57. Средневзвешенная стоимость капитала
Для финансового управления важно знать, как эффективно используется капитал. Эту задачу помогает решить оценка средневзвешенной стоимости капитала.
Показатель, отражающий относительный уровень общей суммы расходов на поддержание оптимальной структуры источников, характеризует стоимость капитала, название средневзвешенной стоимости капитала (Weighted Average Cost Cpital, WACC). Она отражает сложившийся на предприятии минимум возврата на вложенный в его деятельность капитал, его рентабельность и рассчитывается по формуле средней арифметической взвешенной
WACC = Уnj = 1kjdj,
где kj – стоимость j-го источника средства;
Dj – удельный вес j-го источника в общей их сумме.
Экономический смысл WACC заключается главным образом в определении стоимости вновь привлекаемой денежной единицы. Основное предназначение WACC состоит в том, чтобы использовать полученное значение в качестве коэффициента дисконтирования при составлении бюджета капиталовложений. WACC – относительно стабильная величина. Она характеризует сложившуюся структуру капитала. В данном случае оптимальность необходимо понимать несколько условно, так как она нередко носит вынужденный характер, поскольку владельцы и руководство компании, возможно, желали бы изменить структуру источников, но это не представляется возможным в силу ряда объективных и субъективных обстоятельств. Однако если уже сложившаяся структура считается удовлетворительной, то тогда именно она должна поддерживаться при вовлечении новых источников средств для финансирования деятельности предприятия.
Оценка WACC необходима для решения многих задач финансового менеджмента. Она помогает привлечению стоимости капитала, выбору вариантов финансирования проектов, необходимых для реализации финансовой стратегии.
Существует два подхода в выборе весов. В первом случае веса берутся исходя из рыночных оценок составляющих капитала, во втором – исходя из балансовых оценок. И тот и другой подход достаточно часто используются в финансовом менеджменте. Критерием выбора подхода служит доступность необходимой для его использования информации.
Точность расчета WACC особенно важна в финансовом менеджменте. Она зависит от того, насколько аккуратно рассчитаны значения стоимости капитала отдельных источников предприятия. Однако никакая прогнозная оценка не дает абсолютной точности оцениваемого показателя, поэтому приведенные модели, используемые в конечном итоге для расчета WACC, не считаются идеальными. Но в то же время они приемлемы для аналитических целей.
Если говорить о динамике WACCи ее благоприятном значении, то однозначно верных суждений в данном вопросе нет. Единственное, что считается бесспорным, так это утверждение о том, что при прочих равных условиях снижение WACC способствует повышению ценности предприятия, под которой обычно понимается ее рыночная стоимость. В любом случае данная оценка – весьма эффективный инструмент анализа. Она способствует постановке на предприятии стратегического управления в части финансов. Поскольку одной из основных стратегических финансовых целей выступает рыночная стоимость предприятия, именно WACC позволяет оценивать и принимать необходимые финансовые решения в целях управления ею.
- 2. Принципы финансового менеджмента
- 3. Функции финансового менеджмента
- 4. Цели и задачи финансового менеджмента
- 5. Базовые концепции финансового менеджмента
- 6. Прогнозно-аналитические методы финансового менеджмента
- 7. Первичные финансовые инструменты
- 8. Вторичные (производные) финансовые инструменты
- 9. Финансовый анализ: сущность и значение
- 10. Методы и приемы финансового анализа
- 11. Анализ финансовых результатов
- 12. Анализ оборачиваемости
- 13. Анализ ликвидности и платежеспособности
- 14. Анализ финансовой устойчивости
- 15. Анализ кредитоспособности предприятия
- 16. Оценка потенциального банкротства
- 17. Информационная база финансового анализа
- 18. Понятие и признаки ценных бумаг
- 19. Классификация ценных бумаг
- 20. Понятие и классификация акций
- 21. Понятие и классификация облигаций
- 22. Понятие векселя. Классификация векселей
- 23. Государственные ценные бумаги
- 24. Факторинговые и форфейтинговые операции
- 25. Понятие денежного потока
- 26. Понятие и классификация активов
- 27. Методы оценки активов в финансовом менеджменте
- 28. Понятие и виды инвестиций
- 29. Источники инвестиций
- 30. Понятие и принципы инвестиционной деятельности
- 4. Принцип мультипликатора (множителя).
- 31. Этапы стратегического управления инвестициями
- 32. Формы реального инвестирования
- 33. Управление реальным инвестированием
- 34. Временная стоимость денег
- 35. Критерии и методы оценки эффективности инвестиционных проектов
- 36. Чистый приведенный доход
- 37. Индекс рентабельности
- 38. Период окупаемости
- 39. Внутренняя норма доходности
- 40. Отбор инвестиционных проектов по критерию доходности
- 41. Отбор инвестиционных проектов по критерию ликвидности
- 42. Отбор инвестиционных проектов по критерию риска
- 43. Формы финансового инвестирования
- 44. Управление финансовым инвестированием
- 45. Этапы формирования финансового портфеля
- 46. Модели управления источниками финансирования
- 47. Сущность и классификация пассивов
- 48. Управление собственным капиталом
- 49. Прибыль: понятие, экономическая сущность
- 50. Функции и источники получения прибыли
- 51. Формирование и распределение прибыли предприятия
- 52. Управление заемным капиталом
- 53. Методы и объекты текущего налогового менеджмента
- 54. Сущность и принципы кредитования
- 55. Формы кредита
- 56. Стоимость капитала и этапы ее оценки
- 57. Средневзвешенная стоимость капитала
- 58. Предельная стоимость капитала
- 59. Теории структуры капитала
- 60. Леверидж и его роль в финансовом менеджменте
- 61. Экономическая сущность и структура оборотного капитала
- 62. Управление оборотным капиталом
- 63. Нормирование оборотного капитала
- 64. Эффективность использования оборотного капитала
- 65. Политика управления оборотным капиталом
- 66. Расчет финансового цикла
- 67. Управление запасами
- 68. Управление дебиторской задолженностью (кредитная политика)
- 69. Управление денежными средствами и их эквивалентами
- 70. Финансовое планирование: сущность, роль и задачи в условиях рынка
- 71. Понятие и этапы процесса финансового планирования
- 72. Методы финансового планирования: понятие и разновидности
- 73. Содержание и роль финансового прогнозирования в деятельности предприятия
- 74. Прогнозирование путем пропорциональной зависимости от объема продаж
- 75. Перспективное финансовое планирование
- 76. Финансовая стратегия предприятия
- 77. Дивидендная политика и определяющие ее факторы
- 78. Теории и виды дивидендной политики
- 79. Текущее финансовое планирование
- 80. Система бюджетного планирования
- 81. Контроль исполнения финансового плана
- 82. Сущность налогового менеджмента
- 83. Методы оценки налоговой нагрузки предприятия
- 84. Направления и принципы налоговой оптимизации на предприятии
- 85. Содержание налогового планирования на предприятии
- 86. Показатели эффективности налогового менеджмента
- 87. Сущность и концепции управления затратами
- 88. Антикризисное управление
- 89. Международные аспекты финансового менеджмента
- 90. Отрицательный эффект налогового планирования