logo
FTO_Otvety_na_ekzamenatsionnye_voprosy

11. Управление оборотными активами

Управление активами и другими активами, целью которого является получение прибыли инвесторами. Инвесторами в данном случае могут выступать как компании (страховые компании, пенсионные фонды, корпорации и т. д.), так и частные инвесторы (непосредственно или с помощью коллективного инвестирования).

Под управлением оборотными активами понимается целенаправленная деятельность, связанная с планированием оптимальной величины оборотных активов, определением величины риска возникновения убытков, получаемых в результате нехватки тех или иных составляющих оборотных активов, а также связанная с контролем за выполнением плановых показателей и созданием организационной структуры управления.

Подходы к управлению оборотными активами

Подход

Реализация на практике

Соотношение доходности и риска

Запасы

Консервативный

Формирование завышенного объема страховых и резервных запасов на случай перебоев с поставками и прочих форс-мажорных обстоятельств

Большие потери на хранении запасов и отвлечении средств из оборота. Как следствие – снижение доходности. Уровень риска остановки производства – минимальный

Умеренный

Формирование резервов на случай типовых сбоев

Средняя доходность. Средний риск

Агрессивный

Минимум запасов, поставки «точно в срок»

Максимальная доходность, но малейшие сбои грозят остановкой (задержкой) производства

Дебиторская задолженность

Консервативный

Жесткая политика предоставления кредита и инкассации задолженности, минимальная отсрочка платежа, работа только с надежными клиентами

Минимальные потери от образования безнадежной задолженности и задержки оплаты, но уровень продаж и конкурентоспособность невелики

Умеренный

Предоставление среднерыночных (стандартных) условий поставки и оплаты

Средняя доходность. Средний риск

Агрессивный

Большая отсрочка, гибкая политика кредитования

Большой объем продаж по ценам выше среднерыночных, но также высока вероятность появления просроченной дебиторской задолженности

Денежные средства

Консервативный

Хранение большого страхового остатка денежных средств на счетах

Возможность вовремя совершать планируемые платежи даже при временных проблемах с инкассацией может привести к их обесценению

Умеренный

Формирование сравнительно небольших страховых резервов, инвестирование только в самые надежные ценные бумаги

Средняя доходность. Средний риск

Агрессивный

Хранение минимального остатка денежных средств, вложение свободных денежных средств в высоколиквидные ценные бумаги

Предприятие рискует не расплатиться по срочным обязательствам или понести потери из-за привлечения незапланированного краткосрочного финансирования

Одной из целей управления оборотными активами является снижение риска. Эта цель достигается, как правило, за счет создания страховых резервов, поэтому политика управления оборотными активами компании в первую очередь позволяет определить, каковы должны быть эти резервы. В зависимости от принятой политики управления оборотными активами математически обоснованное значение страхового запаса может быть увеличено или уменьшено. Если предприятие работает в условиях отсутствия перебоев с поставками товаров и погашением дебиторской задолженности, то целесообразно реализовывать агрессивную политику, то есть сокращать резервы и использовать высвободившиеся денежные средства. Если не удается добиться оптимальной реализации поставок в режиме реального времени и дебиторы периодически задерживают оплату, то целесообразно реализовывать консервативную политику управления оборотными активами, то есть создавать избыточные запасы и резервы, устанавливая лимиты на дебиторскую задолженность и т.д.

В качестве основных критериев оценки эффективности использования оборотных активов часто используют следующие показатели:

- рентабельность оборотных активов, рассчитываемая как отношение операционной прибыли к средней величине оборотных активов;

- чистый оборотный капитал, то есть разница между оборотными активами компании и краткосрочными пассивами. Основная задача – минимизировать объем чистого оборотного капитала. Если чистый оборотный капитал компании больше нуля, значит, для финансирования оборотных активов были использованы собственные средства компании, которые всегда значительно дороже привлеченных. Оптимальным можно считать вариант, когда чистый оборотный капитал равен нулю, то есть оборотные активы полностью финансируются за счет привлеченных краткосрочных средств.

Если по итогам оценки эффективности запланированного объема оборотных активов получено неудовлетворительное значение чистых оборотных активов или рентабельность оборотных активов не соответствует заданному целевому значению, в политику управления оборотными активами вносятся необходимые коррективы. К примеру, могут быть пересмотрены сроки кредитования покупателей, условия работы с поставщиками и т.д.

Дебиторская задолженность составляет значительную часть оборотных активов и оборотных средств организации. Поэтому оптимизация величины дебиторской задолженности является одним из главных факторов повышения эффективности деятельности организации.

Систему управления дебиторской задолженностью условно можно разделить на два крупных блока: кредитную политику, позволяющую максимально эффективно использовать дебиторскую задолженность как инструмент увеличения продаж, и комплекс мер, направленных на снижение риска возникновения просроченной или безнадежной дебиторской задолженности.

Дебиторская задолженность является неотъемлемым элементом сбытовой деятельности любого предприятия. Дебиторскую задолженность следует рассматривать как коммерческий кредит покупателю. Поэтому, несмотря на то, что высокая доля дебиторской задолженности в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую устойчивость предприятия и повышает риск финансовых потерь компании, использование коммерческого кредита способствует росту продаж, увеличению доли рынка и, как следствие, положительно влияет на финансовые результаты компании.

Управление дебиторской задолженностью заключается в эффективном планировании, организации и контроле потоков, формирующих дебиторскую задолженность, которая возникает главным образом в результате задержки оплаты по реализованным (отгруженным, осуществленным) товарам, работам, услугам.

Основной задачей в управлении  дебиторской задолженностью является определение ее  максимально допустимого размера как в целом для компании, так и по каждому контрагенту (кредитный лимит).