Издержки предприятия
Издержки | ||
В сфере обмена и передачи прав | транзакционные | контроля |
По отношению к внутренней и внешней среде фирмы | явные (внешние) | неявные (внутренние) |
По временному периоду | постоянные | переменные |
Транзакционные издержки - это издержки на заключение и совершение сделки. При передаче прав собственности, обмене, заключении контрактов и т.д. возникают издержки на проверку достоверности предоставляемой информации, сбор необходимой документации, обеспечение правомерности сделки и пр. Противоположными транзакционным издержкам являются издержки контроля, то есть затраты на контроль любых внутренних взаимодействий в фирме. Например, два предприятия заключают между собой сделки, взаимодействуют, подписывают контракты и т.д. Издержки на их взаимодействие - являются транзакционными. Потом эти фирмы объединились и стали одной организацией. В этом случае все издержки, которые возникают в процессе взаимодействия двух подразделений одной фирмы (отделений, филиалов и т.д. - смотря по какому принципу объединились две организации) становятся издержками контроля. То есть фирме необходимо будет отслеживать внутренние взаимодействия, выполнение обязательств, достижение внутренних целей и т.д. Таким образом, чем больше фирма, тем выше издержки контроля.
По отношению к внешней и внутренней среде предприятия издержки разделяются, соответственно, на внешние (или явные) и внутренние (или неявные). К внешним затратам фирмы относятся издержки на взаимодействие с внешней средой данной фирмы - например, платежи поставщикам сырья. К неявным затратам фирмы относятся затраты на ресурсы, принадлежащие самому предпринимателю, а также затраты на такой важный ресурс как предпринимательский талант.
В краткосрочном периоде предприятие обладает постоянными факторами производства, а значит, затрачивает на них постоянную величину собственных средств. То есть мы можем выделить такое понятие, как постоянные издержки.
Постоянные издержки - это затраты производителя, которые в краткосрочном периоде остаются неизменными вне зависимости от изменения величины объема производства.
Переменные издержки - это затраты производителя, которые в краткосрочном периоде меняются в зависимости от изменения величины объема производства.
В отличие от постоянных издержек, величина которых не меняется при изменении объема выпуска, переменные издержки растут при увеличении объема выпуска, и уменьшаются при его снижении.
Общие издержки - сумма постоянных и переменных затрат фирмы, производящей определенный объем выпуска в краткосрочном периоде.
Предельные издержки - увеличение общих затрат, которое вызвано приращением объема производства на одну единицу.
Минимизация издержек - первое условие равновесия производителя. Второе - максимизация прибыли.
Управление издержками (затратами) эффективно только в жесткой увязке с системой бюджетирования. Внедрение на предприятии системы бюджетирования может расцениваться как первый шаг на пути к управлению. Разрабатывая бюджет, предприятие ограничивает размер планируемых затрат, тем самым управляя ими. Есть два варианта ограничения затрат уже в процессе бюджетирования: использование нормативов затрат, а также жесткое ограничение затрат (установления лимитов). Как показывает практика, оптимальным является сочетание этих двух методов: лимитирование применяется обычно к тем статьям затрат, для которых не установлены нормы (коммерческие расходы, общехозяйственные расходы и т.д.). Вместе с тем, есть и успешно функционирующие предприятия, которые используют только нормирование или только лимитирование.
Планирование затрат предприятия - один из наиболее эффективных инструментов управления затратами, но, к сожалению, хорошо забытый. Планы предприятия должны быть реальными, но напряженными, - такой подход обеспечит прогрессивное развитие предприятия.
Все статьи затрат разделить на три группы:
- затраты, не подлежащие пересмотру, поскольку существуют жесткие обязательства со стороны предприятия (например, заработная плата, заключенные договора);
- затраты, связанные с обязательствами, которые могут быть пересмотрены (например, существует возможность расторжения договоров, но могут последовать штрафные санкции);
- затраты, которые могут быть отклонены или отложены на другие периоды, без значительного ущерба для предприятия.
Сокращение затрат происходит путем поэтапного исключения групп затрат: сначала сокращаются затраты из третьей группу, потом - из второй и только в крайнем случае - из первой. Отметим, что пересмотр затрат первой группы может привести к необходимости структурных изменений: пересмотру штата, размеров заработной платы и т.д.
При этом перед руководителями подразделений, как правило, ставится задача выработать комплекс мероприятий, необходимых для снижения затрат до требуемого руководством уровня. Как показывает практика, в большинстве случаев возможно оптимизировать затраты путем проведения небольших организационных изменений в компании. Однако порой для снижения затрат могут потребоваться и более кардинальные меры - смена оборудования на более производительное, внедрение энергосберегающих технологий и т.д.
Для выявления затрат, которые могут быть сокращены, можно использовать различные виды анализа (или их сочетание):
- анализ структуры затрат;
- сравнительный анализ;
- анализ носителей затрат.
31. Управление внеоборотными активами
С учетом особенностей цикла стоимостного кругооборота внеоборотных активов строится процесс управления этими видами долгосрочных активов предприятия. Несмотря на многообразие состава операционных внеоборотных активов по отдельным видам и группам, цель финансового менеджмента в этой области относительно проста - обеспечить своевременное обновление и повышение эффективности использования операционных внеоборотных активов. С учетом этой цели формируется политика управления операционными внеоборотными активами предприятия.
Политика управления операционными внеоборотными активами представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в финансовом обеспечении своевременного их обновления и высокой эффективности использования.
Наиболее полно о политике управления внеоборотными активами, ее методах этапах раскрыл Бланк. Он отметил, что политика управления операционными внеоборотными активами предприятия формируется по следующим основным этапам:
1. Анализ операционных внеоборотных активов предприятия в предшествующем периоде. Этот анализ проводится в целях изучения динамики общего их объема и состава, степени их годности, интенсивности обновления и эффективности использования.
На первом этапе анализа рассматривается динамика общего объема операционных внеоборотных активов предприятия - темпы их роста в сопоставлении с темпами роста объема производства и реализации продукции, объема операционных оборотных активов, обшей суммы внеборотных активов. В процессе этого анализа изучается изменение коэффициента участия операционных внеоборотных активов в общей сумме операционных активов предприятия. Расчет этого коэффициента осуществляется по формуле:
Куова= ОВА/(ОВА+ОА)
где КУова - коэффициент участия внеоборотных активов в общей сумме операционных активов предприятия;
ОБА- средняя стоимость операционных внеоборотных активов предприятия в рассматриваемом периоде;
ОА - средняя сумма оборотных активов предприятия в рассматриваемом периоде.
На втором этапе анализа изучается состав операционных внеоборотных активов предприятия и динамика их структуры. В процессе этого изучения рассматривается соотношение основных средств и нематериальных активов, используемых в операционном процессе предприятия; в составе основных средств анализируется удельный вес движимых и недвижимых их видов (которые в производственной деятельности характеризуют соответственно активную и пассивную их части); в составе нематериальных активов рассматриваются отдельные их виды.
На третьем этапе анализа оценивается состояние используемых предприятием внеоборотных активов по степени их изношенности (амортизации). В процессе такой оценки используются следующие основные показатели:
• Коэффициент износа основных средств.
• Коэффициент годности основных средств.
• Коэффициент амортизации нематериальных активов.
• Коэффициент годности нематериальных активов.
• Сводный коэффициент годности операционных внеоборотных активов, используемых предприятием.
На четвертом этапе анализа определяется период оборота используемых предприятием операционных внеоборотных активов
На 5 этапе анализа изучается интенсивность обновления операционных внеоборотных активов в предшествующем периоде. В процессе изучения используются следующие основные показатели:
• Коэффициент выбытия операционных внеоборотных активов. Он характеризует долю выбывших операционных внеоборотных активов в общей их сумме.
• Коэффициент ввода в действие новых операционных внеоборотных активов. Он характеризует долю вновь введенных операционных внеоборотных активов в общей их сумме.
• Коэффициент обновления операционных внеоборотных активов. Он характеризует прирост новых операционных внеоборотных активов в общей их сумме.
Указанные показатели рассчитываются в процессе анализа не только по операционным внеоборотным активам в целом, но и в разрезе их видов - основных средств и нематериальных активов.
На шестом этапе анализа оценивается уровень эффективности использования операционных внеоборотных активов в отчетном периоде. В процессе такой оценки используются следующие основные показатели:
• Коэффициент рентабельности операционных внеоборотных активов.
• Коэффициент производственной отдачи операционных внеоборотных активов. Он характеризует объем реализации продукции (.или объем ее производства) в расчете на единицу используемых предприятием операционных внеоборотных активов.
2.Оптимизация общего объема и состава внеоборотных активов предприятия. Такая оптимизация осуществляется с учетом вскрытых в процессе анализа возможных резервов повышения использования внеоборотных активов в предстоящем периоде. В процессе оптимизации общего объема операционных внеоборотных активов из их состава исключаются те их виды, которые не участвуют в производственном процессе по различным причинам.
3. Обеспечение своевременного обновления операционных внеоборотных активов предприятия. В этих целях на предприятии определяется необходимый уровень интенсивности обновления отдельных групп операционных внеоборотных активов; рассчитывается общий объем активов, подлежащих обновлению в предстоящем периоде; устанавливаются основные формы и стоимость обновления различных групп активов. Более подробно вопросы финансового управления обновлением внеоборотных операционных активов рассматриваются в следующем разделе.
4. Обеспечение эффективного использования операционных внеоборотных активов предприятия. Такое обеспечение заключается в разработке системы мероприятий, направленных на повышение коэффициентов рентабельности и отдачи, операционных внеоборотных активов.
Используя в процессе управления эффективностью операционных внеоборотных активов эти показатели, следует учитывать два важных момента, обеспечивающих объективность оценки разрабатываемых мероприятий. Первый из них состоит в том, что при оценке всегда должна использоваться восстановительная стоимость операционных внеоборотных активов на момент проведения оценки. Второй из них состоит в том, что при оценке следует использовать остаточную стоимость операционных внеоборотных активов, так как большая их часть в процессе износа теряет часть своей производительности.
Рост эффективности использования операционных внеоборотных активов позволяет сократить потребность в них (за счет механизма повышения коэффициентов их использования во времени и по мощности), так как между этими двумя показателями существует обратная зависимость. Следовательно, мероприятия по обеспечению повышения эффективности использования операционных внеоборотных активов можно рассматривать как мероприятия по сокращению потребности в объеме их финансирования и повышению темпов экономического развития предприятия за счет более рационального использования собственных финансовых ресурсов.
5.Формирование принципов и оптимизация структуры источников финансирования операционных внеоборотных активов. Принципиально обновление и прирост операционных внеоборотных активов могут финансироваться за счет собственного капитала, долгосрочного заемного капитала (финансового кредита, финансового лизинга и т.п.) и за счет смешанного их финансирования.
Таким образом, политика управления внеоборотными активами формируется для обеспечения своевременного обновления и повышения использования внеоборотных активов.
- 1. Принципы организации финансов бюджетных организаций
- 2. Состав затрат п/п, включаемый в себестоимость
- 3. Содержание финансовых отношений с Казначейством
- 4. Содержание оперативной работы финансовой службы
- 5. Взаимоотношения предприятия с бюджетом
- 6. Взаимоотношения п/п с внебюджетными фондами
- 7. Общая характеристика налогов, уплачиваемых предприятием
- 8. Взаимоотношение п/п с коммерческими банками и ркц
- 9. Управление запасами в бюджетной организации
- 10. Классификация денежных затрат предприятия
- 11. Управление оборотными активами
- 12. Смета доходов и расходов предприятия
- 13. Контрольно-аналитическая работа финансовой службы
- 14. Управление источниками финансирования оборотных средств
- 15. Содержание финансового планирования на п/п
- 16. Понятие выручки от реализации продукции
- 17. Задачи, функции финансовых служб
- 18. Бюджетные ассигнования на деятельность организации
- 19. Понятие прибыли организации
- 20. Характеристика финансовых результатов организации
- 21. Финансовые ресурсы бюджетных организаций
- 22. Характеристика операций по импорту
- 23. Документооборот организации по импорту и экспорту
- 24. Формирование уставного капитала
- 25. Характеристика операций по экспорту
- 26. Финансовые отношения с вышестоящими организациями
- 27. Управление пассивами и активами бюджетной организации
- 29. Характеристика заемного капитала
- 30. Управление издержками по основным фондам
- Издержки предприятия
- 32. Износ и амортизация основных средств
- 33. Сущность оборотных средств
- Классификация оборотных средств
- 34. Сущность банкротства предприятия
- 35. Нематериальные активы
- 36. Оценка нематериальных активов
- 37. Сущность доходов таможенного брокера
- 38. Взаимоотношения п/п с финансовыми институтами
- Взаимодействие предприятий с банками
- Банковское кредитование
- Валютные операции
- Лизинговые операции
- 39. Банковские счета, открываемые п/п
- 40. Платежные документы, необходимые для расчетов
- 41. Прямые и косвенные налоги
- 42. Управление кредитами из государственного бюджета
- 43. Сущность вложений на финансовый рынок
- 44. Сущность валютных операций
- 45. Операции предприятия – импортера
- 46. Операции предприятия-экспортера
- 47. Инвестиционная деятельность предприятия
- 48. Оценка ликвидности финансовых ресурсов
- 49. Оценка платежеспособности бюджетных организаций
- 50. Дебиторская и кредиторская задолженность организаций