Сырьевая политика развитых стран.
Промышленно развитые страны обладают широким арсеналом средств и механизмов для того, чтобы с помощью экономических рычагов обеспечить относительную стабильность на мировых рынках сырья, а также доступ к сырьевым ресурсам, необходимым для бесперебойной работы собственных национальных экономик. Этой цели, в частности, служат сложившаяся в последние десятилетия обширная сеть транснациональных компаний, по каналам которых проходит основная доля производимого сырья; деятельность международных региональных и межрегиональных экономических альянсов и союзов (ВТО, ЕС, АТЭС, НАФТА и др.), обеспечивающих более либеральный, более свободный международный режим обращения сырьевых товаров, а также комплекс наработанных за продолжительный период международных договоров и соглашений, регулирующих вопросы ресурсопользования и в основном обеспечивающих права различных сторон (государств), включая интересы индустриально развитых стран.
Вследствие этих изменений, а также окончания «холодной войны», международной разрядки в прошлое уходит эпоха борьбы (исключительно или в основном) политическими и военно-политическими средствами за контроль над топливно-сырьевыми ресурсами, в том числе и теми, которыми обладают арабские страны.
Политика промышленно развитых государств в этой области переходит в иную плоскость. Суть ее сводится как к поддержке сложившихся главным образом во второй половине ХХ в. международных механизмов воспроизводства и обращения сырьевых товаров, так и к обеспечению стабильности в регионах и странах – производителях и экспортерах сырьевых товаров. Последнее особенно актуально для арабских и африканских стран с имеющимися в них очагами региональных, двусторонних межгосударственных конфликтов, гражданскими войнами. Достигается это в последние десятилетия прежде всего экономическими средствами и механизмами, включая их международную составляющую. Политические и военно-политические средства имеют главным образом вспомогательное значение, при этом претерпела существенные изменения их функциональная роль.
В основе сырьевой составляющей ближневосточной политики промышленных государств, наряду с другими, приоритетными для индустриально развитых государств целями и задачами, лежит содействие экономическому развитию и социальному прогрессу стран региона, которые рассматриваются в качестве необходимых предпосылок внутриполитической стабильности, профилактики межгосударственных и региональных конфликтов, обеспечения безопасности международного капитала, занятого в сырьевом секторе, мировых транспортных коммуникаций и т.п.
Содействие хозяйственному развитию и социальному прогрессу в арабских государствах закреплено, в частности, в провозглашенной в 1992 г. Новой интеграционной политике ЕС в отношении стран южного Средиземноморья, в целом в ближневосточной политике промышленно развитых стран Европы и североамериканских государств, включая США, в курсе на включение арабских стран в международные торгово-экономические союзы, в реализации двусторонних межгосударственных программ помощи развитию и т.д.
Данный курс зафиксирован и в заявленной и неоднократно подтвержденной позиции индустриально развитых государств в отношении НЕПАД, представляющей собой комплексную долгосрочную программу по преодолению отсталости и кризиса, поразившего Африку в последние десятилетия и касающуюся арабских стран континента.
Учитывая сырьевой характер экономики большинства арабских стран, в вышеперечисленных программах, структурирующих политику индустриально развитых государств на данном направлении, особое место принадлежит сырьевой составляющей. В этой связи прежде всего следует отметить, что на протяжении последних десятилетий развитые страны не только декларируют, но и делают практические шаги на пути реализации одного из главных экономических требований развивающихся государств – снятия таможенных ограничений, сдерживающих экспорт сырья. Такой подход проявляется, в частности, в снятии индустриальными государствами количественных ограничений, снижении или полной отмене таможенных пошлин, которыми облагаются сырьевые товары из развивающихся государств, в совместных решениях о создании единого торгового пространства (между ЕС и отдельными арабскими государствами), в приеме арабских государств во Всемирную торговую организацию, призванную либерализовать международную торговлю, в других совместных решениях и инициативах, переговорном процессе по различным аспектам сырьевой проблемы.
Вместе с тем промышленно развитые государства продолжают и в настоящее время сохранять некоторые прямые и косвенные ограничения на импорт отдельных видов сырьевых товаров. Это связано главным образом со стремлением избежать разрушительных последствий для своих национальных производителей сырья, в особенности некоторых стратегических его видов, полной отмены таможенных ограничений на его ввоз. Однако в ближайшей и среднесрочной перспективе по мере создания соответствующих предпосылок таможенные ограничения, видимо, будут сняты в основном или полностью.
Важным элементом внешней политики индустриально развитых стран, связанной с природными ресурсами, являются меры, направленные на обеспечение стабильности цен на сырьевые товары на мировых рынках. Это достигается в основном вышеуказанными инструментами и механизмами общего порядка наряду с государственной поддержкой капитала, участвующего в разработке и сбыте стратегически важных видов сырья (государственные гарантии инвесторам и импортерам, кредиты и т.п.).
Элементы и механизмы поддержания стабильности в сфере ресурсопользования не означают, что безвозвратно в прошлое ушли кризисные ситуации между производителями и потребителями сырья. В отдельных случаях индустриально развитые государства вынуждены прибегать и к специальным внешнеполитическим инструментам и методам международной дипломатии. Так, отказ Марокко от продления соглашения с европейскими странами по рыболовству в своей экономической зоне потребовал от последних ряда уступок в области квот на вылов, создания совместных компаний, увеличения компенсационных выплат и т.д. Однако в целом это не нанесло политического ущерба или серьезного экономического урона европейским странам, имеющим соглашение с этой африканской страной. Конфликт вокруг соглашения еще раз показал не только наличие проблем между владельцами и потребителями ресурсов, но и возросшие возможности их решения путем переговоров, с помощью международной дипломатии и экономическими методами. В то же время он продемонстрировал, с одной стороны, что страны – владельцы ресурсов имеют определенные возможности, чтобы добиваться отдельных, порой существенных уступок, а с другой — готовность потребителей сырьевых товаров к разумным компромиссам.
Важным аспектом политики промышленно развитых государств в отношении отдельных видов сырья является курс на принятие коллективных мер со стороны международного сообщества, направленных на предупреждение проникновения в сферу международной торговли контрабандного сырья, будь то нефть, редкоземельные металлы, ценные породы дерева и т.п. Прежде всего, это относится к тем странам, в которых идут гражданские войны, действуют сепаратистские движения и где одна или несколько конфликтующих сторон вопреки решениям ООН осуществляет закупки оружия на средства от незаконного, по сути, вывоза сырья с контролируемых ими территорий за рубеж.
В отдельных случаях международные санкции, принятые по инициативе индустриально развитых государств, как это было, например, в 90-е годы с Ливией, серьезно ограничивают разработку месторождений сырья. Такие санкции носят временный характер, и их действие прекращается после урегулирования возникшей проблемы. Вместе с тем они достаточно эффективны и в последние десятилетия находят все большее применение в международной практике.
Несмотря на определенные рестриктивные аспекты в «сырьевой» политике в целом, для индустриально развитых стран характерно усиление курса на утверждение либерального режима международной торговли сырьевыми товарами, что соответствует глобализации хозяйственной жизни и либеральным рыночным принципам, декларируемым лидерами индустриально развитых государств и реализуемым на практике. В этой связи важным аспектом их внешней политики в конце ХХ – начале ХХI вв. стала борьба с терроризмом за обеспечение безопасности международного капитала, в том числе действующего в сфере добычи сырья, и международных торговых путей, особенно транспортировки углеводородного сырья и топлива, а также с незаконным оборотом сырья для производства радиоактивных материалов и т.п.
Одной из особенностей проводимого индустриальными странами курса в рассматриваемой области является стремление диверсифицировать источники импорта жизненно важных видов сырья. Особенно это касается энергоносителей. И страны Европы, и США, и другие промышленные державы на протяжении последних десятилетий заметно изменили географию источников ввозимой ими нефти, снизив свою критически высокую зависимость от ближневосточной нефти, в частности за счет наращивания производства и импорта нефти из неарабских государств. В целом через систему национальных и транснациональных, международных экономических структур и организаций ими поощряются диверсификация, расширение источников добычи и предложения на мировом рынке разнообразных видов сырья.
Что касается роли индустриально развитых государств в развитии производственных мощностей по переработке сырья в самих странах-производителях, то в основном она определяется концепциями либеральной экономики (минимум вмешательства государства в дела транснационального капитала) и вместе с тем стремлением содействовать арабским странам в преодолении слаборазвитости. В русле такой политики лежат и меры, направленные на вынос за национальные границы индустриально развитых государств экологически «грязных» видов производств, к числу которых относится большинство видов первичной переработки сырья. Параллельно промышленные страны усиливают связанную с этим экологическую составляющую своей внешней политики, хотя здесь просматриваются довольно существенные различия в подходах к отдельным аспектам охраны окружающей среды. Поэтому как индустриально развитые государства, так и развивающиеся страны региона стоят перед необходимостью продолжения переговорного процесса по ограничению ущерба экологии и поиску взаимоприемлемых решений в этой области, в том числе и путем компенсаций.
Вместе с тем вышеназванные направления во внешней политике развитых государств имеют свои пределы и ограничения, связанные с особенностями отдельных стран – продуцентов сырья: уровнем и динамикой внутриполитической стабильности, продвижением по пути формирования основ рыночной экономики и гражданского общества и т.п. В предстоящие годы они будут оказывать существенное влияние на курс экономически развитых государств в отношении экспортеров сырья. Вероятно, этот курс будет характеризоваться сочетанием усиления избирательного подхода к отдельным продуцентам сырья с продолжением усилий по утверждению либеральных основ ресурсопользования через сложившиеся к началу ХХI в. международные экономические механизмы, с содействием профилактике и прекращению вооруженных конфликтов, обеспечением безопасности транспортировки сырья, прежде всего углеводородного топлива, с поощрением развития обрабатывающих мощностей в странах – производителях сырья, поддержанием стабильных цен на сырье и т.п.
В целом, в постколониальный период внешнеполитический курс индустриально развитых государств в области ресурсопользования довольно прочно опирается на сформировавшуюся современную систему мирохозяйственных связей и международного права, позволяющих в основном бескризисно обеспечивать свои интересы в этой области, прежде всего ресурсные потребности, а также (все более) направлять хозяйственное использование арабских ресурсов на цели развития стран региона. Вместе с тем проблема эффективного ресурсопользования сохраняет для стран-продуцентов свою актуальность и остроту не столько в том, что касается их отношений с основными потребителями сырьевых товаров – индустриально развитых стран, сколько в сфере создания в самих арабских государствах необходимых для этого политических, экономических и иных условий и предпосылок.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Вопрос 14 Миграция рабочей силы.Ее формы и виды
- Валюта и типы Термин «валюта» применяется в трояком понимании:
- Валютный курс и его виды. Способы государственного регулирования валютных курсов
- Свободные экономические зоны. Их виды и цели создания
- Оффшорные компании и механизм их фукционирования
- Эволюция международной валютно-финансовой сиситемы
- Особенности европейской валютной системы
- Мировой валютный рынок и его функции. Виды валютных операций
- Мировой валютный рынок
- Функции валютного рынка
- Валютный риск
- Место валютного рынка в системе национального финансового рынка
- Виды валютных операций, их эволюция
- Структура валютного рынка
- Участники валютного рынка
- Участники валютного рынка
- Срочные сделки. Механизм их функционирования
- Формы расчетов в международной торговле формы международных расчетов
- 3.1. Банковский перевод Понятие банковского перевода
- Правовые особенности совершения сделок с применением банковских переводов
- 3.2.Инкассо Понятие инкассо
- Правовые особенности совершения сделок с применением инкассо
- Недостатки инкассовой формы расчетов
- 3.3. Аккредитив Понятие аккредитива
- Разновидности аккредитивов.
- Правовые особенности совершения сделок с применением аккредитивов
- Недостатки аккредитивной формы расчетов
- Современные теории внешней торговли
- Теория с. Линдера. Теория м. Портера. Теория представительного спроса Линдера
- Теория м. Портера
- Теория «цикла жизни продукта ч. Киндельберга, р. Вернона, л. Уэлса.
- Земельные, водные и лесные ресурсы и их распределение по странам.
- Сырьевая политика развитых стран.
- Особенности ценообразования на сырьевых рынках.
- 1. Понятие ценообразования
- 2. Специфика ценообразования на рынках сырья
- Природно-ресурсный потенциал России. Природно-ресурсный потенциал
- Природные ресурсы классифицируются:
- Размещение природно-ресурсного потенциала России* (в %)
- Таможенные пошлины. Виды таможенных пошлин. Механизмы их функционирования.
- Нетарифные ограничения международной торговли. Механизмы их функционирования.
- Парадокс Мецлера.