73. Содержание и роль финансового прогнозирования в деятельности предприятия
Прогнозирование – необходимый этап предпланового исследования. Его задача – определить поведение выявленных тенденций в будущих периодах при различных исходных условиях.
Прогнозы – один из основных элементов информационного обеспечения планирования и управления. В работе финансовых служб между планированием и прогнозированием существуют принципиальные различия. Во-первых, прогноз предполагает многовариантное рассмотрение объекта, план – только одно решение. Во-вторых, прогноз не обязывает к исполнению, план предполагает обязательное исполнение принятого решения.
Основная задача финансового прогнозирования на уровне предприятия – получение информации, необходимой для предвидения, осознания и своевременной адаптации целей и возможностей предприятия к складывающимся обстоятельствам. Помимо этого, прогнозирование направлено:
– на выявление объективно складывающихся тенденций хозяйствования;
– анализ потенциала фирмы;
– выявление альтернатив развития;
– определение проблем, требующих решения в прогнозный период;
– определение уровня ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, интеллектуальных и др.), которые будут необходимы фирме для достижения целей ее деятельности.
В ходе финансового прогнозирования должен осуществляться перспективный финансовый анализ. Необходимость его проведения связана с тем, что прогноз и перспективный анализ по содержанию очень близки. Анализ может отличаться степенью детализации показателей. В финансовом прогнозировании перспективный финансовый анализ представляет собой изучение финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия с целью определения их возможных значений в будущем. Он тесно связан с финансовой стратегией предприятия и призван обосновать целесообразность установленных долгосрочных финансовых целей.
Перспективный финансовый анализ должен проводиться по значениям финансовых прогнозов. Результаты такого анализа позволяют принимать оптимальные решения для реализации и создания необходимых условий рационального прогноза.
В дальнейшем, на этапе планирования, финансовые планы должны максимально приближаться к рациональному прогнозу, оптимальность которого была доказана с помощью перспективного финансового анализа.
В финансовом прогнозировании могут использоваться различные методы:
1) неформализованные методы – не имеют очевидного алгоритма получения планового значения показателя. В качестве примера можно привести метод экспертных оценок;
2) формализованные методы – подразделяются на две большие группы: основанные на применении стохастических или жестко детерминированных моделей. Формализованные методы считаются более точными, однако характеризуются более высокой трудоемкостью и требуют больших объемов исходной информации.
Предприятие должно само выбирать методы прогнозирования, учитывая их трудоемкость, потребность в исходной информации, затраты на использование и полезность для финансового менеджмента полученных плановых значений. Использование формализованных методов финансового прогнозирования невозможно без средств автоматизации. Поэтому если у предприятия таких средств нет, то оно может воспользоваться неформализованными методами.
- 2. Принципы финансового менеджмента
- 3. Функции финансового менеджмента
- 4. Цели и задачи финансового менеджмента
- 5. Базовые концепции финансового менеджмента
- 6. Прогнозно-аналитические методы финансового менеджмента
- 7. Первичные финансовые инструменты
- 8. Вторичные (производные) финансовые инструменты
- 9. Финансовый анализ: сущность и значение
- 10. Методы и приемы финансового анализа
- 11. Анализ финансовых результатов
- 12. Анализ оборачиваемости
- 13. Анализ ликвидности и платежеспособности
- 14. Анализ финансовой устойчивости
- 15. Анализ кредитоспособности предприятия
- 16. Оценка потенциального банкротства
- 17. Информационная база финансового анализа
- 18. Понятие и признаки ценных бумаг
- 19. Классификация ценных бумаг
- 20. Понятие и классификация акций
- 21. Понятие и классификация облигаций
- 22. Понятие векселя. Классификация векселей
- 23. Государственные ценные бумаги
- 24. Факторинговые и форфейтинговые операции
- 25. Понятие денежного потока
- 26. Понятие и классификация активов
- 27. Методы оценки активов в финансовом менеджменте
- 28. Понятие и виды инвестиций
- 29. Источники инвестиций
- 30. Понятие и принципы инвестиционной деятельности
- 4. Принцип мультипликатора (множителя).
- 31. Этапы стратегического управления инвестициями
- 32. Формы реального инвестирования
- 33. Управление реальным инвестированием
- 34. Временная стоимость денег
- 35. Критерии и методы оценки эффективности инвестиционных проектов
- 36. Чистый приведенный доход
- 37. Индекс рентабельности
- 38. Период окупаемости
- 39. Внутренняя норма доходности
- 40. Отбор инвестиционных проектов по критерию доходности
- 41. Отбор инвестиционных проектов по критерию ликвидности
- 42. Отбор инвестиционных проектов по критерию риска
- 43. Формы финансового инвестирования
- 44. Управление финансовым инвестированием
- 45. Этапы формирования финансового портфеля
- 46. Модели управления источниками финансирования
- 47. Сущность и классификация пассивов
- 48. Управление собственным капиталом
- 49. Прибыль: понятие, экономическая сущность
- 50. Функции и источники получения прибыли
- 51. Формирование и распределение прибыли предприятия
- 52. Управление заемным капиталом
- 53. Методы и объекты текущего налогового менеджмента
- 54. Сущность и принципы кредитования
- 55. Формы кредита
- 56. Стоимость капитала и этапы ее оценки
- 57. Средневзвешенная стоимость капитала
- 58. Предельная стоимость капитала
- 59. Теории структуры капитала
- 60. Леверидж и его роль в финансовом менеджменте
- 61. Экономическая сущность и структура оборотного капитала
- 62. Управление оборотным капиталом
- 63. Нормирование оборотного капитала
- 64. Эффективность использования оборотного капитала
- 65. Политика управления оборотным капиталом
- 66. Расчет финансового цикла
- 67. Управление запасами
- 68. Управление дебиторской задолженностью (кредитная политика)
- 69. Управление денежными средствами и их эквивалентами
- 70. Финансовое планирование: сущность, роль и задачи в условиях рынка
- 71. Понятие и этапы процесса финансового планирования
- 72. Методы финансового планирования: понятие и разновидности
- 73. Содержание и роль финансового прогнозирования в деятельности предприятия
- 74. Прогнозирование путем пропорциональной зависимости от объема продаж
- 75. Перспективное финансовое планирование
- 76. Финансовая стратегия предприятия
- 77. Дивидендная политика и определяющие ее факторы
- 78. Теории и виды дивидендной политики
- 79. Текущее финансовое планирование
- 80. Система бюджетного планирования
- 81. Контроль исполнения финансового плана
- 82. Сущность налогового менеджмента
- 83. Методы оценки налоговой нагрузки предприятия
- 84. Направления и принципы налоговой оптимизации на предприятии
- 85. Содержание налогового планирования на предприятии
- 86. Показатели эффективности налогового менеджмента
- 87. Сущность и концепции управления затратами
- 88. Антикризисное управление
- 89. Международные аспекты финансового менеджмента
- 90. Отрицательный эффект налогового планирования