logo
FTO_Otvety_na_ekzamenatsionnye_voprosy

6. Взаимоотношения п/п с внебюджетными фондами

Каждое общество, основываясь на национальных, культурных, исторических традициях, берет на себя заботу о содержании нетрудоспособного населения, граждан, временно не имеющих работу, и ряд других функций. Как показывает мировой опыт, финансирование этих специфических целевых государственных функций за счет средств государственного бюджета не всегда эффективно. Как правило, во время кризисов, высокой инфляции, социальных и политических неурядиц низкая эффективность финансирования из госбюджета этих функций проявляется особенно отчетливо. Эти обстоятельства стали веским основанием для организации финансирования целевых общегосударственных задач из соответствующих их содержанию внебюджетных фондов.

В отечественной практике в условиях рыночной экономики образованы следующие внебюджетные фонды:

А. Страховые взносы на социальное обеспечение:

Пенсионный фонд;

Фонд обязательного медицинского страхования;

Фонд социального страхования РФ;

Государственный фонд занятости населения;

Б. Специальные фонды:

дорожные фонды;

природоохранные фонды;

фонды развития территории.

В. Общественные фонды:

негосударственные пенсионные фонды;

фонды поддержки науки, образования, медицины.

Фонды социального назначения (группа А) формируются за счет средств предприятий, граждан и госбюджета. Основными источниками пополнения Пенсионного фонда, Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования являются страховые взносы предприятий и организаций. Размер страховых взносов относится на производственные издержки предприятия. Эти взносы начисляются предприятием одновременно с начислением зарплаты служащим и перечисляются ежемесячно в фонды, независимо от факта выплаты зарплаты. Будучи обязательной статьей себестоимости, вышеуказанные страховые взносы ведут к автоматическому росту цен на продукцию предприятий. Динамика этого роста прямо зависит от роста зарплаты на предприятии. С другой стороны, жесткий порядок расчетов по этим взносам в случае наступления даже временного ухудшения платежеспособности предприятия усиливает напряженность в ее финансовом положении.

Взносы в фонд занятости формируются за счет прямых удержаний из начисленной зарплаты служащих в размере 1%. По существу порядок формирования этих удержании ничем не отличается от расчета и удержания налога на доходы физических лиц со служащих предприятия, различны лишь получатели да размеры этих удержаний.

Среди специальных фондов особое место занимают дорожные фонды. Всякие попытки на протяжении многих последних десятилетий решить проблему дорог в России за счет госбюджета не имели успеха. Возможно, финансирование строительства и содержание дорог из независимого от госбюджета специального фонда станет долгожданным способом решения одной из вековых российских бед.

Дорожные фонды формируются в основном из следующих налогов:

на реализацию горюче-смазочных материалов (независимо от того, кто занимается их реализацией);

с пользователей автодорог;

с владельцев транспортных средств;

на приобретение автотранспортных средств.

Налог на приобретение автотранспортных средств фирмы оплачивают за счет средств, предназначенных на финансирование капитальных вложений. Остальные налоги в дорожные фонды фирмы относят на собственные издержки со всеми ранее изложенными последствиями для ценовой политики.