Таможенные пошлины. Виды таможенных пошлин. Механизмы их функционирования.
Понятие таможенной пошлины, её экономическая природа , функции и виды.Таможенные пошлины - это обязательные платежи или взносы, которые взимаются таможенными органами в случае ввоза товара на таможенную территорию или же вывозе с нее. Они являются неотъемлемым условием подобного вывоза или ввоза. В настоящее время различают многочисленные виды таможенных пошлин. Их уплата обеспечивается государственным принуждением и носит обязательный характер. При пересечении товарами и транспортными средствами таможенной границы уплачиваются таможенные налоги - НДС, акцизы (по подакцизным товарам) и таможенные (ввозные, вывозные, а в ряде случаев - транзитные) пошлины. Таможенное налогообложение — это отношения, складывающиеся между организациями, индивидуальными предпринимателями, а также лицами, признаваемыми налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемыми в соответствии с ТК РФ, с одной стороны, и таможенными и налоговыми органами, с другой, по поводу исчисления и уплаты таможенных налогов. Чаще всего эти отношения напрямую связаны с осуществлением внешнеторговой деятельности. При пересечении таможенной границы взимаются разнообразные таможенные платежи: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; 4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; 5) таможенные сборы: • сбор за выдачу лицензий и возобновление их действий; • сбор за выдачу квалификационного аттестата по таможенному оформлению и возобновление его действия; • таможенные сборы за таможенное оформление; • таможенные сборы за хранение товаров; • таможенные сборы за сопровождение товаров; • плата за информирование и консультирование по вопросам таможенного дела; • плата за принятие предварительного решения; • плата за участие в таможенных аукционах. Действующий перечень таможенных платежей является открытым, что юридически обеспечивает возможность введения новых косвенных налогов, взимаемых, как правило, с импортируемых товаров Данная работа имеет предметом исследования таможенное налогообложение, а еще конкретнее - налогообложение таможенной пошлиной. Нетрудно заметить, что в приведенном списке таможенных платежей лишь один платеж прямо именуется налогом (НДС). По мнению В. Г. Свинухова \10,с112-114\, таможенная пошлина — это «обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта». Этим автором выделены «три основные функции таможенных пошлин» — фискальная, протекционистская (защитная) и балансировочная, а также разработана классификация видов таможенных пошлин: 1.По объекту обложения: - Импортные – накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающими пошлинами во всех странах. На начальном этапе развития капитализма с помощью импортных пошлин обеспечивались налоговые поступления; сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые поступления (например, налог на прибыль). Если в США еще в конце девятнадцатого столетия за счет импортных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступлений от импортных пошлин и в бюджете подавляющего большинства промышленно развитых стран. Другими словами, если в начале своего существования импортные пошлины обеспечивали получение денежных средств, т. е. играли фискальную роль, то сегодня их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической политики. В развивающихся странах, наоборот, импортные пошлины используются прежде всего как средство финансовых поступлений. Это объясняется относительно большей возможностью контроля и простотой процедуры сбора налогов с товаров, пересекающих таможенную границу. Что касается России, то последние изменения таможенного законодательства свидетельствуют, что роль импортных российских пошлин как фискального средства увеличивается. - Экспортные – пошлины, которые накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет. - Транзитные – пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Вводятся крайне редко и используются как средство торговой войны. 2. По способу взимания: - Специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 20$ за 1т.). Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары. - Адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15% таможенной стоимости); - Альтернативная. В таможенной практике промышленно-развитых стран в зависимости от содержащихся в тарифе указаний, взимаются и адвалорная, и специфическая пошлины одновременно или та, которая дает наибольшую величину таможенного сбора. На первый взгляд различия между адвалорной и специфической пошлиной носит чисто технический характер. Однако, в таможенно-тарифном деле всегда за организационно-техническими различиями стоят торговополитические и экономические цели. Адвалорная и специфическая пошлины по разному ведут себя при изменениях цен. При росте цен денежные сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально росту цен, а уровень протекционистской защиты остается неизменным. В этих условиях адвалорные пошлины оказываются более эффективными, нежели специфические. А при падении цен специфические ставки оказываются более стабильными. Поэтому в условиях длительной тенденции к росту цен обычно наблюдается стремление к увеличению доли в таможенном тарифе адвалорных пошлин. - Комбинированные – сочетают оба вида таможенного обложения (например, 15% от ТС, но не более 20$ за 1т.). 3. По характеру: - Сезонные – применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. - Антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства. Для принятия решения о введении антидемпинговых пошлин немаловажно определение целей и характера демпинга, который может быть подразделен на постоянный (агрессивный) и разовый (пассивный). Условием постоянного демпинга является сегментация рынка, т. е. разделение его на несколько частей. Выделяя один внутренний сегмент рынка (за счет транспортных расходов, таможенных тарифов и т. д.), монополии поднимают на нем цены, получая монопольные прибыли. Последние позволяют продавать часть товара на внешнем рынке по заниженным ценам. Постоянный демпинг связан с проведением политики вытеснения конкурента за счет низких цен; впоследствии фирма обычно снова повышает цены, доводя их до величины, превышающей первоначальную цену разоренных конкурентов. Разовый демпинг возникает в связи с необходимостью избавиться от случайного избытка товара путем его распродажи на внешнем рынке по низким ценам. Для национальной экономики наиболее опасен постоянный демпинг, поскольку он ведет к разорению национальных производителей с последующей «перекачкой» монопольной прибыли иностранным производителям. На практике трудно дифференцировать вышеперечисленные виды, поскольку невозможно четко выявить окончательные намерения фирмы, продающей по заниженным ценам. По этой причине при принятии решения о введении антидемпинговых пошлин страны учитывают прежде всего нанесение ущерба национальной промышленности в связи с ввозом данного товара. Национальные и международные суды обычно принимают дела по обвинению в демпинге и введении антидемпинговых пошлин при наличии «значительного ущерба» для национальной промышленности. Выявление демпинга выступает причиной наложения антидемпинговой пошлины, величина которой в несколько раз превышает обычную. Антидемпинговые пошлины взимаются со всего объема товара, поставленного по неоправданно низким ценам (иногда за период в несколько лет), и поэтому могут достигать значительной суммы. Заранее определить размер антидемпинговой пошлины невозможно, хотя ее размер должен определяться как разница между «нормальной» ценой товара на национальном рынке и ценой фирмы, осуществляющей демпинг. - Компенсационные – накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. Применяются как ответная мера на дискриминационные действия, ущемляющие интересы страны, после неудачи решить разногласия политическим путем на переговорах. 4. По происхождению: - Автономные – вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны; - Конвенционные – устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений, такого как ГАТТ\ВТО; - Преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Их цель – поддержать экономическое развитие этих стран. 5. По типам ставок: - Постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменятся в зависимости от обстоятельств. - Переменные- таможенный тариф, ставки которого могут изменятся в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики. 6. По способу вычисления: - Номинальные – таможенные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт и экспорт. Эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров. По существу, аналогичное определение таможенной пошлины предлагает и Н.В. Миляков \8,с 20\, который выделяет четыре признака: • обязательностью. В установленных законом случаях пошлина взимается непременно, причем конкретный ее плательщик не может быть ни при каких обстоятельствах освобожден от ее уплаты. Уплата таможенной пошлины обеспечивается государственно-властным принуждением. Субъекты таможенно-тарифных правоотношений не вправе договариваться по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов налогообложения. Статья 333 ТК РФ допускает в исключительных случаях предоставление плательщику отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей, но спустя установленное время пошлина тем не менее должна быть уплачена. Тарифные льготы, предусмотренные законодательными актами, не могут носить индивидуального характера; • индивидуальной безвозмездностью. Уплачивая пошлину, плательщик не вправе рассчитывать на исполнение таможенными органами (по существу, сборщиками налога) или государством в целом каких-либо встречных обязательств перед ним; • персональностью. Плательщиками выступают юридические и физические лица. При этом, как и во всех других случаях, основным признаком плательщика является наличие у него самостоятельного источника дохода. Действительно, только тогда может состояться отчуждение принадлежащих ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств; • абстрактностью (или универсальностью). Таможенная пошлина изымается в бюджет, и при этом законодательно не определены направления дальнейшего использования изъятых сумм. Они используются на общебюджетные нужды, подобно тому, как используются изъятые суммы налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и др. Использование осуществляется в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований. Поступления от таможенных пошлин не могут предназначаться для финансирования конкретных государственных расходов (принцип запрета специализации налога). Итак, вопреки собственному названию, по мнению Милякова, таможенная пошлина имеет не пошлинную, а налоговую природу. Таможенная пошлина представляет собой разновидность косвенного налога, которым облагается трансграничный оборот (ввоз, вывоз, в редких случаях - транзит) товаров. Таможенную пошлину следует отличать от таможенных сборов, представляющих собой плату за услуги таможни и потому имеющих пошлинный характер. Иное суждение было высказано русским ученым Василием Александровичем Лебедевым: таможенные пошлины «не составляют особого по существу вида налога — это лишь своеобразная форма взимания налога с потребления». Определив признаки и понятия таможенных пошлин выявим основные функции, выполняемые данным таможенным платежом. На наш взгляд самыми важными из них являются следующие: 1) Регулирующая функция – позволяет государству регулировать внешнеторговые отношения, изменять баланс импорта и экспорта в нужную сторону, позволяет выбирать приоритетные области экспорта, импорта и регулировать общий поток товаров в пределы и за пределы государства. 2) Фискальная функция - эта функция таможенных пошлин состоит в том, чтобы наполнять казну государства, т. е. доходную часть государственного бюджета за счет уплаты импортертами (в основном), а также экспортерами таможенных платежей за ввоз или вывоз товаров за территорию государства.. 3) Контролирующая функция – состоит в том, что благодаря таможенным пошлинам, платежам, их валовой сумме можно судить об объеме экспорта и импорта товаров. Можно оценить внешнеторговое сальдо, а также структуру экспорта и импорта и на основе этих данных воспользоваться регулирующей функцией для стимуляции экспорта в определенной отрасли производства, или создать благоприятные условия для развития отстающих отраслей.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Вопрос 14 Миграция рабочей силы.Ее формы и виды
- Валюта и типы Термин «валюта» применяется в трояком понимании:
- Валютный курс и его виды. Способы государственного регулирования валютных курсов
- Свободные экономические зоны. Их виды и цели создания
- Оффшорные компании и механизм их фукционирования
- Эволюция международной валютно-финансовой сиситемы
- Особенности европейской валютной системы
- Мировой валютный рынок и его функции. Виды валютных операций
- Мировой валютный рынок
- Функции валютного рынка
- Валютный риск
- Место валютного рынка в системе национального финансового рынка
- Виды валютных операций, их эволюция
- Структура валютного рынка
- Участники валютного рынка
- Участники валютного рынка
- Срочные сделки. Механизм их функционирования
- Формы расчетов в международной торговле формы международных расчетов
- 3.1. Банковский перевод Понятие банковского перевода
- Правовые особенности совершения сделок с применением банковских переводов
- 3.2.Инкассо Понятие инкассо
- Правовые особенности совершения сделок с применением инкассо
- Недостатки инкассовой формы расчетов
- 3.3. Аккредитив Понятие аккредитива
- Разновидности аккредитивов.
- Правовые особенности совершения сделок с применением аккредитивов
- Недостатки аккредитивной формы расчетов
- Современные теории внешней торговли
- Теория с. Линдера. Теория м. Портера. Теория представительного спроса Линдера
- Теория м. Портера
- Теория «цикла жизни продукта ч. Киндельберга, р. Вернона, л. Уэлса.
- Земельные, водные и лесные ресурсы и их распределение по странам.
- Сырьевая политика развитых стран.
- Особенности ценообразования на сырьевых рынках.
- 1. Понятие ценообразования
- 2. Специфика ценообразования на рынках сырья
- Природно-ресурсный потенциал России. Природно-ресурсный потенциал
- Природные ресурсы классифицируются:
- Размещение природно-ресурсного потенциала России* (в %)
- Таможенные пошлины. Виды таможенных пошлин. Механизмы их функционирования.
- Нетарифные ограничения международной торговли. Механизмы их функционирования.
- Парадокс Мецлера.