V. Приоритеты бюджетных расходов
С 2012 года будет проведена реформа денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц. Она будет проходить в два этапа: с 2012 года – в Вооружённых Силах Российской Федерации и системе МВД России, с 2013 года – в остальных силовых ведомствах. Одновременно будет проведена реформа пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников военной организации, в результате чего размер пенсий значительно вырастет.
С 2012 года финансовое обеспечение полиции будет полностью осуществляться за счёт средств федерального бюджета. Одновременно будет проведена реформа денежного довольствия и социальной поддержки сотрудников органов внутренних дел.
В 2012 году средний размер пенсий возрастёт более чем на 11 процентов (декабрь 2012 года к декабрю 2011 года), социальных пособий – на 6 процентов.
Не позднее 2012 года должна быть решена проблема обеспечения жильём ветеранов Великой Отечественной войны в соответствии с принятыми обязательствами.
Будет продолжена реализация программ модернизации здравоохранения и образования, поддержка культуры, физической культуры и спорта.
Заслуживают особого внимания вопросы экологии, в том числе механизмы и правила финансирования природоохранных мероприятий. Они должны быть чёткими и понятными, содержать экономические стимулы для осуществления этих мероприятий.
Меры по развитию социальной сферы не должны сводиться к механическому наращиванию расходов. Необходимо внедрение новых механизмов оказания и финансового обеспечения государственных услуг, повышение их доступности и качества.
В 2012 году будет проведена индексация фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений и стипендиального фонда.
Оплата по-настоящему эффективного труда в сфере оказания государственных и муниципальных услуг должна стать более конкурентоспособной по отношению к оплате труда в других секторах. Прежде всего это касается заработной платы учителей и медицинских работников. Она должна существенно вырасти уже в ближайшие два года в соответствии с программами модернизации.
Правительство Российской Федерации до 1 сентября 2011 г. совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации должно представить предложения по повышению заработной платы медицинского персонала бюджетных учреждений дошкольного и общего образования, предусмотрев повышение заработной платы среднего медицинского персонала этих учреждений не менее чем на 50 процентов.
В целях модернизации региональных систем общего образования субъектам Российской Федерации в 2011–2013 годах будут выделены масштабные субсидии из федерального бюджета. Считаю, что за счёт части высвободившихся средств региональных бюджетов субъекты Российской Федерации смогут повысить заработную плату учителям, работающим на высоком профессиональном уровне.
Однако в целом решения вопроса оплаты труда в бюджетной сфере не достичь путём простого увеличения ставок и окладов. Нужна программа поэтапного совершенствования оплаты труда в бюджетном секторе, которая увязывала бы её дальнейший рост с оптимизацией структуры занятости и резким усилением стимулирующего характера как на уровне учреждений, так и на уровне конкретных работников.
В настоящее время ведётся работа по созданию перечней государственных и муниципальных услуг. Принципиально важно не свести их всего лишь к спискам основных направлений деятельности учреждений. Люди должны понимать, какие именно услуги, в каком объёме и какого качества они вправе получать за счёт бюджетных средств, учитываемых в соответствующих бюджетах.
Расширение самостоятельности и усиление ответственности учреждений резко повышают требования к нормативной базе по их финансированию. Она должна учитывать различия в качестве и результативность предоставляемых услуг.
Ориентации бюджетных расходов не на содержание сети учреждений, а на обеспечение результативности их деятельности в высокой степени способствует конкуренция учреждений с негосударственными, прежде всего социально ориентированными некоммерческими организациями. Поддержка подобной деятельности должна вестись как посредством государственных и муниципальных закупок оказываемых ими услуг, которые должны рационально сочетаться с государственными (муниципальными) заданиями для государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, так и с помощью грантовых механизмов, позволяющих поощрять разнообразные инициативы.
Надо внимательно проанализировать нормы законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, которые определяют возможности участия некоммерческих организаций в предоставлении государственных и муниципальных услуг. Если существующие нормы снижают конкурентоспособность этих организаций в указанной сфере, их надо исключить.
Ещё один важный вопрос, связанный со становлением в России конкурентоспособного сектора негосударственных некоммерческих организаций, – развитие института целевого капитала. Соответствующий федеральный закон принят ещё в 2006 году, но дело продвигается медленно. Даже в тех организациях, где целевой капитал сформирован, его результативность не всегда ощутима. Надо проанализировать ситуацию и принять меры по её исправлению, в том числе в части расширения состава видов пожертвований, которые могут использоваться при создании целевого капитала, и включения в него не только денежных средств, но и иного имущества.
В целях стимулирования инновационного развития страны необходимо продолжить:
поддержку инновационного предпринимательства за счёт содействия появлению фондов посевных инвестиций, поощрения увеличения расходов корпораций на инновации, стимулирования создания инновационных организаций вузами, государственными научными учреждениями и научными учреждениями государственных академий наук;
применение механизмов софинансирования заказов компаний на исследования и разработки в форме грантов, субсидий и иных механизмов, предусмотренных законодательством;
предоставление субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства, выполняемых с участием российских высших учебных заведений;
государственную поддержку развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства в образовательных и научных учреждениях;
поддержку научных исследований, проводимых под руководством ведущих учёных в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
поддержку государством деятельности венчурных фондов, предоставление гарантий при реализации инновационных проектов;
формирование и финансирование крупных научно-технологических проектов, поддерживаемых на принципах государственно-частного партнёрства и направленных не только на решение конкретной научно-технологической задачи, но и на содействие улучшению общего инновационного климата в стране, развитию массовых современных производств;
формирование «инновационного пояса» вокруг научных организаций и вузов (развитие технопарков, бизнес-инкубаторов, хозяйственных обществ, внедряющих результаты выполняемых научными организациями и вузами исследований и разработок, иных действенных элементов инфраструктуры инновационной деятельности).
В федеральном бюджете необходимо предусмотреть средства для выплаты начиная с 2012 года 3000 именных стипендий Президента Российской Федерации в размере не менее 7 тыс. рублей, а также 5000 стипендий Правительства Российской Федерации в размере не менее 5 тыс. рублей студентам и аспирантам, обучающимся по специальностям, которые соответствуют приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России.
- I. Финансы: теоретические основы
- 1 Финансы: понятие. Финансы как совокупность производственных отношений.
- 2. Финансы как экономическая категория
- 3. Функции финансов
- Московская финансовая школа
- Питерская финансовая школа
- Функции финансов инжэкон
- 4. Роль финансов в системе рыночного хозяйства.
- 5. Финансовая система: понятие, структура, основные подсистемы и элементы.
- 6. Особенности финансовой системы рф. Тенденции развития финансовой системы рф.
- 8. Финансовые рынки: понятие, виды, функции. Характеристика финансовых рынков. Проблемы становления и развития финансовых рынков в рф.
- 9. Конституция рф. Статьи, регулирующие финансово-организационные отношения.
- II. Финансовый механизм
- 10. Финансовый механизм: понятие.
- 22. Нормативно-правовое обеспечение: перечень элементов (Конституция рф, бюджеты, законы, постановления правительства и т.Д.).
- 23. Информационное обеспечение: перечень элементов.
- III. Финансовая политика
- 24. Финансовая политика: понятие, задачи.
- 25. Взаимосвязь финансовой политики и социально-экономической политики государства.
- 26. Содержание и структура финансовой политики.
- 27. Бюджетная политика, основные мероприятия в рамках бюджетной политики.
- 28. Налоговая политика.
- 29. Таможенная политика, таможенные пошлины как инструмент таможенной политики.
- IV. Финансовое планирование и прогнозирование
- 41. Финансовое программирование.
- 42. Отличие финансового прогнозирования от финансового планирования.
- 43. Баланс финансовых ресурсов.
- 44. Баланс денежных доходов и расходов населения.
- V. Финансовый контроль
- 45. Финансовый контроль: понятие, значение.
- 46. Субъектный состав финансового контроля.
- 47. Внешний финансовый контроль: понятие, виды (государственный, банковский, общественный, аудиторский).
- 48. Государственный финансовый контроль: понятие, виды.
- 49. Задачи государственного финансового контроля.
- 50. Органы государственного финансового контроля.
- 51. Основные принципы государственного финансового контроля.
- 52. Внутренний финансовый контроль: понятие, особенности.
- 53. Формы финансового контроля: понятие, перечень.
- 54. Предварительный финансовый контроль.
- VI. Отдельные вопросы истории финансов россии
- 64. Финансы России в 9- 12 вв.
- 66. Финансы России периода формирования централизованного государства (16 в.).
- 67. Финансы России 17 в. (Смутное время).
- 68. Финансы России в 1613-1645 гг. (правление Михаила Романова).
- 69. Финансы России в 1645-1676 гг. (правление Алексея Михайловича).
- 70. Финансы России в 1676-1696 гг.
- 71. Особенности финансов России в период преобразований Петра I.
- 72. Особенности финансов Росси во второй половине 18-го века
- 73. Особенности финансов России в 1-ой половине 19-го века
- 74. Особенности финансов России во 2-ой половине 19-го века
- 75. Особенности финансов России в период «новой экономической политики».
- 76. Особенности финансов России в период Великой Отечественной войны.
- Органы управления финансами в рф
- 77. Управление финансами: понятие, функции.
- 78. Сущность реформы государственного управления 2004 г. (министерства, федеральные агентства, федеральные службы) и проблемы ее реализации.
- 80. Министерство финансов рф: цель деятельности и основные функции.
- 81. Министерство экономического развития: цель деятельности и основные функции.
- 82. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора: цель деятельности и основные функции.
- 83. Федеральная служба по финансовому мониторингу: цель деятельности и основные функции.
- 84 Федеральное казначейство: основные функции.
- 85. Федеральная налоговая служба: основные функции.
- 86. Федеральная служба по финансовым рынкам: основные функции.
- 87. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом: основные функции.
- 88. Федеральное агентство по государственным резервам: основные функции.
- 89. Федеральная таможенная служба: основные функции.
- 90. Федеральная антимонопольная служба: основные функции.
- 91. Федеральная служба по тарифам: основные функции.
- VIII. Государственные и муниципальные финансы: общая характеристика
- 92. Государственные финансы: понятие, структура (федеральные финансы, финансы субъектов федерации). Особенности организации и управления.
- 93. Муниципальные финансы: понятие, особенности организации и управления.
- 94. Формы и методы воздействия государственных и муниципальных финансов на экономику и социальную сферу.
- IX. Государственный кредит
- 95. Государственный кредит: понятие, субъекты, формы, функции.
- 96. Правовое регулирование государственного кредита в рф.
- 97. Государственные гарантии в системе государственного кредита: понятие, правовые основы регулирования, принципы предоставления.
- 98. Государственные займы: понятие. Классификация государственных займов.
- 99. Государственный долг: понятие, формы государственного долга. Основания возникновения государственного долга. Методы управления государственным долгом.
- 100. Государственный долг рф. Методы управления государственным долгом рф. Проблемы управления государственным долгом рф.
- X. Государственные ценные бумаги рф
- 101. Государственная ценная бумага: определение.
- 102. Федеральный закон рф от 29 июля 1998 г. № 136-фз «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».
- 103. Государственные долгосрочные облигации (гдо).
- 104. Государственные краткосрочные облигации (гко).
- 105. Облигации федерального займа с переменным купоном (офз-пк).
- 106. Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (офз-пд).
- 107. Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (офз-фд).
- 108. Облигации федерального займа с амортизацией долга (офз-ад).
- 109. Рынок гко-офз: понятие, функции, характеристики, цели, значение рынка гко-офз для российской экономики (программа помощи развитию реального сектора на основе рынка гко-офз).
- 110. Методы расчета доходности: бескупонных облигаций, облигаций с неизвестным купонным доходом; облигаций с известным купонным доходом.
- 111. Облигации Банка России.
- 112. Казначейские обязательства (ко). Казначейские векселя.
- 113. Золотые сертификаты. Золотые облигации.
- 114. Государственные сберегательные облигации (гсо).
- 115. Облигации государственных нерыночных займов (огнз).
- 116. Государственный внешний долг России (структура, количественные характеристики).
- 117. Государственный внутренний долг (структура, количественные характеристики).
- 118. Облигации внутреннего государственного валютного займа (овгвз).
- 119. Характеристика государственных облигационных займов рф, выпущенных в иностранной валюте.
- Концепция управления государственным долгом Санкт-Петербурга
- 121. Основные методы управления внешним государственным долгом рф.
- 122. Парижский клуб. Лондонский клуб.
- XI. Страхование
- 126. Страхование: понятие, цель. Законодательство. Основные черты страхования. Функции страхования.
- 127. Страховая сумма. Страховой тариф. Страховая премия. Страховое возмещение.
- 128. Формы страхования: добровольное страхование, обязательное страхование.
- 129. Виды страхования: по организационному признаку, по объектам страхования (имущественное, социальное, личное, страхование ответственности, страхование предпринимательского риска)
- 130. Личное страхование: понятие, виды личного страхования
- 131. Имущественное страхование: общая характеристика.
- 132. Страхование ответственности: объекты, виды.
- 133. Формы взаимодействия страховщиков. Сострахование. Перестрахование.
- XII. Финансы домашних хозяйств
- 134. Домохозяйство: понятие.
- 135. Финансы домохозяйств, их значение.
- 136. Доходы домашнего хозяйства: общий денежный, среднедушевой, валовой.
- 137. Структура финансов домашних хозяйств.
- 138. Структура доходов домашних хозяйств.
- 139. Структура расходов домашних хозяйств.
- 140. Сбережения домашних хозяйств.
- 141. Стремления к сбережению (по Кейнсу).
- 142. Основные теории сбережения.
- 143. Виды сбережений.
- XIII. Международные финансы
- 144. Мировая финансовая система: понятие, современные проблемы развития, индикаторы состояния.
- 145. Международные финансы: понятие, субъекты.
- 150. Роль финансов в развитии международного сотрудничества.
- 151. Направления укрепления мировой финансовой системы.
- 152. Международная финансовая архитектура: понятие, регулирующие организации.
- 153. Международные финансовые институты: понятие, основные виды.
- 154. Организация Объединенных Наций: цели, функции.
- Международный Валютный Фонд: цели, функции, организационная структура.
- Группа «Семи», Группа «Восьми»: цели, функции, организационная структура.
- Группа «Десяти», группа «Двадцати»: цели, функции, организационная структура.
- Совет по финансовой стабильности.
- Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (фатф): цели, функции, организационная структура.
- Группа Эгмонт: цели, функции, организационная структура.
- Базельский комитет по банковскому надзору: цели, функции, организационная структура.
- Вольфсбергская группа: цели, функции, организационная структура.
- Всемирный банк. Структура.
- Международный банк реконструкции и развития: цели, структура, источники финансирования.
- Международная ассоциация развития: цели, структура, источники финансирования.
- Международная финансовая корпорация: цели, структура, источники финансирования.
- Международное агентство по инвестиционным гарантиям.
- Международный центр по урегулированию инвестиционных споров.
- Европейский банк реконструкции и развития: цели, особенности, организационная структура, источники финансирования, деятельность.
- Всемирная таможенная организация.
- Международная организация комиссий по ценным бумагам.
- Всемирная торговая организация.
- Дополнительные вопросы:
- 173. Страховая компания: по выбору: характеристика.
- 174. Лауреаты Нобелевской премии по экономике 2009-2011 гг.: основные работы.
- История выборов в России.
- История
- [Править] Система выборов в России
- [Править] Отмена результатов выборов
- 176.Финансирование войны 1812 г.
- 178. Отличия и общее между осаго и каско.
- 179. Бюджетное послание президента рф о бюджетной политике 2012-14 гг.
- I. Основные результаты бюджетной политики в 2010 году и в начале 2011 года
- II. Основные проблемы и вызовы бюджетной политики
- III. Основные цели и задачи бюджетной политики
- IV. Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы
- V. Приоритеты бюджетных расходов
- VI. Межбюджетные отношения
- 180. Мировые финансовые центры.
- [Править] Мировые финансовые центры
- [Править] Лондон
- [Править] Нью-Йорк
- [Править] Гонконг
- [Править] Сингапур
- [Править] Франкфурт-на-Майне
- [Править] Цюрих
- [Править] Положение Москвы
- 181. Меридская конвенция
- 182.Основные положения Федерального закона «о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма».
- 183.Политическая декларация оон.
- 184. Металлические счета.
- 185. Государственные корпорации.
- Особенности правового статуса
- 186. Рейтинговые агентства: s&p, Moody’s, Fitch. (год основания, правила составления рейтинга, кол-во рейтингов, степень влияния, рейтинговые значения).
- 187. Основные положения Федерального закона, посвещенного монетизации льгот, характеристика статей касающиехся студентов (вуЗов).
- Правительственные обоснования проведения монетизации льгот
- [Править] Основные положения монетизации льгот
- 188. Рента, как доход от собственности.
- [Править] Виды ренты
- 189.Европейский центральный банк и евро.
- 190.Федеральная резервная система и доллар.
- История фрс
- Функции фрс