Понятие, виды и структура государственных расходов.
Расходы. Структура расходов бюджетной системы значительно изменилась в связи с проведением экономических реформ в стране. Нацеленность на переход к рыночным отношениям обусловила снижение уровня бюджетного финансирования народного хозяйства. Ассигнования на социально-культурные мероприятия и науку хотя и занимают значительный удельный вес в расходах бюджетной системы, однако в условиях экономического кризиса они не только не обеспечивают необходимой финансовой базы в этой сфере, но и проявили тенденцию к отставанию по темпам роста от других расходов. Между тем заметно возросли расходы бюджетной системы на содержание государственного аппарата.
Расходная часть бюджетной системы включает следующие основные направления. Это расходы на:
— содержание органов государственной власти и местного самоуправления, судов и правоохранительных органов;
— охрану окружающей природной среды;
— социально-культурную сферу;
— науку;
— международную деятельность.
Подробная конкретизация расходов бюджетной системы определена в Федеральном законе «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 г. В соответствии с этой классификацией представительными органами государственной власти и местного самоуправления ежегодно утверждаются суммы расходов каждого из бюджетов.
В Законе выделяются функциональная, экономическая, ведомственная и другие классификации расходов бюджетов.
В функциональной классификации содержатся группы расходов на государственное управление и местное самоуправление, на судебную власть, национальную оборону, образование, здравоохранение и т.д., отражающие функции государства.
Экономическая классификация — это группировка бюджетных расходов по их экономическому содержанию. В ней выделяются три крупных подразделения: текущие расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд внутри страны, государственных кредитов иностранным государствам).
К текущим относятся расходы, обеспечивающие текущее финансирование органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отраслям экономики в форме дотаций и субвенций на текущее финансирование, а также другие расходы, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией.
Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, расширенное воспроизводство, проведение капитального (восстановительного) ремонта. При осуществлении этих расходов создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, ее субъектов или муниципальных образований.
В составе капитальных расходов бюджета может быть сформирован бюджет развития, порядок формирования и использования которого регулируется особым федеральным законом.* Так, в составе федерального бюджета на 1999 г. утвержден Бюджет развития Российской Федерации, доходы которого намечено сформировать за счет иностранных кредитов и инвестиционных кредитов Международного банка реконструкции и развития, частично — за счет бюджетных доходов. Средства Бюджета развития направляются на поддержку экспорта высокотехнологической продукции по программам конверсии оборонного производства, на формирование уставного капитала Российского банка развития и другие инвестиционные проекты (ст. 126, 127 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год»).
______________________
* См.: Федеральный закон «О Бюджете развития Российской Федерации» от 26 ноября 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 48. Ст. 5856.
Наиболее объемная по содержанию — ведомственная классификация. Она включает перечень прямых получателей средств из бюджета (министерств, государственных комитетов и т.д.), распределение расходов по целевым статьям и видам расходов по прямым получателям и др. Однако в Законе ведомственная классификация расходов установлена применительно лишь к федеральному бюджету. А в отношении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов такая классификация утверждается соответствующими представительными органами субъектов РФ или местного самоуправления.
Расходы распределяются между бюджетами, исходя из следующих основных принципов:
а) соответствие состава расходов компетенции органов власти РФ, субъектов Федерации или органов местного самоуправления (по принадлежности);
б) учет подчиненности (подведомственности) предприятий, организаций, учреждений при формировании расходов каждого бюджета;
в) учет значения определенных мероприятий, учреждений, масштабов и последствий их влияния на развитие общества, в связи с чем они могут быть включены в вышестоящий бюджет.
В связи с усилением роли субъектов Федерации и органов местного самоуправления этот перечень следует дополнить принципом самостоятельности субъектов Федерации и органов местного самоуправления в определении направлений и состава расходов своих бюджетов.
Все эти принципы действуют в совокупности, характеризуют состав расходов бюджетов всех уровней. Так, компетенция органов государственной власти (или местного самоуправления) определяет основные направления расходов соответствующих бюджетов: финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий и др. Например, в связи с отнесением к ведению Российской Федерации обороны страны (-п. «м» ст. 71 Конституции РФ) расходы на оборону включаются именно в федеральный бюджет.
Учет подчиненности предприятий, организаций, учреждений конкретизирует указанные основные направления расходов для каждого бюджета, финансирование органов власти, организаций и учреждений, осуществляемых ими мероприятий производится из того бюджета, который соответствует подчиненности названных субъектов (учреждения федерального подчинения финансируются из федерального бюджета, муниципального — из конкретного муниципального бюджета и т.д.).
С учетом значения каких-либо организаций, учреждений и (или) осуществляемых ими мероприятий финансирование расходов может производиться не из данного бюджета, соответственно их уровню, а из вышестоящего. Например, суды всех уровней финансируются из федерального бюджета с учетом их роли в осуществлении правосудия и в целях создания независимости от местных властей.* Из федерального бюджета финансируются также органы системы МВД.
____________________
* См.: Конституция РФ. Ст 124; Федеральный закон «О финансирования судов РФ» от 10 февраля 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 7. Ст. 877.
На основании законодательства 1990-х гг. расширена самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления в формировании расходной части бюджета. Они не только самостоятельно определяют состав и виды бюджетных расходов соответственно подведомственному хозяйству, но могут выделять дополнительные средства не подчиненным им организациям (например, высшим учебным заведениям).
Все эти принципы отражены в законодательстве и находят свое проявление в правовых актах об утверждении конкретных бюджетов на определенный финансовый год. Так, в Законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. говорится о включении в бюджеты соответствующего уровня ассигнований на финансирование деятельности органов представительной и исполнительной власти (ст. 16), об отнесении на федеральный (республиканский бюджет РФ) расходов по содержанию судов. Самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления закреплена в Законе РФ «Об основах бюджетных прав...», в Федеральном законе «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», других нормативных актах.
Бюджетный кодекс РФ 1998 г. более детально регламентирует состав расходов бюджетов. В нем перечисляются расходы, финансируемые:
а) исключительно из федерального бюджета;
б) совместно финансируемые из всех звеньев бюджетной системы;
в) финансируемые исключительно из бюджетов субъектов РФ;
г) финансируемые исключительно из местных бюджетов. Совместное финансирование расходов из бюджетов разного уровня производится по согласованию соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления (ст. 84—87 БК РФ).
В характеристике расходов и доходов бюджета важной является не только качественная сторона (виды, направления и т. п.), но и количественная, в том числе соотношение объема доходов и расходов. В этом аспекте большое значение имеет принцип сбалансированности бюджета, закрепленный в законодательстве,* т.е. соответствия объема расходов бюджета объему его доходов. Он является необходимым условием реализации намеченных расходов.
____________________
* См.: гл. 13 Закона РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса», разд. IV части второй БК РФ.
Негативным проявлением отклонения от этого принципа является дефицит бюджета, т.е. превышение расходов над доходами. В настоящее время в условиях расстроенности экономики и финансов дефицит в бюджетной системе РФ стал трудно преодолимым явлением.
В связи с дефицитностью бюджета в 1990 г. впервые в РФ (как и в тогда существовавшем СССР) было произведено организационное перестроение расходной части бюджета: в ней выделены две части — бюджет текущих расходов и бюджет развития, что стало впоследствии общим требованием законодательства для бюджетов всех уровней.
Помимо этого, в бюджете текущих расходов предусмотрено выделение защищенных статей, перечень которых должен определяться ежегодно при утверждении бюджета соответствующим представительным органом власти. К ним отнесены, например, расходы по заработной плате, пенсиям, стипендиям, хозяйственным расходам на аренду, охрану, отопление, освещение и др. По этим статьям предусмотрено обязательное производство расходов в полном объеме.
Однако в федеральном бюджете на 1998 и 1999 гг. защищенные статьи не утверждались. В БК РФ 1998 г. выделение их также не предусмотрено.
В условиях бюджетного дефицита Законом РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» предусмотрено применение следующих мер:
а) при утверждении бюджета устанавливается предельный уровень (размер) его дефицита;
б) при превышении этого уровня вводится механизм секвестра расходов. Секвестр выражается в пропорциональном снижении расходов бюджета (на 5, 10, 15 и т.д. процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета, кроме защищенных статей;
в) привлечение средств путем выпуска займов (государственных или местных) и использование кредитов. Такие средства привлекаются на основании разрешений соответствующих представительных органов.
В БК РФ 1998 г. термин «секвестр» и упомянутый порядок его применения отсутствуют. Взамен этого в нем предусматривается введение «режима сокращения расходов» (ст. 229, 230).
Кроме того, БК вводит новое для российского бюджетного законодательства понятие — профицит бюджета, т.е. превышение доходов над расходами. Обнаружившийся в ходе составления и рассмотрения бюджета профицит подлежит сокращению в определенной последовательности с тем, чтобы бюджет был утвержден без превышения доходов над расходами (ст. 6, 88). Это не исключает возможности профицита в процессе исполнения бюджета как результата эффективности бюджетной деятельности. Так, на 1999 г. федеральный бюджет утвержден с дефицитом в сумме 101 370,5 млн руб. Одновременно в качестве одной из основных целей экономической политики впервые в 90-х гг. закон о федеральном бюджете на этот год определил обеспечение превышения доходов над расходами в сумме не менее 65,5 млрд руб. (ст. 1, 2 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год»).
Для нормального функционирования бюджетов, своевременного финансирования намеченных расходов законодательство предусматривает утверждение в структуре бюджетов сверх расходов оборотной кассовой наличности в определенной сумме. Оборотная кассовая наличность — это утверждаемая в составе бюджетов сумма, образуемая за счет остатков средств по соответствующему бюджету, предназначенная для использования в течение года на покрытие временных кассовых недостач. В том же году она должна быть восстановлена до утвержденных на начало года размеров.
- Примерные экзаменационные и зачетные вопросы по курсу «Финансовое право»
- Финансы как экономическая категория и предмет правового регулирования: понятие, сущность, функции.
- Финансовая система рф: понятие, структурно-функциональный анализ.
- Финансовая деятельность государства: понятие, основные направления.
- Методы, формы, принципы финансовой деятельности.
- Общая характеристика финансового права, как науки
- Финансовое право как отрасль российского права: предмет, метод, система.
- Финансовое право в системе российского права: общее и особенное во взаимосвязи с другими отраслями права.
- Источники финансового права
- Конституционные основы финансовой деятельности в рф.
- Финансово-правовая норма: понятие, содержание, структура, виды, особенности.
- Финансово-правовые отношения: понятие, виды, особенности. Защита прав субъектов финансовых правоотношений.
- Субъекты финансового права.
- 3.3. Субъекты финансового права
- Финансовый контроль в рф: понятие, виды, методы и органы.
- 5.2. Виды и органы финансового контроля
- 5.3. Методы финансового контроля
- Аудит как разновидность финансового контроля: понятие, порядок лицензирования, законодательное регулирование.
- Правовое положение субъектов аудиторской деятельности
- Аудиторская проверка: разновидности, порядок проведения.
- Общая характеристика системы органов государства, осуществляющих финансовую деятельность.
- Правовое положение Министерства финансов рф, его функции, цели, задачи, права и обязанности. Министерство финансов рф
- Правовое положение Федерального казначейства.
- Правовое положение органа государственного страхового надзора.
- Правовое положение Счетной Палаты Российской Федерации.
- Правовой статус Правительства рф, как субъекта финансовой деятельности
- Полномочия Президента рф в сфере финансовой деятельности
- Понятие и правовая форма государственного бюджета. Его роль в выполнении задач и функций государства.
- Бюджетное право и бюджетные правоотношения: понятие, особенности.
- Понятие, принципы и стадии бюджетного процесса (общая характеристика).
- Общая характеристика стадии составления проекта федерального бюджета как составляющей части бюджетного процесса.
- Общая характеристика стадии утверждения проекта федерального бюджета и принятия закона о федеральном бюджете как составляющей части бюджетного процесса
- Общая характеристика стадии исполнения федерального бюджета и утверждения отчета об исполнении федерального бюджета как составляющей части бюджетного процесса
- Бюджетное устройство в Российской Федерации.
- Бюджетная классификация: понятие, содержание, значение.
- Бюджетная классификация
- Состав бюджетной классификации
- Общая характеристика Бюджетного кодекса рф: структура, содержание.
- Государственные доходы: понятие, система.
- Понятие, виды и структура государственных расходов.
- Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
- Глава 2. Виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства
- Понятие, классификация и основы правового регулирования государственных и муниципальных целевых внебюджетных фондов.
- Основные источники формирования и направления использования средств Пенсионного фонда рф.
- Основные источники формирования и направления использования средств Фонда обязательного медицинского страхования.
- Основные источники формирования и направления использования средств Фонда обязательного социального страхования.
- Порядок финансирования государственных и муниципальных расходов.
- Налоги как экономическая категория. Понятие, сущность и функции налогов.
- Налоговая система рф: понятие, структурно-функциональный анализ.
- 1.1 Сущность налоговой системы и налогов и их роль в экономике государства
- Общая характеристика Налогового Кодекса рф.
- Налоговое право и налоговые правоотношения.
- Субъекты налогового права.
- Правовой статус налогоплательщика.
- Правовое положение налоговых органов.
- 9.2. Правовой статус Федеральной налоговой службы Российской Федерации
- 9.3. Органы мвд России: права, обязанности и ответственность в сфере налогового администрирования
- 9.4. Банки как субъекты налогового права
- Особенности принятия и вступления в силу федеральных законов о налогах
- Основные элементы закона о налоге.
- Понятие и состав налогового правонарушения.
- 7.1. Понятие и состав налогового правонарушения
- Ответственность за нарушение налогового законодательства.
- Банковское право в системе финансового права.
- 2. Место банковского права в системе российского права
- Финансово-правовое регулирование банковской деятельности в рф.
- Формы расчетов в рф.
- Общая характеристика банковской системы рф
- Особенности взаимоотношений Центрального Банка рф с кредитными учреждениями страны. Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями
- Банковский надзор в рф.
- Правовое регулирование денежного обращения в рф. Формы денежного обращения
- Формы денежного обращения
- Безналичное денежное обращение
- Формы денежного обращения
- Формы безналичных расчетов в рф (расчеты платежными поручениями, расчеты по инкассо, расчеты чеками, расчеты по аккредитиву)
- Понятие денежной системы Российской Федерации. Правовые основы обращения наличных денег.
- Эмиссионное право Банка России.
- Государственный и муниципальный долг. Субъекты управления государственным и муниципальным долгом Государственный и муниципальный долг. Управление государственным и муниципальным долгом
- Общая характеристика страхования как экономической категории и предмета правового регулирования. Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела
- Финансово-правовое регулирование страховой деятельности в рф.
- Правовое регулирование обязательного социального страхования
- Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля. Органы и агенты валютного контроля.
- Понятие и содержание валютного регулирования.
- 1.2. Понятие и содержание валютного регулирования
- Правила ведения валютных операций. Правила проведения валютных операций
- Валюты в расчетах между резидентами республики беларусь и нерезидентами
- Ответственность за нарушения валютного законодательства.