Особенности правового статуса
ГК создается на основании федерального закона.
Имущество, переданное ГК Российской Федерацией, является собственностью ГК, то есть не является государственной собственностью (этим ГК отличается от ФГУПов). Тем самым, контроль за собственностью ГК выведен из под надзора Счётной палаты РФ.
ГК не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам ГК, если законом, предусматривающим создание ГК, не предусмотрено иное.
ГК отличается как от ОАО с преобладающим государственным участием, так и от государственных унитарных предприятий (ФГУПов): в частности, на ГК не распространяются положения о раскрытии информации, обязательные для публичных ОАО, а также действие закона о банкротстве; в отличие от ФГУПов ГК выведены из-под контроля ряда государственных органов.
ГК не обязана представлять в государственные органы документы, содержащие отчет о своей деятельности (исключение составляют ряд документов, представляемых в правительство РФ). В частности, госорганы [2] без согласия ГК не могут:
запрашивать у органов управления корпорации их распорядительные документы;
запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности корпорации у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
направлять представителей для участия в проводимых корпорацией мероприятиях;
проводить проверки соответствия деятельности корпорации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;
в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения корпорацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения;
устанавливать соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества корпорациями целям, предусмотренным их учредительными документами.
На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Но если госкорпорацией используется государственная земля, то формальные основания для осуществления контроля со стороны Счетной палаты имеются. Например: «контроль эффективности и соблюдения целевого использования государственной собственности (земельных участков), находящейся в пользовании ГК…» Кроме того, cтатья 12 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» в сферу контрольных полномочий включает организации, в части предоставленных им налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ. Порядок формирования госкорпорации, то есть имущественный взнос Российской Федерации и есть то преимущество, на основании которого указанные организации подлежат контролю со стороны Счетной палаты РФ. Предмет контроля — эффективность управления имущественным взносом Российской Федерации.
На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 94-ФЗ о проведении госзакупок, что позволяет госкорпорациям проводить конкурсы и аукционы на закупку товаров, работ и услуг в произвольном порядке.
Контроль за деятельностью ГК осуществляется Правительством РФ на основе ежегодного представления корпорацией годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и иных документов корпорации. Любые другие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. ГК не обязана публиковать указанную отчетность.
Особенности правового статуса госкорпорации, в том числе порядок назначения руководителя, устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации (согласно большинству такого рода законов руководитель ГК назначается Президентом РФ).
Во второй половине 2007 года ускорился процесс создания различных государственных корпораций; в частности, создавались или планировались к созданию госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», «Ростехнологии», «Роснанотех», «Олимпстрой». В форме ГК создан Банк развития (бывший ВЭБ). В форме госкорпорации создано «Агентство по страхованию вкладов». Ряд чиновников и политиков высказались за создание госкорпораций в сфере рыболовства, жилищного строительства, дорожного строительства, лекарственного обеспечения, станкостроения. В то же время государственные «Объединённая авиастроительная корпорация» и «Объединённая судостроительная корпорация» созданы в форме ОАО, а не ГК.
Государственная корпорация - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Создается на основании федерального закона. Имущество, переданное ей Российской Федерацией, является собственностью госкорпорации.
Госкорпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам госкорпорации, если законом о ее создании не предусмотрено иное. Может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует этим целям.
Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим ее создание.
Госкорпорация в отличие от открытого акционерного общества (ОАО) с преобладающим государственным участием не может быть признана банкротом, так как действующее законодательство предусматривает банкротство лишь некоммерческих организаций, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного и иного фонда. На госкорпорации также не распространяются требования о раскрытии информации, обязательные для ОАО.
Принципиальное отличие госкорпорации от государственного унитарного предприятия (ГУПа) заключается в выводе госкорпорации даже из-под формального контроля государственных органов. В частности, госкорпорации не обязаны отчитываться перед госорганами о своей деятельности, за исключением ежегодного представления Правительству России годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности, некоторых иных документов. Любые другие федеральные органы государственной власти, включая Минюст и Росрегистрацию, налоговую и таможенную службу, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. При этом госкорпорация не обязана публиковать даже указанную отчетность (она публикует только отчетность, прямо названную законом о ее создании). Создание госкорпораций стало возможным после внесения 8 июля 1999 года изменений в Закон "О некоммерческих организациях".
Первой государственной корпорацией в России стало Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), возникшее в 1999 году (упразднено в 2004 году).
Создание госкорпораций стало магистральным направлением государственной политики во второй половине 2007 года.
В настоящее время в Российской Федерации существуют семь госкорпораций - Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк, ВЭБ), Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции ("Ростехнологии"), Российская корпорация нанотехнологий (РОСНАНО), Агентство по страхованию вкладов (АСВ), Фонд содействия реформированию ЖКХ, Государственная корпорация по атомной энергии ("Росатом") и Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (ГК "Олимпстрой"). Кроме того, в июле 2009 года глава государства утвердил закон о создании государственной компании "Российские автомобильные дороги" ("Автодор"), которая будет развивать сеть автомобильных дорог и придорожную инфраструктуру.
- I. Финансы: теоретические основы
- 1 Финансы: понятие. Финансы как совокупность производственных отношений.
- 2. Финансы как экономическая категория
- 3. Функции финансов
- Московская финансовая школа
- Питерская финансовая школа
- Функции финансов инжэкон
- 4. Роль финансов в системе рыночного хозяйства.
- 5. Финансовая система: понятие, структура, основные подсистемы и элементы.
- 6. Особенности финансовой системы рф. Тенденции развития финансовой системы рф.
- 8. Финансовые рынки: понятие, виды, функции. Характеристика финансовых рынков. Проблемы становления и развития финансовых рынков в рф.
- 9. Конституция рф. Статьи, регулирующие финансово-организационные отношения.
- II. Финансовый механизм
- 10. Финансовый механизм: понятие.
- 22. Нормативно-правовое обеспечение: перечень элементов (Конституция рф, бюджеты, законы, постановления правительства и т.Д.).
- 23. Информационное обеспечение: перечень элементов.
- III. Финансовая политика
- 24. Финансовая политика: понятие, задачи.
- 25. Взаимосвязь финансовой политики и социально-экономической политики государства.
- 26. Содержание и структура финансовой политики.
- 27. Бюджетная политика, основные мероприятия в рамках бюджетной политики.
- 28. Налоговая политика.
- 29. Таможенная политика, таможенные пошлины как инструмент таможенной политики.
- IV. Финансовое планирование и прогнозирование
- 41. Финансовое программирование.
- 42. Отличие финансового прогнозирования от финансового планирования.
- 43. Баланс финансовых ресурсов.
- 44. Баланс денежных доходов и расходов населения.
- V. Финансовый контроль
- 45. Финансовый контроль: понятие, значение.
- 46. Субъектный состав финансового контроля.
- 47. Внешний финансовый контроль: понятие, виды (государственный, банковский, общественный, аудиторский).
- 48. Государственный финансовый контроль: понятие, виды.
- 49. Задачи государственного финансового контроля.
- 50. Органы государственного финансового контроля.
- 51. Основные принципы государственного финансового контроля.
- 52. Внутренний финансовый контроль: понятие, особенности.
- 53. Формы финансового контроля: понятие, перечень.
- 54. Предварительный финансовый контроль.
- VI. Отдельные вопросы истории финансов россии
- 64. Финансы России в 9- 12 вв.
- 66. Финансы России периода формирования централизованного государства (16 в.).
- 67. Финансы России 17 в. (Смутное время).
- 68. Финансы России в 1613-1645 гг. (правление Михаила Романова).
- 69. Финансы России в 1645-1676 гг. (правление Алексея Михайловича).
- 70. Финансы России в 1676-1696 гг.
- 71. Особенности финансов России в период преобразований Петра I.
- 72. Особенности финансов Росси во второй половине 18-го века
- 73. Особенности финансов России в 1-ой половине 19-го века
- 74. Особенности финансов России во 2-ой половине 19-го века
- 75. Особенности финансов России в период «новой экономической политики».
- 76. Особенности финансов России в период Великой Отечественной войны.
- Органы управления финансами в рф
- 77. Управление финансами: понятие, функции.
- 78. Сущность реформы государственного управления 2004 г. (министерства, федеральные агентства, федеральные службы) и проблемы ее реализации.
- 80. Министерство финансов рф: цель деятельности и основные функции.
- 81. Министерство экономического развития: цель деятельности и основные функции.
- 82. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора: цель деятельности и основные функции.
- 83. Федеральная служба по финансовому мониторингу: цель деятельности и основные функции.
- 84 Федеральное казначейство: основные функции.
- 85. Федеральная налоговая служба: основные функции.
- 86. Федеральная служба по финансовым рынкам: основные функции.
- 87. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом: основные функции.
- 88. Федеральное агентство по государственным резервам: основные функции.
- 89. Федеральная таможенная служба: основные функции.
- 90. Федеральная антимонопольная служба: основные функции.
- 91. Федеральная служба по тарифам: основные функции.
- VIII. Государственные и муниципальные финансы: общая характеристика
- 92. Государственные финансы: понятие, структура (федеральные финансы, финансы субъектов федерации). Особенности организации и управления.
- 93. Муниципальные финансы: понятие, особенности организации и управления.
- 94. Формы и методы воздействия государственных и муниципальных финансов на экономику и социальную сферу.
- IX. Государственный кредит
- 95. Государственный кредит: понятие, субъекты, формы, функции.
- 96. Правовое регулирование государственного кредита в рф.
- 97. Государственные гарантии в системе государственного кредита: понятие, правовые основы регулирования, принципы предоставления.
- 98. Государственные займы: понятие. Классификация государственных займов.
- 99. Государственный долг: понятие, формы государственного долга. Основания возникновения государственного долга. Методы управления государственным долгом.
- 100. Государственный долг рф. Методы управления государственным долгом рф. Проблемы управления государственным долгом рф.
- X. Государственные ценные бумаги рф
- 101. Государственная ценная бумага: определение.
- 102. Федеральный закон рф от 29 июля 1998 г. № 136-фз «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».
- 103. Государственные долгосрочные облигации (гдо).
- 104. Государственные краткосрочные облигации (гко).
- 105. Облигации федерального займа с переменным купоном (офз-пк).
- 106. Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (офз-пд).
- 107. Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (офз-фд).
- 108. Облигации федерального займа с амортизацией долга (офз-ад).
- 109. Рынок гко-офз: понятие, функции, характеристики, цели, значение рынка гко-офз для российской экономики (программа помощи развитию реального сектора на основе рынка гко-офз).
- 110. Методы расчета доходности: бескупонных облигаций, облигаций с неизвестным купонным доходом; облигаций с известным купонным доходом.
- 111. Облигации Банка России.
- 112. Казначейские обязательства (ко). Казначейские векселя.
- 113. Золотые сертификаты. Золотые облигации.
- 114. Государственные сберегательные облигации (гсо).
- 115. Облигации государственных нерыночных займов (огнз).
- 116. Государственный внешний долг России (структура, количественные характеристики).
- 117. Государственный внутренний долг (структура, количественные характеристики).
- 118. Облигации внутреннего государственного валютного займа (овгвз).
- 119. Характеристика государственных облигационных займов рф, выпущенных в иностранной валюте.
- Концепция управления государственным долгом Санкт-Петербурга
- 121. Основные методы управления внешним государственным долгом рф.
- 122. Парижский клуб. Лондонский клуб.
- XI. Страхование
- 126. Страхование: понятие, цель. Законодательство. Основные черты страхования. Функции страхования.
- 127. Страховая сумма. Страховой тариф. Страховая премия. Страховое возмещение.
- 128. Формы страхования: добровольное страхование, обязательное страхование.
- 129. Виды страхования: по организационному признаку, по объектам страхования (имущественное, социальное, личное, страхование ответственности, страхование предпринимательского риска)
- 130. Личное страхование: понятие, виды личного страхования
- 131. Имущественное страхование: общая характеристика.
- 132. Страхование ответственности: объекты, виды.
- 133. Формы взаимодействия страховщиков. Сострахование. Перестрахование.
- XII. Финансы домашних хозяйств
- 134. Домохозяйство: понятие.
- 135. Финансы домохозяйств, их значение.
- 136. Доходы домашнего хозяйства: общий денежный, среднедушевой, валовой.
- 137. Структура финансов домашних хозяйств.
- 138. Структура доходов домашних хозяйств.
- 139. Структура расходов домашних хозяйств.
- 140. Сбережения домашних хозяйств.
- 141. Стремления к сбережению (по Кейнсу).
- 142. Основные теории сбережения.
- 143. Виды сбережений.
- XIII. Международные финансы
- 144. Мировая финансовая система: понятие, современные проблемы развития, индикаторы состояния.
- 145. Международные финансы: понятие, субъекты.
- 150. Роль финансов в развитии международного сотрудничества.
- 151. Направления укрепления мировой финансовой системы.
- 152. Международная финансовая архитектура: понятие, регулирующие организации.
- 153. Международные финансовые институты: понятие, основные виды.
- 154. Организация Объединенных Наций: цели, функции.
- Международный Валютный Фонд: цели, функции, организационная структура.
- Группа «Семи», Группа «Восьми»: цели, функции, организационная структура.
- Группа «Десяти», группа «Двадцати»: цели, функции, организационная структура.
- Совет по финансовой стабильности.
- Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (фатф): цели, функции, организационная структура.
- Группа Эгмонт: цели, функции, организационная структура.
- Базельский комитет по банковскому надзору: цели, функции, организационная структура.
- Вольфсбергская группа: цели, функции, организационная структура.
- Всемирный банк. Структура.
- Международный банк реконструкции и развития: цели, структура, источники финансирования.
- Международная ассоциация развития: цели, структура, источники финансирования.
- Международная финансовая корпорация: цели, структура, источники финансирования.
- Международное агентство по инвестиционным гарантиям.
- Международный центр по урегулированию инвестиционных споров.
- Европейский банк реконструкции и развития: цели, особенности, организационная структура, источники финансирования, деятельность.
- Всемирная таможенная организация.
- Международная организация комиссий по ценным бумагам.
- Всемирная торговая организация.
- Дополнительные вопросы:
- 173. Страховая компания: по выбору: характеристика.
- 174. Лауреаты Нобелевской премии по экономике 2009-2011 гг.: основные работы.
- История выборов в России.
- История
- [Править] Система выборов в России
- [Править] Отмена результатов выборов
- 176.Финансирование войны 1812 г.
- 178. Отличия и общее между осаго и каско.
- 179. Бюджетное послание президента рф о бюджетной политике 2012-14 гг.
- I. Основные результаты бюджетной политики в 2010 году и в начале 2011 года
- II. Основные проблемы и вызовы бюджетной политики
- III. Основные цели и задачи бюджетной политики
- IV. Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы
- V. Приоритеты бюджетных расходов
- VI. Межбюджетные отношения
- 180. Мировые финансовые центры.
- [Править] Мировые финансовые центры
- [Править] Лондон
- [Править] Нью-Йорк
- [Править] Гонконг
- [Править] Сингапур
- [Править] Франкфурт-на-Майне
- [Править] Цюрих
- [Править] Положение Москвы
- 181. Меридская конвенция
- 182.Основные положения Федерального закона «о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма».
- 183.Политическая декларация оон.
- 184. Металлические счета.
- 185. Государственные корпорации.
- Особенности правового статуса
- 186. Рейтинговые агентства: s&p, Moody’s, Fitch. (год основания, правила составления рейтинга, кол-во рейтингов, степень влияния, рейтинговые значения).
- 187. Основные положения Федерального закона, посвещенного монетизации льгот, характеристика статей касающиехся студентов (вуЗов).
- Правительственные обоснования проведения монетизации льгот
- [Править] Основные положения монетизации льгот
- 188. Рента, как доход от собственности.
- [Править] Виды ренты
- 189.Европейский центральный банк и евро.
- 190.Федеральная резервная система и доллар.
- История фрс
- Функции фрс