III. Основные цели и задачи бюджетной политики
В ближайшие годы в России должна быть сформирована новая модель экономического роста, основанная в значительной степени на частной инициативе, постоянных инновациях, эффективной системе предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре.
Важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.
В отличие от стран с более диверсифицированной экономикой Россия не может позволить себе иметь хронический дефицит бюджета и высокий уровень государственного долга, ставящих национальную экономику в зависимость от внешних условий и «вымывающих» из неё инвестиционные ресурсы.
При высоком уровне цен на нефть необходимо накапливать резервы, обеспечивающие «подушку безопасности» в случае внешнеэкономических шоков. Опыт 2008–2010 годов доказал правильность такого подхода к бюджетной политике.
Макроэкономическая стабильность, низкая инфляция, умеренная налоговая и долговая нагрузка, возможности для привлечения долгосрочных кредитных ресурсов могут и должны стать важнейшими конкурентными преимуществами России, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и, соответственно, расширение возможностей для решения социальных задач.
Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности страны, повышения эффективности и прозрачности государственного управления.
В этот же период должны быть приняты меры по снижению зависимости бюджета от конъюнктурных доходов и сокращению его дефицита.
Исходя из этого, необходимы системные действия по следующим ключевым направлениям.
Первое. Надо интегрировать бюджетное планирование в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны.
Не позднее 2012 года необходимо утвердить долгосрочный экономический прогноз, стратегию долгосрочного развития России и увязанную с ней бюджетную стратегию. В них должны найти комплексное отражение долгосрочные цели социально-экономического развития страны, финансовое и нормативно-правовое обеспечение механизмов их достижения.
В бюджетной стратегии должны быть предусмотрены критерии и процедуры оценки рисков устойчивости бюджетной системы.
Надо начать полномасштабное внедрение с 2012 года программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов на всех уровнях управления, в том числе утвердить основные государственные программы.
Второе. Следует закрепить начиная с 2015 года правила использования нефтегазовых доходов и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.
При формировании федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов необходимо обеспечить – в рамках переходного периода – создание предпосылок для введения указанных правил, предусмотрев стабилизацию и последующее снижение дефицита федерального бюджета.
Третье. На 2012–2013 годы будут снижены ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30 процентов, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощённую систему налогообложения, – до 20 процентов.
В 2012 году необходимо подготовить комплексные предложения по развитию пенсионной системы и системы обязательного социального страхования.
Четвёртое. Российская налоговая система должна отвечать современным вызовам в условиях глобализации экономики, обеспечивать справедливое налогообложение доходов экономических агентов и способствовать устойчивому развитию России как федеративного государства.
Требуется повысить роль налогов, взимаемых с компаний, работающих в нефтегазовом секторе, а также в алкогольной и табачной отраслях. Одновременно необходимо принять решения для ускоренного введения налога на недвижимость и расширения патентной системы налогообложения малого предпринимательства.
Пятое. Бюджетная политика должна быть нацелена на улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны.
Должно быть предусмотрено необходимое финансирование для обеспечения всех принятых обязательств, в том числе для реформирования денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, сотрудников органов внутренних дел, повышения пенсий и социальных пособий, модернизации здравоохранения и образования.
В качестве одного из основных источников для обеспечения решения поставленных задач следует рассматривать увеличение доходов от распоряжения имуществом, находящимся в федеральной собственности.
Шестое. Необходимо повысить отдачу от использования государственных расходов, в том числе за счёт формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг.
1 января 2012 г. завершается переходный период введения новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг на федеральном уровне, 1 июля 2012 г. – на региональном и местном уровне.
Нужно заблаговременно принять все необходимые для этого решения, качественно сформировать государственные и муниципальные задания для бюджетных и автономных учреждений и нормативы их финансового обеспечения.
Необходимо развитие конкуренции в сфере предоставления социальных услуг, в том числе за счёт привлечения к их оказанию негосударственных организаций, прежде всего социально ориентированных некоммерческих организаций.
Седьмое. Должна быть существенно снижена роль государства в непосредственном управлении экономическими активами. Правительству Российской Федерации необходимо определить график приватизации крупных пакетов акций в ключевых контролируемых государством компаниях, предусмотрев снижение доли участия до уровня ниже контрольного пакета акций или отказ от такого участия, за исключением ряда организаций, работающих в инфраструктурных секторах или непосредственно связанных с обеспечением безопасности государства.
Цель этой работы заключается прежде всего в создании условий для притока инвестиций и справедливой конкуренции в тех сферах, где такая конкуренция может способствовать активизации инвестиционной, предпринимательской и инновационной деятельности частных компаний, в том числе малых и средних. Надо исключить преимущества для деятельности организаций, которые полностью или частично находятся в государственной или муниципальной собственности, если это прямо не связано с обеспечением безопасности государства.
Восьмое. Требует кардинальной перестройки система государственных закупок.
Мировой опыт свидетельствует, что потребности государства в товарах, работах, услугах удовлетворяются более адекватно, если все процедуры государственного заказа встроены в единую институциональную среду. Таковой должна стать федеральная контрактная система, поручение по созданию которой было дано в конце прошлого года. Следует сформировать механизмы, гарантирующие надлежащее качество закупок с учётом всего жизненного цикла продукции, а также обоснованность цен контрактов и надёжный мониторинг их исполнения. В этой работе необходимо, наконец, полноценно учесть особенности сложной и инновационной продукции, работ и услуг, в том числе связанных с научными исследованиями. Использование неформализованных критериев при проведении конкурсных процедур должно сопровождаться обеспечением их максимальной открытости. При этом акцент должен быть сделан на достижении наилучшего результата закупок.
Необходимо рассмотреть вопрос о расширении практики заключения государственных (муниципальных) контрактов, выходящих за пределы финансового года. Но должна быть повышена и ответственность государственных (муниципальных) заказчиков за несоблюдение установленных сроков планирования и подготовки государственных (муниципальных) контрактов.
Кроме того, значимая для государства сфера закупок – это не только закупки непосредственно для нужд государства, но и для государственного сектора экономики. Это та сфера, где государство должно как инициировать спрос, так и стимулировать создание и развитие наукоёмких и эффективных производств, в том числе с использованием мер бюджетной политики.
В целях повышения эффективности расходов при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) субъектами естественных монополий, корпорациями и компаниями с государственным или муниципальным участием необходимо соответствующим образом сформировать процедуры их закупочной деятельности с учётом особенностей каждого из этих заказчиков. Прежде всего целесообразно установить требования, обеспечивающие информационную открытость конкурсов, которые готовятся проводить указанные заказчики, недопустимость необоснованных ограничений конкуренции участников (товаров), а также публичность результатов этих конкурсов.
Девятое. Необходимо расширение применения механизмов государственно-частного партнёрства при реализации инвестиционных проектов модернизации производства и внедрения инноваций. В частности, при осуществлении государственных инвестиций целесообразно в большинстве случаев оформлять участие государства в капитале компаний в форме привилегированных акций. Надо продолжить поддержку (в том числе безвозмездную) инновационного предпринимательства, особенно в части, касающейся содействия патентованию, стандартизации и коммерциализации разработок. Должно быть завершено создание специализированного агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.
Следует обеспечить практическое начало работы российского фонда прямых инвестиций, создаваемого в целях снижения рисков долгосрочных стратегических инвестиций в высокотехнологичные отрасли российской экономики, в том числе в инновационные проекты в энергетике, телекоммуникационном секторе, фармацевтике и других приоритетных отраслях.
Десятое. В 2011 году необходимо завершить разработку поправок и внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации по вопросам государственного и муниципального финансового контроля, а также применения мер ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации. Задача, поставленная в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2009–2011 годах, – внести в Государственную Думу соответствующий законопроект в 2008 году – до сих пор не выполнена.
В указанном законопроекте необходимо учесть особенности рисковых проектов с неопределёнными результатами исследований или разработок. Контроль за использованием бюджетных средств и иного имущества государства в таких случаях должен быть направлен на обеспечение целевого характера их использования и законности действий соответствующих организаций.
Одиннадцатое. Требуется обеспечить эффективную децентрализацию полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Созданные решением Президента Российской Федерации рабочие группы по правовым вопросам перераспределения полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, по финансовым и налоговым вопросам, по межбюджетным отношениям должны подготовить до конца текущего года предложения, предусматривающие в том числе меры по увеличению доли доходов региональных и местных бюджетов в структуре консолидированного бюджета Российской Федерации, соответствующие новому распределению полномочий. При необходимости нужно внести изменения в структуру налоговой системы и в бюджетное законодательство Российской Федерации.
Двенадцатое. Правительство Российской Федерации должно утвердить Концепцию создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами (электронный бюджет), направленную на повышение открытости, прозрачности и подотчётности финансовой деятельности публично-правовых образований, обеспечение доступности и достоверности информации для всех заинтересованных пользователей, повышение качества финансового менеджмента в секторе государственного управления, и начать реализацию этой Концепции.
- I. Финансы: теоретические основы
- 1 Финансы: понятие. Финансы как совокупность производственных отношений.
- 2. Финансы как экономическая категория
- 3. Функции финансов
- Московская финансовая школа
- Питерская финансовая школа
- Функции финансов инжэкон
- 4. Роль финансов в системе рыночного хозяйства.
- 5. Финансовая система: понятие, структура, основные подсистемы и элементы.
- 6. Особенности финансовой системы рф. Тенденции развития финансовой системы рф.
- 8. Финансовые рынки: понятие, виды, функции. Характеристика финансовых рынков. Проблемы становления и развития финансовых рынков в рф.
- 9. Конституция рф. Статьи, регулирующие финансово-организационные отношения.
- II. Финансовый механизм
- 10. Финансовый механизм: понятие.
- 22. Нормативно-правовое обеспечение: перечень элементов (Конституция рф, бюджеты, законы, постановления правительства и т.Д.).
- 23. Информационное обеспечение: перечень элементов.
- III. Финансовая политика
- 24. Финансовая политика: понятие, задачи.
- 25. Взаимосвязь финансовой политики и социально-экономической политики государства.
- 26. Содержание и структура финансовой политики.
- 27. Бюджетная политика, основные мероприятия в рамках бюджетной политики.
- 28. Налоговая политика.
- 29. Таможенная политика, таможенные пошлины как инструмент таможенной политики.
- IV. Финансовое планирование и прогнозирование
- 41. Финансовое программирование.
- 42. Отличие финансового прогнозирования от финансового планирования.
- 43. Баланс финансовых ресурсов.
- 44. Баланс денежных доходов и расходов населения.
- V. Финансовый контроль
- 45. Финансовый контроль: понятие, значение.
- 46. Субъектный состав финансового контроля.
- 47. Внешний финансовый контроль: понятие, виды (государственный, банковский, общественный, аудиторский).
- 48. Государственный финансовый контроль: понятие, виды.
- 49. Задачи государственного финансового контроля.
- 50. Органы государственного финансового контроля.
- 51. Основные принципы государственного финансового контроля.
- 52. Внутренний финансовый контроль: понятие, особенности.
- 53. Формы финансового контроля: понятие, перечень.
- 54. Предварительный финансовый контроль.
- VI. Отдельные вопросы истории финансов россии
- 64. Финансы России в 9- 12 вв.
- 66. Финансы России периода формирования централизованного государства (16 в.).
- 67. Финансы России 17 в. (Смутное время).
- 68. Финансы России в 1613-1645 гг. (правление Михаила Романова).
- 69. Финансы России в 1645-1676 гг. (правление Алексея Михайловича).
- 70. Финансы России в 1676-1696 гг.
- 71. Особенности финансов России в период преобразований Петра I.
- 72. Особенности финансов Росси во второй половине 18-го века
- 73. Особенности финансов России в 1-ой половине 19-го века
- 74. Особенности финансов России во 2-ой половине 19-го века
- 75. Особенности финансов России в период «новой экономической политики».
- 76. Особенности финансов России в период Великой Отечественной войны.
- Органы управления финансами в рф
- 77. Управление финансами: понятие, функции.
- 78. Сущность реформы государственного управления 2004 г. (министерства, федеральные агентства, федеральные службы) и проблемы ее реализации.
- 80. Министерство финансов рф: цель деятельности и основные функции.
- 81. Министерство экономического развития: цель деятельности и основные функции.
- 82. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора: цель деятельности и основные функции.
- 83. Федеральная служба по финансовому мониторингу: цель деятельности и основные функции.
- 84 Федеральное казначейство: основные функции.
- 85. Федеральная налоговая служба: основные функции.
- 86. Федеральная служба по финансовым рынкам: основные функции.
- 87. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом: основные функции.
- 88. Федеральное агентство по государственным резервам: основные функции.
- 89. Федеральная таможенная служба: основные функции.
- 90. Федеральная антимонопольная служба: основные функции.
- 91. Федеральная служба по тарифам: основные функции.
- VIII. Государственные и муниципальные финансы: общая характеристика
- 92. Государственные финансы: понятие, структура (федеральные финансы, финансы субъектов федерации). Особенности организации и управления.
- 93. Муниципальные финансы: понятие, особенности организации и управления.
- 94. Формы и методы воздействия государственных и муниципальных финансов на экономику и социальную сферу.
- IX. Государственный кредит
- 95. Государственный кредит: понятие, субъекты, формы, функции.
- 96. Правовое регулирование государственного кредита в рф.
- 97. Государственные гарантии в системе государственного кредита: понятие, правовые основы регулирования, принципы предоставления.
- 98. Государственные займы: понятие. Классификация государственных займов.
- 99. Государственный долг: понятие, формы государственного долга. Основания возникновения государственного долга. Методы управления государственным долгом.
- 100. Государственный долг рф. Методы управления государственным долгом рф. Проблемы управления государственным долгом рф.
- X. Государственные ценные бумаги рф
- 101. Государственная ценная бумага: определение.
- 102. Федеральный закон рф от 29 июля 1998 г. № 136-фз «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».
- 103. Государственные долгосрочные облигации (гдо).
- 104. Государственные краткосрочные облигации (гко).
- 105. Облигации федерального займа с переменным купоном (офз-пк).
- 106. Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (офз-пд).
- 107. Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (офз-фд).
- 108. Облигации федерального займа с амортизацией долга (офз-ад).
- 109. Рынок гко-офз: понятие, функции, характеристики, цели, значение рынка гко-офз для российской экономики (программа помощи развитию реального сектора на основе рынка гко-офз).
- 110. Методы расчета доходности: бескупонных облигаций, облигаций с неизвестным купонным доходом; облигаций с известным купонным доходом.
- 111. Облигации Банка России.
- 112. Казначейские обязательства (ко). Казначейские векселя.
- 113. Золотые сертификаты. Золотые облигации.
- 114. Государственные сберегательные облигации (гсо).
- 115. Облигации государственных нерыночных займов (огнз).
- 116. Государственный внешний долг России (структура, количественные характеристики).
- 117. Государственный внутренний долг (структура, количественные характеристики).
- 118. Облигации внутреннего государственного валютного займа (овгвз).
- 119. Характеристика государственных облигационных займов рф, выпущенных в иностранной валюте.
- Концепция управления государственным долгом Санкт-Петербурга
- 121. Основные методы управления внешним государственным долгом рф.
- 122. Парижский клуб. Лондонский клуб.
- XI. Страхование
- 126. Страхование: понятие, цель. Законодательство. Основные черты страхования. Функции страхования.
- 127. Страховая сумма. Страховой тариф. Страховая премия. Страховое возмещение.
- 128. Формы страхования: добровольное страхование, обязательное страхование.
- 129. Виды страхования: по организационному признаку, по объектам страхования (имущественное, социальное, личное, страхование ответственности, страхование предпринимательского риска)
- 130. Личное страхование: понятие, виды личного страхования
- 131. Имущественное страхование: общая характеристика.
- 132. Страхование ответственности: объекты, виды.
- 133. Формы взаимодействия страховщиков. Сострахование. Перестрахование.
- XII. Финансы домашних хозяйств
- 134. Домохозяйство: понятие.
- 135. Финансы домохозяйств, их значение.
- 136. Доходы домашнего хозяйства: общий денежный, среднедушевой, валовой.
- 137. Структура финансов домашних хозяйств.
- 138. Структура доходов домашних хозяйств.
- 139. Структура расходов домашних хозяйств.
- 140. Сбережения домашних хозяйств.
- 141. Стремления к сбережению (по Кейнсу).
- 142. Основные теории сбережения.
- 143. Виды сбережений.
- XIII. Международные финансы
- 144. Мировая финансовая система: понятие, современные проблемы развития, индикаторы состояния.
- 145. Международные финансы: понятие, субъекты.
- 150. Роль финансов в развитии международного сотрудничества.
- 151. Направления укрепления мировой финансовой системы.
- 152. Международная финансовая архитектура: понятие, регулирующие организации.
- 153. Международные финансовые институты: понятие, основные виды.
- 154. Организация Объединенных Наций: цели, функции.
- Международный Валютный Фонд: цели, функции, организационная структура.
- Группа «Семи», Группа «Восьми»: цели, функции, организационная структура.
- Группа «Десяти», группа «Двадцати»: цели, функции, организационная структура.
- Совет по финансовой стабильности.
- Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (фатф): цели, функции, организационная структура.
- Группа Эгмонт: цели, функции, организационная структура.
- Базельский комитет по банковскому надзору: цели, функции, организационная структура.
- Вольфсбергская группа: цели, функции, организационная структура.
- Всемирный банк. Структура.
- Международный банк реконструкции и развития: цели, структура, источники финансирования.
- Международная ассоциация развития: цели, структура, источники финансирования.
- Международная финансовая корпорация: цели, структура, источники финансирования.
- Международное агентство по инвестиционным гарантиям.
- Международный центр по урегулированию инвестиционных споров.
- Европейский банк реконструкции и развития: цели, особенности, организационная структура, источники финансирования, деятельность.
- Всемирная таможенная организация.
- Международная организация комиссий по ценным бумагам.
- Всемирная торговая организация.
- Дополнительные вопросы:
- 173. Страховая компания: по выбору: характеристика.
- 174. Лауреаты Нобелевской премии по экономике 2009-2011 гг.: основные работы.
- История выборов в России.
- История
- [Править] Система выборов в России
- [Править] Отмена результатов выборов
- 176.Финансирование войны 1812 г.
- 178. Отличия и общее между осаго и каско.
- 179. Бюджетное послание президента рф о бюджетной политике 2012-14 гг.
- I. Основные результаты бюджетной политики в 2010 году и в начале 2011 года
- II. Основные проблемы и вызовы бюджетной политики
- III. Основные цели и задачи бюджетной политики
- IV. Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы
- V. Приоритеты бюджетных расходов
- VI. Межбюджетные отношения
- 180. Мировые финансовые центры.
- [Править] Мировые финансовые центры
- [Править] Лондон
- [Править] Нью-Йорк
- [Править] Гонконг
- [Править] Сингапур
- [Править] Франкфурт-на-Майне
- [Править] Цюрих
- [Править] Положение Москвы
- 181. Меридская конвенция
- 182.Основные положения Федерального закона «о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма».
- 183.Политическая декларация оон.
- 184. Металлические счета.
- 185. Государственные корпорации.
- Особенности правового статуса
- 186. Рейтинговые агентства: s&p, Moody’s, Fitch. (год основания, правила составления рейтинга, кол-во рейтингов, степень влияния, рейтинговые значения).
- 187. Основные положения Федерального закона, посвещенного монетизации льгот, характеристика статей касающиехся студентов (вуЗов).
- Правительственные обоснования проведения монетизации льгот
- [Править] Основные положения монетизации льгот
- 188. Рента, как доход от собственности.
- [Править] Виды ренты
- 189.Европейский центральный банк и евро.
- 190.Федеральная резервная система и доллар.
- История фрс
- Функции фрс