35. Критерии и методы оценки эффективности инвестиционных проектов
Инвестиционные проекты отражают инвестиционную деятельность предприятия. Ограниченность инвестиционных ресурсов и требование их целевого использования делает необходимым проведение оценки инвестиционных проектов. Формирование инвестиционной программы осуществляется для реальных инвестиций. Для финансовых вложений используется понятие инвестиционного портфеля. Соотношение реального и финансового инвестирования в хозяйственной деятельности может быть различным у каждого предприятия. В связи с этим проведение оценки эффективности инвестиционных проектов – необходимость рыночного хозяйствования. Для того чтобы ее провести, следует заранее определиться с критериями оценки. На роль критериев оценки могут быть взяты доходность, уровень риска, ликвидность проекта, противоинфляционная защита, срок реализации проекта и т. д. В каждом случае будет использоваться своя методика оценки. Общим подходом в данном случае станет использование общепринятых критериев эффективности инвестиционных проектов, которые характеризуют основные методы оценки проектов.
Методы оценки инвестиционных проектов можно разделить на две группы.
1. Простые (статистические) методы, позволяющие достаточно быстро и на основании простых расчетов произвести оценку экономической эффективности. В качестве показателей, рассчитываемых простыми методами, используются:
– удельные капитальные вложения на создание единицы производственной мощности или на единицу выпуска продукции;
– простая норма прибыли проекта (в процентах) – отношение чистой прибыли к общему объему инвестиций или инвестируемому акционерному капиталу;
– простой срок окупаемости(период возврата инвестиций), рассчитываемый как отношение общего объема инвестиций к сумме чистой прибыли и амортизационных отчислений.
Эти показатели не учитывают неравномерность одинаковых сумм поступлений или платежей, относящихся к разным периодам времени, что приводит к необходимости использования более сложных критериев.
2. Методы дисконтирования. Дисконтирование денежных потоков – приведение разновременных(относящихся к разным шагам расчетов) значений к их ценности на определенный момент времени (момент приведения). Основной экономический норматив, используемый при дисконтировании, – норма дисконта (Е), выражаемая в долях единицы или процентах.
Технически приведение к нулевому моменту времени производится путем умножения величины показателя на коэффициент дисконтирования (коэффициент текущей стоимости) а, определяемый для постоянной нормы дисконта по формуле
at, = 1 / (1 + E)t-to, где t – период расчета (t = 0, 1, 2... Т), который может быть выражен в годах, кварталах, месяцах и т. д.;
Е – ставка дисконтирования, доли единицы.
Ставка дисконта – сумма, каждое слагаемое которой учитывает отдельные составляющие дисконта.
В состав данной суммы включаются:
– безрисковая ставка дисконта;
– инфляционная премия;
– премия за риск и др.
- 2. Принципы финансового менеджмента
- 3. Функции финансового менеджмента
- 4. Цели и задачи финансового менеджмента
- 5. Базовые концепции финансового менеджмента
- 6. Прогнозно-аналитические методы финансового менеджмента
- 7. Первичные финансовые инструменты
- 8. Вторичные (производные) финансовые инструменты
- 9. Финансовый анализ: сущность и значение
- 10. Методы и приемы финансового анализа
- 11. Анализ финансовых результатов
- 12. Анализ оборачиваемости
- 13. Анализ ликвидности и платежеспособности
- 14. Анализ финансовой устойчивости
- 15. Анализ кредитоспособности предприятия
- 16. Оценка потенциального банкротства
- 17. Информационная база финансового анализа
- 18. Понятие и признаки ценных бумаг
- 19. Классификация ценных бумаг
- 20. Понятие и классификация акций
- 21. Понятие и классификация облигаций
- 22. Понятие векселя. Классификация векселей
- 23. Государственные ценные бумаги
- 24. Факторинговые и форфейтинговые операции
- 25. Понятие денежного потока
- 26. Понятие и классификация активов
- 27. Методы оценки активов в финансовом менеджменте
- 28. Понятие и виды инвестиций
- 29. Источники инвестиций
- 30. Понятие и принципы инвестиционной деятельности
- 4. Принцип мультипликатора (множителя).
- 31. Этапы стратегического управления инвестициями
- 32. Формы реального инвестирования
- 33. Управление реальным инвестированием
- 34. Временная стоимость денег
- 35. Критерии и методы оценки эффективности инвестиционных проектов
- 36. Чистый приведенный доход
- 37. Индекс рентабельности
- 38. Период окупаемости
- 39. Внутренняя норма доходности
- 40. Отбор инвестиционных проектов по критерию доходности
- 41. Отбор инвестиционных проектов по критерию ликвидности
- 42. Отбор инвестиционных проектов по критерию риска
- 43. Формы финансового инвестирования
- 44. Управление финансовым инвестированием
- 45. Этапы формирования финансового портфеля
- 46. Модели управления источниками финансирования
- 47. Сущность и классификация пассивов
- 48. Управление собственным капиталом
- 49. Прибыль: понятие, экономическая сущность
- 50. Функции и источники получения прибыли
- 51. Формирование и распределение прибыли предприятия
- 52. Управление заемным капиталом
- 53. Методы и объекты текущего налогового менеджмента
- 54. Сущность и принципы кредитования
- 55. Формы кредита
- 56. Стоимость капитала и этапы ее оценки
- 57. Средневзвешенная стоимость капитала
- 58. Предельная стоимость капитала
- 59. Теории структуры капитала
- 60. Леверидж и его роль в финансовом менеджменте
- 61. Экономическая сущность и структура оборотного капитала
- 62. Управление оборотным капиталом
- 63. Нормирование оборотного капитала
- 64. Эффективность использования оборотного капитала
- 65. Политика управления оборотным капиталом
- 66. Расчет финансового цикла
- 67. Управление запасами
- 68. Управление дебиторской задолженностью (кредитная политика)
- 69. Управление денежными средствами и их эквивалентами
- 70. Финансовое планирование: сущность, роль и задачи в условиях рынка
- 71. Понятие и этапы процесса финансового планирования
- 72. Методы финансового планирования: понятие и разновидности
- 73. Содержание и роль финансового прогнозирования в деятельности предприятия
- 74. Прогнозирование путем пропорциональной зависимости от объема продаж
- 75. Перспективное финансовое планирование
- 76. Финансовая стратегия предприятия
- 77. Дивидендная политика и определяющие ее факторы
- 78. Теории и виды дивидендной политики
- 79. Текущее финансовое планирование
- 80. Система бюджетного планирования
- 81. Контроль исполнения финансового плана
- 82. Сущность налогового менеджмента
- 83. Методы оценки налоговой нагрузки предприятия
- 84. Направления и принципы налоговой оптимизации на предприятии
- 85. Содержание налогового планирования на предприятии
- 86. Показатели эффективности налогового менеджмента
- 87. Сущность и концепции управления затратами
- 88. Антикризисное управление
- 89. Международные аспекты финансового менеджмента
- 90. Отрицательный эффект налогового планирования