Тема №7 Управление дебиторской задолженностью
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая произведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности,
В составе оборотных средств отражается дебиторская задолженность, срок погашения которой не превышает одного года.
Дебиторская задолженность может быть представлена следующими статьями: дебиторская задолженность по основной деятельности и дебиторская задолженность по прочим операциям.
Уровень ДЗ определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, условия договора, принятая на предприятии система расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера.
Основными видами расчетов за поставленную продукцию являются продажа за наличные деньги и в виде безналичных платежей. В стабильной экономике доминируют безналичные расчеты.
Основными формами безналичных расчетов являются:
платежное поручение - поручение хозяйствующего субъекта своему банку о перечислении определенной денежной суммы на счет указанного им лица в этом или ином банке.
аккредитив - обязательство банка осуществить по указанию клиента и в случае предоставления получателем денежных средств и документов, определенных условиями аккредитива, одно из следующих действий: а) произвести платеж третьему лицу; б) оплатить переводный вексель; в) акцептовать его; г) учесть его. При расчете аккредитивом банк действует от своего имени, но за счет средств клиента;
расчеты по инкассо - обязательство банка осуществить по поручению клиента и за его счет действия по получению от плательщика платежа и/или акцепта платежа (осуществляется на основе инкассового поручения, оформленного с помощью платежного требования, платежного требования-поручения и др.);
расчетный чек - документ, содержащий распоряжение чекодателя банку о выплате означенной суммы предъявителю чека.
Система управления ДЗ требует постоянного контроля по ряду параметров. К ним относятся:
время обращения средств, вложенных в дебиторскую задолженность,
структура дебиторов по различным признакам,
применяемые схемы расчетов с покупателями и возможность их унификации,
схема контроля за исполнением дебиторами своих обязательств,
схема контроля и принципы резервирования сомнительных долгов,
система принятия мер к недобросовестным или не исполнительным покупателям.
Политика управления дебиторской задолженностью является неотъемлемой частью политики управления оборотными активами и направлена на расширение объема реализации продукции, оптимизации размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации. Поэтому формирование политики управления дебиторской задолженности включает следующие этапы:
Анализ структуры и величины дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде;
Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям;
Определение допустимой величины финансовых средств, иммобилизованных в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту;
Формирование системы кредитных условий;
Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита;
Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности;
Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности;
Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.
Процедуры принятия решений в отношении многих из упомянутых параметров носят в основном неформализованный характер и нарабатываются по мере становления компании.
Управление дебиторской задолженностью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости является положительной тенденцией экономической деятельности предприятия.
Ускорение оборачиваемости может быть достигнуто благодаря отбору потенциальных покупателей, определению условий оплаты, контролю за сроками погашения дебиторской задолженности и воздействию на дебиторов. Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.). Необходимая для анализа информация может быть получена из публикуемой финансовой отчетности, от специализированных информационных агентств, из неформальных источников.
С целью максимизации притока денежных средств: предприятию следует разрабатывать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.
Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, предприятие должно определиться по следующим ключевым вопросам:
Срок предоставления кредита.
Стандарты кредитоспособности.
Система создания резервов по сомнительным долгам.
Система сбора платежей. Этот раздел работы с дебиторами предполагает разработку: а) процедуры взаимодействия с ними в случае нарушения условий оплаты, б) критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений, в) системы наказания недобросовестных контрагентов.
Система предоставляемых скидок.
Предложение скидок оправдано в трех основных ситуациях:
Ситуация 1 - Снижение цены приводит к расширению продаж, структура затрат такова, что это отражается на увеличении общей прибыли от реализации данной продукции. Другими словами, товар: высокоэластичен и имеет достаточно высокую долю постоянных затрат. (См пример)
Ситуация 2 - Система скидок интенсифицирует приток денежных средств (ДС) в условиях дефицита на предприятии. При этом возможно краткосрочное критическое снижение цен вплоть до отрицательного финансового результата от проведения конкретных сделок.
Ситуация3 -Система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату. Речь вновь идет о спонтанном финансировании. В условиях инфляции оно ведет к уменьшению текущей стоимости реализованной продукции, поэтому следует точно оценить возможность предоставления скидки по досрочной оплате (см пример)
Отбор покупателей осуществляется благодаря анализу соблюдения их платежной дисциплины в прошлом, анализу их текущей платежеспособности, анализу уровня их финансовой устойчивости и анализу других финансовых показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия - покупателя.
Определение условий оплаты товаров покупателями заключается в том, что покупателю устанавливаются границы сроков оплаты товаров: оплатили раньше - получили скидку по оплате товаров, оплатили в срок - потеряли предоставляемую скидку, оплатили позднее срока - платите штраф.
Контроль за сроками погашения дебиторской задолженности включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения. Наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку дебиторской задолженности в днях: до 30 дней, от 30 до 60 дней, от 60 до 90 дней, от 90 до 120 дней, более 120 дней.
Наиболее употребительными способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям.
Управление дебиторской задолженностью заключается также в создании резервов по сомнительным долгам и анализе фактических потерь, связанных с непогашением дебиторской задолженности.
Оценка реального состояния дебиторской задолженности, т.е. оценка вероятности безнадежных долгов - один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения. Финансовый менеджер может при этом использовать накопленную на предприятии статистику, а также прибегнуть к уcлyгaм экспepтoв - консультантов.
В странах с развитой рыночной экономикой дебиторская задолженность учитывается в балансе по чистой стоимости реализации, т. е. исходя из той суммы денежных средств, которая предположительно должна быть получена при погашении этой задолженности.
Чистая стоимость реализации означает, что при регистрации дебиторской задолженности учитываются безнадежные поступления и различного рода скидки.
Безнадежные поступления по дебиторской задолженности - это убытки или расходы, обусловленные тем, что часть дебиторской задолженности оказывается не оплаченной покупателями. На момент реализации продукции предприятие не располагает информацией о том, какая часть счетов не будет оплачена. Поэтому при оценке дебиторской задолженности начисляется определенная скидка для этих поступлений. В финансовой отчетности она отражается в дополнительной статье "Скидка для безнадежных поступлений".
Скидка для безнадежных поступлений рассчитывается исходя из суммы неоплаченной дебиторской задолженности за предшествующие годы с учетом изменений в экономической конъюнктуре.
Для оценки безнадежных поступлений используются два метода:
1) исходя из процентного отношения непогашенной дебиторской задолженности к чистому объему реализации;
2) исходя их процентного отношения неоплаченных счетов или векселей в их общем объеме.
Управление дебиторской задолженностью подразумевает также обязательное проведение сравнительного анализа величины дебиторской задолженности с величиной кредиторской задолженности. Для финансового положения компании очень важно, чтобы дебиторская задолженность не превышала кредиторскую. При этом необходимо проводить оценку не только своих собственных условий кредитования покупателей, но и условий кредита поставщиков сырья и материалов, с точки зрения уменьшения затрат или увеличения дополнительного дохода, получаемого предприятием при использовании скидок
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Тема №1 Задачи и функции финансового менеджмента
- Тема №2 Финансовая отчетность в системе финансового менеджмента. Экономическая интерпретация статей бухгалтерского баланса.
- Основные показатели учета и отчетности, используемые в финансовом менеджменте.
- Экономическая интерпретация статей баланса.
- Тема №3. Этапы формирования прибыли предприятия
- Форма Отчета о прибылях и убытках Отчет о прибылях и убытках за 6 месяцев 2010 г.
- Тема №4. Управление необоротными активами
- Тема №5 Управление оборотными средствами.
- Тема №6. Управление производственными запасами
- Тема №7 Управление дебиторской задолженностью
- Тема №8 Управление денежными средствами.
- Косвенный метод
- Расчет финансового цикла
- Анализ потока денежных средств
- Определение оптимального уровня денежных средств
- Тема № 9 Ликвидность, платежеспособность, финансовая устойчивость и рентабельность предприятия. Сущность и взаимосвязь.
- Финансовая устойчивость предприятия
- Рентабельность предприятия
- Основная дилемма финансового менеджмента: либо рентабельность, либо ликвидность
- Тема №10. Управление пассивами. Выбор источников финансирования.
- Финансирование за счет собственных средств.
- Финансирование за счет заемных средств.
- Тема №11. Цена капитала. Управление структурой капитала
- Тема №12. Политика привлечения заемных средств. Оценка финансового левериджа.
- Тема № 13. Порог рентабельности и запас финансовой прочности
- Запас финансовой прочности
- Тема №14. Максимизация прибыли. Оценка производственного левериджа.
- Тема № 15. Финансовое планирование.
- Тема № 16. Совмещение долгосрочных и краткосрочных целей предприятия.
- Тема № 17 Основы финансового анализа.
- Тема № 18. Экспресс-анализ финансово-хозяйственной деятельности
- Тема №19. Углубленный анализ финансово-хозяйственной деятельности.
- 2. Оценка и анализ экономического потенциала.
- Анализ динамики валюты бухгалтерского баланса
- Оценка платежеспособности и ликвидности.
- Анализ ликвидности баланса
- Коэффициенты ликвидности
- Анализ денежных потоков.
- Классификация и методы измерения денежных потоков.
- Оценки финансовой устойчивости предприятия
- Типы финансовой устойчивости предприятия
- Анализ деловой и рыночной активности предприятия.
- Анализ эффективности использования оборотных активов.
- Оценка рыночной активности предприятия.
- Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия. Анализ динамики и структуры финансовых результатов.
- Система показателей для оценки рентабельности.