22. Понятие векселя. Классификация векселей
Вексель появился на свет еще в XVII–XVIII вв. в Италии. Он представляет собой долговую ценную бумагу, денежное обязательство законодательно установленной формы. Обладатель векселя (векселедержатель) имеет безусловное право на получение от векселедателя (или его поручителя) определенную сумму денег в определенный срок. Однако с развитием производства и торговли индивидуальные веселя (обязательства отдельных предпринимателей) множились, словно снежный ком, и уже не могли пользоваться всеобщим доверием. Именно в этих условиях на финансовую сцену в Средние века выходят банкноты, т. е. банковские (или кредитные) билеты, которые начали выпускать банки взамен учтенных (скупленных) ими индивидуальных векселей.
Вексель – ценная бумага, подтверждающая безусловное денежное обязательство должника уплатить в установленный срок указанную сумму денег владельцу векселя.
Основные характеристики векселя. Вексель – это строго формальный документ, и отсутствие любого из обязательных реквизитов делает его недействительным; это безусловное денежное обязательство, так как приказ его оплатить и принятие по оплате не могут быть ограничены никакими условиями; не допускаются никакие ссылки на основание его выдачи; предметом весельного обязательства могут быть только деньги.
Существует следующая классификация векселей.
1. По характеру движения: простой (соловексель), переводный (тратта).
2. По возможности держателя векселя переуступить право получения денег другому лицу: именной, предъявительский векселя.
3. По форме взыскания дохода по векселю (платы за вексель): процентный, дисконтный. В оформлении процентного векселя указывается процент, который должен быть выплачен предъявителю на дату гашения векселя; если вексель дисконтный, в нем заложен дисконт при продаже-передаче.
4. По сроку обращения: среднесрочный – со сроком обращения от 3 месяцев до 1 года; долгосрочный – со сроком обращения более 1 года.
5. По содержанию: финансовый, товарный (коммерческий), фиктивный, обеспечительский вексель. Финансовый вексель – вексель, плательщиками по которому выступают банки и Министерство финансов РФ.
Товарный (коммерческий) вексель – вексель, используемый для кредитования торговых операций, когда покупатель, не обладая в момент сделки достаточной суммой денег, предлагает продавцу вместо него другое платежное средство – вексель, который может быть как его собственным, так и чужим, но имеющим передаточную надпись.
Фиктивный вексель – вексель, выдача которого не связана с реальным движением товарных или денежных ценностей.
Обеспечительский вексель – вексель, выписываемый для обеспечения ссуды ненадежного заемщика.
6. По лицу, которое выступает в качестве плательщика по векселю (им может быть сам векселедатель или третье лицо): простой, переводный векселя. Простой вексель – это ценная бумага, содержащая простое, ничем не обусловленное обязательство векселедателя уплатить определенную денежную сумму в определенный срок и в определенном месте векселедержателю. Переводный вексель – это ценная бумага, содержащая приказ векселедержателя по отношению к плательщику об уплате указанной в векселе суммы денег третьему лицу.
- 2. Принципы финансового менеджмента
- 3. Функции финансового менеджмента
- 4. Цели и задачи финансового менеджмента
- 5. Базовые концепции финансового менеджмента
- 6. Прогнозно-аналитические методы финансового менеджмента
- 7. Первичные финансовые инструменты
- 8. Вторичные (производные) финансовые инструменты
- 9. Финансовый анализ: сущность и значение
- 10. Методы и приемы финансового анализа
- 11. Анализ финансовых результатов
- 12. Анализ оборачиваемости
- 13. Анализ ликвидности и платежеспособности
- 14. Анализ финансовой устойчивости
- 15. Анализ кредитоспособности предприятия
- 16. Оценка потенциального банкротства
- 17. Информационная база финансового анализа
- 18. Понятие и признаки ценных бумаг
- 19. Классификация ценных бумаг
- 20. Понятие и классификация акций
- 21. Понятие и классификация облигаций
- 22. Понятие векселя. Классификация векселей
- 23. Государственные ценные бумаги
- 24. Факторинговые и форфейтинговые операции
- 25. Понятие денежного потока
- 26. Понятие и классификация активов
- 27. Методы оценки активов в финансовом менеджменте
- 28. Понятие и виды инвестиций
- 29. Источники инвестиций
- 30. Понятие и принципы инвестиционной деятельности
- 4. Принцип мультипликатора (множителя).
- 31. Этапы стратегического управления инвестициями
- 32. Формы реального инвестирования
- 33. Управление реальным инвестированием
- 34. Временная стоимость денег
- 35. Критерии и методы оценки эффективности инвестиционных проектов
- 36. Чистый приведенный доход
- 37. Индекс рентабельности
- 38. Период окупаемости
- 39. Внутренняя норма доходности
- 40. Отбор инвестиционных проектов по критерию доходности
- 41. Отбор инвестиционных проектов по критерию ликвидности
- 42. Отбор инвестиционных проектов по критерию риска
- 43. Формы финансового инвестирования
- 44. Управление финансовым инвестированием
- 45. Этапы формирования финансового портфеля
- 46. Модели управления источниками финансирования
- 47. Сущность и классификация пассивов
- 48. Управление собственным капиталом
- 49. Прибыль: понятие, экономическая сущность
- 50. Функции и источники получения прибыли
- 51. Формирование и распределение прибыли предприятия
- 52. Управление заемным капиталом
- 53. Методы и объекты текущего налогового менеджмента
- 54. Сущность и принципы кредитования
- 55. Формы кредита
- 56. Стоимость капитала и этапы ее оценки
- 57. Средневзвешенная стоимость капитала
- 58. Предельная стоимость капитала
- 59. Теории структуры капитала
- 60. Леверидж и его роль в финансовом менеджменте
- 61. Экономическая сущность и структура оборотного капитала
- 62. Управление оборотным капиталом
- 63. Нормирование оборотного капитала
- 64. Эффективность использования оборотного капитала
- 65. Политика управления оборотным капиталом
- 66. Расчет финансового цикла
- 67. Управление запасами
- 68. Управление дебиторской задолженностью (кредитная политика)
- 69. Управление денежными средствами и их эквивалентами
- 70. Финансовое планирование: сущность, роль и задачи в условиях рынка
- 71. Понятие и этапы процесса финансового планирования
- 72. Методы финансового планирования: понятие и разновидности
- 73. Содержание и роль финансового прогнозирования в деятельности предприятия
- 74. Прогнозирование путем пропорциональной зависимости от объема продаж
- 75. Перспективное финансовое планирование
- 76. Финансовая стратегия предприятия
- 77. Дивидендная политика и определяющие ее факторы
- 78. Теории и виды дивидендной политики
- 79. Текущее финансовое планирование
- 80. Система бюджетного планирования
- 81. Контроль исполнения финансового плана
- 82. Сущность налогового менеджмента
- 83. Методы оценки налоговой нагрузки предприятия
- 84. Направления и принципы налоговой оптимизации на предприятии
- 85. Содержание налогового планирования на предприятии
- 86. Показатели эффективности налогового менеджмента
- 87. Сущность и концепции управления затратами
- 88. Антикризисное управление
- 89. Международные аспекты финансового менеджмента
- 90. Отрицательный эффект налогового планирования