58. Предельная стоимость капитала
Необходимость оценки стоимости капитала заставляет предприятия постоянно искать новые подходы к ней. Одним из таких подходов к оценке выступает оценка предельной стоимости капитала.
Предельные затраты в экономике – затраты на производство очередной единицы продукции. Объективно их величина зависит от влияния многих факторов. Так, один из подобных факторов – уровень опыта и профессионализма управленцев, как правило, возрастающий по мере становления коммерческой организации и сопутствующего этому наращивания объемов производства. В связи с этим взаимосвязь удельных затрат труда (зависимая переменная) и объема продукции в единицах (независимая переменная) описывается так называемой кривой обучаемости (learning curve).
Эффект кривой обучаемости по содержанию тесно связан с принципом отдачи от масштаба и состоит в том, что наращивание объемов производства до определенных пределов сопровождается ростом эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Причина такого эффекта – влияние постоянных затрат. С ростом объемов производства удельные, а следовательно, и маржинальные затраты снижаются. Но это снижение не может длиться бесконечно. Поэтому по мере накопления производственного и технологического опыта и стабилизации деятельности предприятия достигается некий оптимальный уровень производства. При его росте маржинальные затраты начинают возрастать. Причиной этого, в частности, выступает возрастание управленческих расходов.
Средневзвешенная стоимость капитала при существующей структуре источников представляет собой оценку по данным уже закончившихся периодов. Таким образом, данный показатель не является постоянной величиной, поскольку она меняется с течением времени, находясь под влиянием целого комплекса факторов. Одним из основных таких факторов считается расширение объема новых инвестиций. Наращивание экономического потенциала коммерческой организации может осуществляться как с помощью собственных средств(реинвестирование части прибыли), так и за счет привлеченных.
Предельная (маржинальная) стоимость капитала (Marginal Coast of Capital, МСС) – рассчитываемые на основе прогнозных значений расходы, которые предприятие вынуждено будет понести в будущем периоде для наращивания объема инвестиций при сложившейся конъюнктуре фондового рынка. На практике МСС может оставаться постоянной, однако при достижении некоторого критического объема используемых ресурсов, существенно изменяющего структуру источников, средневзвешенная стоимость капитала обычно возрастает. Динамика изменения МСС зависит от стабильности хозяйственной деятельности предприятия.
С определенной долей условности можно считать, что в стабильно действующей коммерческой организации со сложившейся системой финансирования своей деятельности средневзвешенная стоимость капитала остается обычно постоянной при некотором варьировании объема вовлекаемых в ходе инвестирования ресурсов. В то же время по достижении определенного предела она возрастает. В нестабильных условиях хозяйствования, характеризующихся сильными колебаниями спроса на продукцию, заметными изменениями ритмичности поставок сырья, предельная стоимость капитала, как правило, возрастает, поскольку предприятию приходится в целях недопущения сбоев в производстве использовать источники финансирования не всегда с выгодными условиями.
- 2. Принципы финансового менеджмента
- 3. Функции финансового менеджмента
- 4. Цели и задачи финансового менеджмента
- 5. Базовые концепции финансового менеджмента
- 6. Прогнозно-аналитические методы финансового менеджмента
- 7. Первичные финансовые инструменты
- 8. Вторичные (производные) финансовые инструменты
- 9. Финансовый анализ: сущность и значение
- 10. Методы и приемы финансового анализа
- 11. Анализ финансовых результатов
- 12. Анализ оборачиваемости
- 13. Анализ ликвидности и платежеспособности
- 14. Анализ финансовой устойчивости
- 15. Анализ кредитоспособности предприятия
- 16. Оценка потенциального банкротства
- 17. Информационная база финансового анализа
- 18. Понятие и признаки ценных бумаг
- 19. Классификация ценных бумаг
- 20. Понятие и классификация акций
- 21. Понятие и классификация облигаций
- 22. Понятие векселя. Классификация векселей
- 23. Государственные ценные бумаги
- 24. Факторинговые и форфейтинговые операции
- 25. Понятие денежного потока
- 26. Понятие и классификация активов
- 27. Методы оценки активов в финансовом менеджменте
- 28. Понятие и виды инвестиций
- 29. Источники инвестиций
- 30. Понятие и принципы инвестиционной деятельности
- 4. Принцип мультипликатора (множителя).
- 31. Этапы стратегического управления инвестициями
- 32. Формы реального инвестирования
- 33. Управление реальным инвестированием
- 34. Временная стоимость денег
- 35. Критерии и методы оценки эффективности инвестиционных проектов
- 36. Чистый приведенный доход
- 37. Индекс рентабельности
- 38. Период окупаемости
- 39. Внутренняя норма доходности
- 40. Отбор инвестиционных проектов по критерию доходности
- 41. Отбор инвестиционных проектов по критерию ликвидности
- 42. Отбор инвестиционных проектов по критерию риска
- 43. Формы финансового инвестирования
- 44. Управление финансовым инвестированием
- 45. Этапы формирования финансового портфеля
- 46. Модели управления источниками финансирования
- 47. Сущность и классификация пассивов
- 48. Управление собственным капиталом
- 49. Прибыль: понятие, экономическая сущность
- 50. Функции и источники получения прибыли
- 51. Формирование и распределение прибыли предприятия
- 52. Управление заемным капиталом
- 53. Методы и объекты текущего налогового менеджмента
- 54. Сущность и принципы кредитования
- 55. Формы кредита
- 56. Стоимость капитала и этапы ее оценки
- 57. Средневзвешенная стоимость капитала
- 58. Предельная стоимость капитала
- 59. Теории структуры капитала
- 60. Леверидж и его роль в финансовом менеджменте
- 61. Экономическая сущность и структура оборотного капитала
- 62. Управление оборотным капиталом
- 63. Нормирование оборотного капитала
- 64. Эффективность использования оборотного капитала
- 65. Политика управления оборотным капиталом
- 66. Расчет финансового цикла
- 67. Управление запасами
- 68. Управление дебиторской задолженностью (кредитная политика)
- 69. Управление денежными средствами и их эквивалентами
- 70. Финансовое планирование: сущность, роль и задачи в условиях рынка
- 71. Понятие и этапы процесса финансового планирования
- 72. Методы финансового планирования: понятие и разновидности
- 73. Содержание и роль финансового прогнозирования в деятельности предприятия
- 74. Прогнозирование путем пропорциональной зависимости от объема продаж
- 75. Перспективное финансовое планирование
- 76. Финансовая стратегия предприятия
- 77. Дивидендная политика и определяющие ее факторы
- 78. Теории и виды дивидендной политики
- 79. Текущее финансовое планирование
- 80. Система бюджетного планирования
- 81. Контроль исполнения финансового плана
- 82. Сущность налогового менеджмента
- 83. Методы оценки налоговой нагрузки предприятия
- 84. Направления и принципы налоговой оптимизации на предприятии
- 85. Содержание налогового планирования на предприятии
- 86. Показатели эффективности налогового менеджмента
- 87. Сущность и концепции управления затратами
- 88. Антикризисное управление
- 89. Международные аспекты финансового менеджмента
- 90. Отрицательный эффект налогового планирования