог на игорный бизнес
- 10.7. Налогообложение в свободных экономических зонах
- Тема 11. Правовое регулирование местных налогов и сборов
- 11.1. Общая характеристика местных налогов и сборов в Республике Беларусь
- 11.2. Налог на продажу товаров в розничной сети
- 11.3. Сборы с пользователей (на примере сбора за парковку в специально оборудованных местах)
- 11.4. Сборы за услуги
- 11.5. Сборы за промысловую заготовку (закупку) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения
- 11.6. Целевые сборы
- Тема 12. Правовое регулирование государственных займов
- 12.1. Понятие и значение государственного займа (кредита)
- 12.2. Государственный долг: понятие и виды
- 12.3. Управление государственным долгом
- Тема 13. Правовые основы денежного обращения
- 13.1. Понятие денежной системы и ее составные элементы
- 13.2. Правила ведения кассовых операций и ответственность за их несоблюдение
- 13.3. Понятие расчетных правоотношений. Правовые формы безналичных расчетов. Ответственность за нарушение порядка осуществления безналичных расчетов
- Тема 14. Правовые основы валютного регулирования
- 14.1. Понятие валютных ценностей и иностранной валюты
- 14.2. Понятие валютных операций, их виды. Субъекты валютных операций
- 14.3. Порядок ввоза (вывоза) валюты и платежных документов в иностранной валюте физическими лицами в Республику Беларусь (из Республики Беларусь)
- 14.4. Правовые основы валютного контроля
- Тема 5. Бюджетное право и бюджетное устройство республики беларусь 47
- Тема 6. Бюджетный процесс в республике беларусь 60
- Тема 7. Правовое регулирование государственных денежных фондов 68
- Тема 8. Основы налогового права 77
- Тема 9. Правовое регулирование республиканских налогов 93
- Тема 10. Особые режимы налогообложения 119
- Тема 11. Правовое регулирование местных налогов и сборов 130
- Тема 12. Правовое регулирование государственных займов 137
- Тема 13. Правовые основы денежного обращения 141
- Тема 14. Правовые основы валютного регулирования 154