74. Прогнозирование путем пропорциональной зависимости от объема продаж
Финансовые прогнозы могут составляться с помощью различных методов. При этом необходимо соблюдать следующее правило: затраты на прогнозирование не должны превышать эффект от использования прогнозов.
Поскольку прогнозы достаточно условны, часть предприятий в своей хозяйственной практике при составлении таковых идут по пути «наименьшего сопротивления». Однако экономия на прогнозировании нередко приводит к снижению точности получаемых прогнозов и, как следствие, неоправданным финансовым решениям. Задача прогнозирования состоит не в том, чтобы дать финансовым менеджерам максимально точную информацию, а в том, чтобы показать примерное развитие событий.
Один из методов, позволяющих сделать более-менее точные прогнозы при минимуме затрат, – метод прогнозирования пропорционально объему продаж. Суть его состоит в том, что на основе выявленной в прошлых периодах зависимости финансовых показателей предприятия до того или иного объема продаж делается предположение о сохранении данной зависимости в будущем. Считается, что сложившиеся зависимости финансовых показателей от объемов продаж являются оптимальными. Поэтому исходя из прогнозного объема продаж и полученных зависимостей прогнозируются значения финансовых показателей.
Алгоритм использования данного метода:
1. Определение статей отчета о прибылях и убытках и баланса, значения которых определяются в той же зависимости, что и объем продаж. Как правило, напрямую от изменения объема реализации зависят все статьи указанного отчета, кроме процентов по кредитам. Это связано с тем, что в основе выручки и себестоимости объективно лежат натуральные показатели продаж.
В отношении бухгалтерского баланса зависимость неоднозначна. Если объем реализации возрастает, то как основные, так и оборотные фонды предприятия потребуют увеличения. Также больше денежных средств будет необходимо для заключения сделок по закупке сырья и материалов, возрастут значения дебиторской задолженности при сохранении прежней финансовой политики, станет необходимым размещение дополнительных запасов на складах, возникнет необходимость введения новых производственных мощностей. Значения таких активов, как ценные бумаги, напрямую не связаны с объемом продаж.
2. Корректировка статей бухгалтерской отчетности, по которой в зависимости от изменения объемов реализации составляется прогноз.
Использование указанного метода делает необходимым учет зависимостей потребности в финансировании от различных факторов. Необходимо знать, что этот показатель определяется в последнюю очередь, т. е. тогда, когда уже составлены прогнозные значения активов и пассивов предприятия.
Размер потребности во внешнем финансировании рассчитывается путем сопоставления активов и пассивов предприятия. Он может складываться под воздействием следующих основных факторов:
– темпа роста продаж: чем быстрее растут продажи, тем больше предприятию требуются дополнительные активы (причем если у предприятия производственные мощности загружены не полностью, то потребность в дополнительных активах меньше, и наоборот);
– капиталоемкости продукции: чем больше предприятие тратит средств на производство единицы продукции, тем больше у него потребность в дополнительных источниках финансирования при росте объемов продаж, и наоборот.
- 2. Принципы финансового менеджмента
- 3. Функции финансового менеджмента
- 4. Цели и задачи финансового менеджмента
- 5. Базовые концепции финансового менеджмента
- 6. Прогнозно-аналитические методы финансового менеджмента
- 7. Первичные финансовые инструменты
- 8. Вторичные (производные) финансовые инструменты
- 9. Финансовый анализ: сущность и значение
- 10. Методы и приемы финансового анализа
- 11. Анализ финансовых результатов
- 12. Анализ оборачиваемости
- 13. Анализ ликвидности и платежеспособности
- 14. Анализ финансовой устойчивости
- 15. Анализ кредитоспособности предприятия
- 16. Оценка потенциального банкротства
- 17. Информационная база финансового анализа
- 18. Понятие и признаки ценных бумаг
- 19. Классификация ценных бумаг
- 20. Понятие и классификация акций
- 21. Понятие и классификация облигаций
- 22. Понятие векселя. Классификация векселей
- 23. Государственные ценные бумаги
- 24. Факторинговые и форфейтинговые операции
- 25. Понятие денежного потока
- 26. Понятие и классификация активов
- 27. Методы оценки активов в финансовом менеджменте
- 28. Понятие и виды инвестиций
- 29. Источники инвестиций
- 30. Понятие и принципы инвестиционной деятельности
- 4. Принцип мультипликатора (множителя).
- 31. Этапы стратегического управления инвестициями
- 32. Формы реального инвестирования
- 33. Управление реальным инвестированием
- 34. Временная стоимость денег
- 35. Критерии и методы оценки эффективности инвестиционных проектов
- 36. Чистый приведенный доход
- 37. Индекс рентабельности
- 38. Период окупаемости
- 39. Внутренняя норма доходности
- 40. Отбор инвестиционных проектов по критерию доходности
- 41. Отбор инвестиционных проектов по критерию ликвидности
- 42. Отбор инвестиционных проектов по критерию риска
- 43. Формы финансового инвестирования
- 44. Управление финансовым инвестированием
- 45. Этапы формирования финансового портфеля
- 46. Модели управления источниками финансирования
- 47. Сущность и классификация пассивов
- 48. Управление собственным капиталом
- 49. Прибыль: понятие, экономическая сущность
- 50. Функции и источники получения прибыли
- 51. Формирование и распределение прибыли предприятия
- 52. Управление заемным капиталом
- 53. Методы и объекты текущего налогового менеджмента
- 54. Сущность и принципы кредитования
- 55. Формы кредита
- 56. Стоимость капитала и этапы ее оценки
- 57. Средневзвешенная стоимость капитала
- 58. Предельная стоимость капитала
- 59. Теории структуры капитала
- 60. Леверидж и его роль в финансовом менеджменте
- 61. Экономическая сущность и структура оборотного капитала
- 62. Управление оборотным капиталом
- 63. Нормирование оборотного капитала
- 64. Эффективность использования оборотного капитала
- 65. Политика управления оборотным капиталом
- 66. Расчет финансового цикла
- 67. Управление запасами
- 68. Управление дебиторской задолженностью (кредитная политика)
- 69. Управление денежными средствами и их эквивалентами
- 70. Финансовое планирование: сущность, роль и задачи в условиях рынка
- 71. Понятие и этапы процесса финансового планирования
- 72. Методы финансового планирования: понятие и разновидности
- 73. Содержание и роль финансового прогнозирования в деятельности предприятия
- 74. Прогнозирование путем пропорциональной зависимости от объема продаж
- 75. Перспективное финансовое планирование
- 76. Финансовая стратегия предприятия
- 77. Дивидендная политика и определяющие ее факторы
- 78. Теории и виды дивидендной политики
- 79. Текущее финансовое планирование
- 80. Система бюджетного планирования
- 81. Контроль исполнения финансового плана
- 82. Сущность налогового менеджмента
- 83. Методы оценки налоговой нагрузки предприятия
- 84. Направления и принципы налоговой оптимизации на предприятии
- 85. Содержание налогового планирования на предприятии
- 86. Показатели эффективности налогового менеджмента
- 87. Сущность и концепции управления затратами
- 88. Антикризисное управление
- 89. Международные аспекты финансового менеджмента
- 90. Отрицательный эффект налогового планирования