Вопрос 14 Миграция рабочей силы.Ее формы и виды
Миграция рабочей силы - это перемещение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера. Можно выделить два основных вида международной миграции рабочей силы: - международная переселенческая миграция; - международная трудовая миграция. Международная трудовая миграция - это перемещение трудоспособного населения между государствами под влиянием сугубо экономических причин, то есть в поисках заработка. В отличие от переселенческой миграции, она предполагает сохранение постоянной связи мигранта со своей родиной. В зависимости от времени пребывания на территории другой страны (другого региона одной страны) выделяют постоянную, временную и маятниковую миграцию.
Постоянная (долгосрочная) миграция характеризуется численностью прибывших или выбывших на постоянное место жительства. Временная (краткосрочная) миграция представляет собой въезд или выезд, связанный с текущими потребностями без смены гражданства и постоянного места жительства. Маятниковая миграция является особым видом миграции в зависимости от времени и представляет собой передвижения работающих к месту работы из одного региона в другой и обратно к месту своего жительства в случае, если срок отсутствия лица на постоянном месте составил менее одной недели. По территориальному признаку миграцию делят на: - внутреннюю – т.е. перемещение в пределах страны, например, между её регионами, из села в город; - внешнюю – перемещение за пределы страны.
В данном случае различают: - иммиграцию - (от латинского immigrans – вселяющийся), въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов. - эмиграции – (от латинского emigro – выселять), выезд граждан из своей страны в другую на постоянное жительство или на более или менее длительный срок. По правовому статусу миграцию классифицируют на: регистрируемую (легальную) и нерегистрируемую (нелегальную).
По мотивам выделяют добровольную и вынужденную миграцию. Исчерпывающего перечня классификаций нет, все они условны, поскольку в реальной действительности строгих границ между видами миграции не существует.
Региональные экономические союзы: ЕС - экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 года) на принципах Европейских сообществ. С пятьюстами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2009 году около 28 % (16,4 трлн $) по номинальному значению и около 21 % (14,8 трлн $) — по паритету покупательной способности. С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг,включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону. Будучи субъектом международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединенных Наций, ВТО, Большой восьмёрке и Группе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС. ЕС — международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность), однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других — осуществляются посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Европейского союза, Европейская счетная палата и Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС.
НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле) - соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Сообщества (Европейского союза). Соглашение НАФТА было подписано 17 декабря 1992 и вступило в силу 1 января 1994. Основной целью НАФТА является устранение барьеров в сфере торговли и инвестиций между США, Канадой и Мексикой. В то время как Европейский союз базируется на концепции федеральной политики с распределением власти между его органами — Советом, Комиссией, Парламентом и Судом Правосудия, с одной стороны и членами-государствами с другой, НАФТА строит интеграцию на основе конфедеративных связей между независимыми суверенными государствами. Взаимодействие в сфере торгового оборота в каждом из этих государств поддерживается автономными директивными органами в рамках, установленных НАФТА. Цели НАФТА: — устранение таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения; — создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли; — привлечение инвестиций в страны-члены соглашения; — обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности; — создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления; — создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения;— создание единого континентального рынка.
Европейская ассоциация международной торговли и содружество независимых государств -?
Международные межотраслевые организации и союзы. МОКК международная организация по какао. Была создана в 1972 году в рамках соглашения для наблюдения за торговлей какао. Деятельность направлена на содействие развития и укрепление международного сотрудничества во всех отраслях мировой экономики связанных с какао. В нее входят 16 стран экспортеров и 21 импортеров.
МОК международная организация кофе возникла в 62 году входит 18 стран экспортеров и 36 импортеров. Механизм базируется на квотах продукция производится в рамках оговоренной квоты и цене.
ОПЕК организована 1960 году багдадской конференции куда вошло 12 стран учредители Венесуэла, Иран, Ирак, кювейт, ливия, Саудовская аравия. В состав организации может войти любая страна добывающая нефть подав заявку и получив одобрение в количестве 75%. Цели ОПЕК координация нефтеной политики стран участниц, стабилизация цен на нефть, защита интересов стран производителей нефьти получение справедливых доходов и бесперебойное обеспечение нефтью потребителей. ОПЕК добывает более 25 млн барелев в сутки и себестоимость 1-3$
Миграция рабочей силы.ее формы и виды
Миграция рабочей силы - это перемещение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера. Можно выделить два основных вида международной миграции рабочей силы: - международная переселенческая миграция; - международная трудовая миграция. Международная трудовая миграция - это перемещение трудоспособного населения между государствами под влиянием сугубо экономических причин, то есть в поисках заработка. В отличие от переселенческой миграции, она предполагает сохранение постоянной связи мигранта со своей родиной. В зависимости от времени пребывания на территории другой страны (другого региона одной страны) выделяют постоянную, временную и маятниковую миграцию.
Постоянная (долгосрочная) миграция характеризуется численностью прибывших или выбывших на постоянное место жительства. Временная (краткосрочная) миграция представляет собой въезд или выезд, связанный с текущими потребностями без смены гражданства и постоянного места жительства. Маятниковая миграция является особым видом миграции в зависимости от времени и представляет собой передвижения работающих к месту работы из одного региона в другой и обратно к месту своего жительства в случае, если срок отсутствия лица на постоянном месте составил менее одной недели. По территориальному признаку миграцию делят на: - внутреннюю – т.е. перемещение в пределах страны, например, между её регионами, из села в город; - внешнюю – перемещение за пределы страны.
В данном случае различают: - иммиграцию - (от латинского immigrans – вселяющийся), въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов. - эмиграции – (от латинского emigro – выселять), выезд граждан из своей страны в другую на постоянное жительство или на более или менее длительный срок. По правовому статусу миграцию классифицируют на: регистрируемую (легальную) и нерегистрируемую (нелегальную).
По мотивам выделяют добровольную и вынужденную миграцию. Исчерпывающего перечня классификаций нет, все они условны, поскольку в реальной действительности строгих границ между видами миграции не существует.
теории миграции рабочей силы. Способ регулирования.
Можно выделить 5 направлений международной миграции рабочей силы:
1) миграция из развивающихся в промышленно развитые страны;
2) миграция в рамках промышленно развитых стран;
3) миграция рабочей силы между развивающимися странами;
4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся в промышленно развитые);
5) миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.
Международная миграция рабочей силы — это объективный процесс, присущий рыночной экономике. Он так же объективен, как процесс перелива капитала между странами, развития внешнеторговых связей, международной экономической интеграции. Трудовые ресурсы в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее выгодное применение, дающее максимальную эффективность.
Существует несколько теорий, объясняющих причины и направленность международных миграционных процессов. Наиболее распространенный концептуальный подход исходит из классической теории и, в частности, из представления о соотношении факторов «выталкивания» и «притяжения» населения и рабочей силы как главных движущих силах данного процесса. Согласно классической (Е. Равенштайн, А. Люис, Дж. Фей, Г. Ранис) и неоклассической теории (Дж. Харрис, М. Тодаро) избыточные трудовые ресурсы мигрируют из преимущественно сельских районов с низкой предельной производительностью в более развитые урбанизированые районы. Часто решения о миграции объясняются индивидуальными представлениями о более благополучных районах и странах, а не фактическим положением вещей. Этим, например, экономисты-неоклассики объясняли миграционные потоки в урбанизированные районы с высокой безработицей.
В отличие от классических теорий приверженцы исторических и структуралистских концепций объясняют миграцию экономическим и политическим неравенством различных субъектов (стран, регионов, предприятий, индивидов), когда более сильные субъекты определяют направленность миграционных потоков в выгодном им направлении. Эти же теории признают важность таких факторов, как этнические и семейные связи среди мигрантов, роль государственного регулирования в данной области.
В реальной жизни все перечисленные подходы и объяснения дополняют друг друга и взаимопереплетены.
Говоря о сопоставимости человеческих ресурсов с другими экономическими ресурсами на международных рынках, важно отметить и их особенности. Они отражают специфику товара «рабочая сила», который является не только объектом, но и субъектом международных экономических отношений в данной сфере. Кроме того, процесс международной миграции оказывает не только экономическое, но и многоплановое социальное, демографическое и социально-психологическое влияние как на страны-доноры, так и на принимающие страны.
Особенности регулирования миграции, степень жесткости проводимой миграционной политики в целом и трудовой - в частности, зависят от экономических и политических интересов стран приема и стран поставщиков рабочей силы.
Экономическое регулирование трудовой миграции включает:
- уплату иммигрантами пошлины на трудоустройство;
- первоочередной приём иммигрантов, осуществляющих инвестиции в экономику страны-реципиента;
- налог на предпринимателей, использующих труд иммигрантов;
- ограничение времени пребывания иностранных работников в принимающей стране.
В принимающих странах могут действовать профессиональные и отраслевые ограничения на использование иностранной рабочей силы в форме запретов. Явные запреты прямо указывают профессии, которыми иностранцам заниматься нельзя. Другие ограничения действуют в форме приоритетных профессий, где может использоваться иностранная рабочая сила (редкие профессии, специалисты высшего класса, работники новых высокотехнологичных отраслей, работники, претендующие на низкооплачиваемую, не престижную, тяжёлую и вредную работу.
Центры притяжения рабочей силы.
Двумя традиционными центрами притяжения рабочей силы являются США и Западная Европа. Что касается США, то трудовые ресурсы этой страны исторически сложились за счет иммигрантов. В 50-х гг. США стали проводить политику привлечения высококвалифицированных кадров, которая осуществляется до сего времени. Довольно активно привлекаются низко- и полуквалифицированные работники (особенно из Мексики), которые сейчас составляют преобладающую группу иммигрантов в США. В 70-х гг. число легальных иммигрантов в эту страну достигло 4,5 млн. человек (20% прироста населения за 70-е гг.) - на треть больше, чем в предшествующее десятилетие. В 80-х гг. масштабы иммиграции еще больше возросли - на нее приходилось уже 39% прироста населения страны. В этот период в страну въехало 6 млн. легальных и 2 млн. нелегальных иммигрантов. В первой половине 90-х гг. интенсивность иммиграции не уменьшилась. Вместе с тем, по мнению некоторых российских экономистов, поскольку иммиграция в эту страну носит ассимиляционный характер, то этот центр для трудовой миграции является неперспективным. Другой традиционный центр притяжения рабочей силы - Западная Европа. По оценке Международной организации труда, здесь трудится более четверти иностранной рабочей силы мира. Средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы составляет здесь 600 тыс. человек, а вместе с членами семей - не менее 1,3 млн. человек. В 80-х гг. произошла некоторая перестройка в структуре занятости иностранных рабочих. Однако приток в страны ЕС практически не замедлился. Лишь в середине 90-х гг. стала проявляться понижательная тенденция. Лидерство в Европе по масштабам иммиграции удерживают Германия, Франция, Великобритания. К числу таких центров относятся нефтедобывающие страны Ближнего Востока - Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Кувейт и др. Например, в середине 90-х гг. только в Саудовской Аравии насчитывалось около 4 млн. трудовых мигрантов со всего света, занятых в различных сферах производства, экономической и социальной жизни этого богатейшего нефтедобывающего государства мира. Важным центром притяжения рабочей силы является Австралия. В стране используется до 200 тыс. иностранных работников. Как и США, Австралия нацелена на ассимиляцию иммигрантов.Одним из мировых центров притяжения рабочей силы является Южная Африка.
Регулирование миграции рабочей силы.
Международная миграция рабочей силы осуществлялась стихийно, но со временем масштабы и последствия миграции приобрели такое значение, что возникла потребность в регулировании этого процесса. Каждая страна самостоятельно, на основе соответствующего национального законодательства определяет свою миграционную политику. Однако сегодня существует множество международных соглашений, правовых актов, присоединяясь к которым, страны берут на себя обязательства следовать нормам международного права. В частности, Конвенция Международной организации труда (МОТ) обязывает страны, ратифицировавшие этот документ, организовывать бесплатные службы для информации мигрантов, содействовать перемещению, отъезду-приезду мигрантов, оказывать им медицинские услуги, разрешать перевод на родину заработка и сбережений.
Существует целый ряд международных организаций, занимающихся проблемами миграции рабочей силы: Комиссия ООН по народонаселению, Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (MOM). Последняя занимается упорядочением международной миграции, ее организацией, информацией по разным вопросам миграционного процесса.
Миграционная политика – это комплекс законодательных, организационных, экономических мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны населения, и в частности рабочей силы. Политика государства в области миграции населения и трудовых ресурсов включает два направления: иммиграционную, регулирующую принятие иностранных граждан и эмиграционную, регулирующую порядок выезда граждан из страны и обеспечивающую защиту прав эмигрантов за рубежом.
Нормативно-правовая основа регулирования миграции представлена многочисленными законами и подзаконными актами.
Иммиграционная политика. Иммиграционное законодательство предусматривает определенные требования к уровню образования, стажу работы, к здоровью, возрасту, политическому и социальному облику иммигранта. Принимающая страна, как правило, ограничивает продолжительность пребывания иностранных рабочих в стране; требует прохождения процедуры признания документов об образовании и т.п. В зависимости от национального состава принимающей страны может учитываться и национальность иммигранта.
Для регулирования процесса иммиграции используется иммиграционная квота – число иностранных работников, которые могут въехать в страну в течение определенного срока. Квота может устанавливаться для всей страны в целом, дифференцироваться по отраслям, по , предприятиям, по странам-донорам, распределяться по различным категориям иммигрантов. (Так, в США в 1995 г. 71% иммиграционной квоты предназначалось для родственников граждан США, 20% – для специалистов, в которых нуждается США, 9% – прочие.) Ограничение на въезд иностранцев может достигаться и за счет законов о профессиях, которыми не могут заниматься иностранцы.
Помимо административных используются экономические методы регулирования. Например, в соответствии с требованиями некоторых стран фирмы имеют право принимать иностранцев по достижении определенного объема продаж или после внесения определенной суммы в бюджет; частные лица могут въехать в страну, если они могут инвестировать в экономику принимающей страны определенную сумму и т.п.
Эмиграционная политика предполагает:
• поощрение эмиграции в случае напряженности на рынке труда (избыточного предложения) и сдерживание эмиграции в случае нехватки рабочей силы;
• принятие нормативных актов, способствующих поступлению валютных средств от эмигрантов;
• контроль за обеспечением для эмигрантов за рубежом соответствующего уровня жизни;
• обеспечение возвращения эмигрантов на родину;
• стимулирование приобретения или повышения профессиональной или образовательной подготовки эмигрантов за рубежом.
В современных условиях на международном рынке трудовых ресурсов растет роль стран-экспортеров рабочей силы. Последние, проводя соответствующую эмиграционную политику, регулируют масштабы и качественный состав эмигрантов; заключают двусторонние соглашения, предусматривающие определенные экономические и социальные гарантии для эмигрантов; организуют за рубежом представительства для осуществления контроля за выполнением международных соглашений по трудовой миграции; проводят государственное лицензирование фирм, занимающихся наймом граждан для работы за границей и др.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Вопрос 14 Миграция рабочей силы.Ее формы и виды
- Валюта и типы Термин «валюта» применяется в трояком понимании:
- Валютный курс и его виды. Способы государственного регулирования валютных курсов
- Свободные экономические зоны. Их виды и цели создания
- Оффшорные компании и механизм их фукционирования
- Эволюция международной валютно-финансовой сиситемы
- Особенности европейской валютной системы
- Мировой валютный рынок и его функции. Виды валютных операций
- Мировой валютный рынок
- Функции валютного рынка
- Валютный риск
- Место валютного рынка в системе национального финансового рынка
- Виды валютных операций, их эволюция
- Структура валютного рынка
- Участники валютного рынка
- Участники валютного рынка
- Срочные сделки. Механизм их функционирования
- Формы расчетов в международной торговле формы международных расчетов
- 3.1. Банковский перевод Понятие банковского перевода
- Правовые особенности совершения сделок с применением банковских переводов
- 3.2.Инкассо Понятие инкассо
- Правовые особенности совершения сделок с применением инкассо
- Недостатки инкассовой формы расчетов
- 3.3. Аккредитив Понятие аккредитива
- Разновидности аккредитивов.
- Правовые особенности совершения сделок с применением аккредитивов
- Недостатки аккредитивной формы расчетов
- Современные теории внешней торговли
- Теория с. Линдера. Теория м. Портера. Теория представительного спроса Линдера
- Теория м. Портера
- Теория «цикла жизни продукта ч. Киндельберга, р. Вернона, л. Уэлса.
- Земельные, водные и лесные ресурсы и их распределение по странам.
- Сырьевая политика развитых стран.
- Особенности ценообразования на сырьевых рынках.
- 1. Понятие ценообразования
- 2. Специфика ценообразования на рынках сырья
- Природно-ресурсный потенциал России. Природно-ресурсный потенциал
- Природные ресурсы классифицируются:
- Размещение природно-ресурсного потенциала России* (в %)
- Таможенные пошлины. Виды таможенных пошлин. Механизмы их функционирования.
- Нетарифные ограничения международной торговли. Механизмы их функционирования.
- Парадокс Мецлера.