7. Общая характеристика налогов, уплачиваемых предприятием
Отношения по установлению и уплате налогов, а также права и обязанности участников этих правоотношений регулирует законодательство о налогах. Принципы построения налоговой системы являются общими для всей территории России и определяются в части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
Налоги и сборы устанавливаются на основе принципа равенства для всех. Не допускается установление особых условий, дифференцированных налоговых ставок и льгот в зависимости от формы собственности или места происхождения капитала. Налоги и сборы не могут нарушать единое экономическое пространство Российской Федерации, препятствовать экономической деятельности.
При установлении налогов определяются налогоплательщики и элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, порядок расчета налога, порядок и сроки его уплаты. В необходимых случаях налоговым законодательством предусматриваются налоговые льготы и основания для их использования.
В соответствии с Налоговым кодексом устанавливаются следующие виды налогов: федеральные, региональные, местные и специальные налоговые режимы.
Федеральные
- Налог на добавленную стоимость
- Акцизы
- Налог на доходы физических лиц
- Единый социальный налог
- Налог на прибыль организаций
- Налог на добычу полезных ископаемых
- Водный налог
- Сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биоресурсов
- Государственная пошлина
Региональные
- Налог на имущество организаций
- Транспортный налог
Местные
Земельный налог – налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
Налог на имущество физических лиц
Специальные налоговые режимы
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
Упрощенная система налогообложения
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции
Федеральными называются налоги, установленные Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории России.
Региональными и местными признаются налоги, которые устанавливаются Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации (законами Хабаровского края) и нормативными правовыми актами муниципальных образований. Данные налоги обязательны к уплате на территории края и соответствующих муниципальных образований.
Специальные налоговые режимы предусматривают особый порядок расчета и уплаты налогов, применяемый в случаях, установленных Налоговым кодексом. Уплата налоговых платежей по специальным режимам заменяет уплату отдельных налогов.
Основные налоги
Налог на добавленную стоимость
Объектом налогообложения является реализация товаров, работ и услуг. Налоговая база определяется с учетом особенностей объекта налогообложения. Налог рассчитывается как произведение соответствующей налоговой ставки (0%, 10%, 18%, 10/110%, 18/118%) и налоговой базы. Реализация товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, и реализация работ (услуг), связанных с перевозкой указанных товаров, подлежит налогообложению по ставке 0%. Налогоплательщики обязаны вести в книгах покупок учет счетов-фактур - по приобретенным товарам (работам, услугам), и в книгах продаж учет выставленных счетов-фактур - по реализованным товарам (работы, услуги). По данным налогового учета рассчитываются суммы налога, подлежащие уплате в бюджет. Налоговая декларация представляется ежеквартально. Налог уплачивается с рассрочкой равными долями в течение трех месяцев ежеквартально.
Объектом налогообложения признаются операции по реализации лицам произведенных ими товаров; по передаче собственнику сырья (материалов) подакцизных товаров, произведенных из указанного сырья (материалов);ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Налоговая база определяется по каждому виду подакцизного товара (алкогольная продукция, пиво, табачные изделия, автомобили, нефтепродукты). Налог рассчитывается как произведение налоговой базы и налоговой ставки, которая устанавливается в процентах и (или) рублях за единицу измерения. Акциз уплачивается по месту производства подакцизных товаров.
Налогоплательщики – физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (фактически находящиеся на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев), уплачивают налог по доходам, полученным в Российской Федерации и (или) от источников за ее пределами. Физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами, уплачивают налог по доходам, полученным от источников в Российской Федерации по месту получения дохода. Налог рассчитывается и уплачивается организациями, индивидуальными предпринимателями, а также обособленными подразделениями иностранных организация в Российской Федерации (налоговыми агентами), производящими выплаты физическим лицам, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога. Порядок расчета и уплаты налога определяется в зависимости от вида получаемого дохода (объекта налогообложения).
Ставка налога устанавливается в зависимости от вида дохода и статуса налогоплательщика. По ставке 35% уплачивается налог в отношении дохода, полученного в виде:
- стоимости выигрышей, призов, полученных в рамках проведения рекламных кампаний , уменьшенной на сумму 4 тыс. рублей в соответствии с п.28 ст.217 НК РФ;
- процентных доходов по вкладам в банках в порядке определяемом ст.214.1. НК РФ;
-суммы экономии на процентах при получении заемных средств, в порядке, определяемом ст.212 НК РФ;
По ставке 30% уплачивается налог в отношении всех доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов в виде дивидендов;
Налог в отношении дохода от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами – резидентами РФ уплачивается по ставке 9%, физическими лицами, не являющимися резидентами РФ, - по ставке 15%;
По всем остальным видам дохода ставка налога установлена в размере 13% от суммы полученного дохода.
Плательщики налога - лица, являющиеся работодателями; физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей; физические лица, получающие вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам. Объектом налогообложения являются выплаты, начисленные в пользу работников, и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц. Налоговая база определяется для каждого работника (лица, получающего доходы). Налоговые ставки дифференцированы по категориям плательщиков и в зависимости от сумм доходов, начисленных физическим лицам.
С 2005 года максимальные налоговые ставки составляют:
по доходам до 280 тыс. рублей в год – 26%
по доходам свыше 280,0 тыс. рублей до 600,0 тыс. рублей – 72,8 тыс. рублей + 10% с суммы превышающей 280,0 тыс. рублей;
по доходам свыше 600,0 тыс. рублей – 104,8 тыс. рублей + 2% с суммы превышающей 600,0 тыс. рублей.
Платежи налога, рассчитанные по установленным ставкам распределяются: в федеральный бюджет (для зачисления в Пенсионный фонд); Фонд социального страхования Российской Федерации; федеральный и территориальный Фонды обязательного медицинского страхования.
Плательщиками налога являются организации, в том числе иностранные, осуществляющие деятельность через постоянное представительство на территории Российской Федерации и не осуществляющие деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, но получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Основная налоговая ставка, начиная с 01.01.2009, установлена в размере 20% от налоговой базы. Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.
Налог уплачивается российскими организациями, а также иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Российской Федерации через представительства, и (или) имеющие недвижимое имущество на территории России и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Объектом налогообложения для российских организаций признается имущество, учитываемое в качестве объектов основных средств. Для иностранных организаций объектом налогообложения являются:
В случае осуществления деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства - движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.
В случае отсутствия деятельности осуществляемой через постоянные представительства в Российской Федерации - находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.
Налог уплачивается юридическими и физическими лицами, на которых зарегистрированы в установленном порядке транспортные средства. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, грузовые автомобили, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера и иные транспортные средства. Налоговая база в зависимости от объекта налогообложения определена как мощность или сила тяги двигателя, валовая вместимость или единица транспортного средства. Налоговые ставки определяются в рублях на единицу налоговой базы. Конкретные налоговые ставки по каждой категории транспортных средств, порядок и сроки уплаты налога устанавливаются законом Хабаровского края.
На территории Российской Федерации использование земли является платным.
Формами платы за пользование земельными участками является земельный налог и арендная плата.
- 1. Принципы организации финансов бюджетных организаций
- 2. Состав затрат п/п, включаемый в себестоимость
- 3. Содержание финансовых отношений с Казначейством
- 4. Содержание оперативной работы финансовой службы
- 5. Взаимоотношения предприятия с бюджетом
- 6. Взаимоотношения п/п с внебюджетными фондами
- 7. Общая характеристика налогов, уплачиваемых предприятием
- 8. Взаимоотношение п/п с коммерческими банками и ркц
- 9. Управление запасами в бюджетной организации
- 10. Классификация денежных затрат предприятия
- 11. Управление оборотными активами
- 12. Смета доходов и расходов предприятия
- 13. Контрольно-аналитическая работа финансовой службы
- 14. Управление источниками финансирования оборотных средств
- 15. Содержание финансового планирования на п/п
- 16. Понятие выручки от реализации продукции
- 17. Задачи, функции финансовых служб
- 18. Бюджетные ассигнования на деятельность организации
- 19. Понятие прибыли организации
- 20. Характеристика финансовых результатов организации
- 21. Финансовые ресурсы бюджетных организаций
- 22. Характеристика операций по импорту
- 23. Документооборот организации по импорту и экспорту
- 24. Формирование уставного капитала
- 25. Характеристика операций по экспорту
- 26. Финансовые отношения с вышестоящими организациями
- 27. Управление пассивами и активами бюджетной организации
- 29. Характеристика заемного капитала
- 30. Управление издержками по основным фондам
- Издержки предприятия
- 32. Износ и амортизация основных средств
- 33. Сущность оборотных средств
- Классификация оборотных средств
- 34. Сущность банкротства предприятия
- 35. Нематериальные активы
- 36. Оценка нематериальных активов
- 37. Сущность доходов таможенного брокера
- 38. Взаимоотношения п/п с финансовыми институтами
- Взаимодействие предприятий с банками
- Банковское кредитование
- Валютные операции
- Лизинговые операции
- 39. Банковские счета, открываемые п/п
- 40. Платежные документы, необходимые для расчетов
- 41. Прямые и косвенные налоги
- 42. Управление кредитами из государственного бюджета
- 43. Сущность вложений на финансовый рынок
- 44. Сущность валютных операций
- 45. Операции предприятия – импортера
- 46. Операции предприятия-экспортера
- 47. Инвестиционная деятельность предприятия
- 48. Оценка ликвидности финансовых ресурсов
- 49. Оценка платежеспособности бюджетных организаций
- 50. Дебиторская и кредиторская задолженность организаций