logo
Вопросы_ГАК_Финансы2011

Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц в рф.

Налоги в российской экономической науке рассматривают­ся как один из элементов системы финансов, являющихся, в свою очередь, элементом экономики.

При таком подходе налог как экономическая категория считается определенной разновидностью производственных отношений. С точки зрения экономики налоги - это совокуп­ность отношений, возникающих между государством и нало­гоплательщиками (ими выступаю физические и юридические лица) по поводу перераспределения ВВП в целях Формирова­ния централизованных денежных фондов государства.

Налоги и налогообложение, безусловно, играют большую роль в современной экономической системе, но объяснение института налогообложения исключительно с позиции эконо­мики - весьма однобокий и в некотором роде ущербный под­ход.

В этом случае между участниками налоговых отношений неизбежно проявляются и постоянно существуют объективные противоречия. По мнению экономистов, государство всегда заинтересовано в максимальном размере налогов, а налого­плательщик, наоборот, прилагает усилия по снижению разме­ров своих налоговых отчислений или вообще по уклонению от их уплаты.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

НДФЛ является прямым налогом. В России НДФЛ отнесен к числу федеральных налогов.

Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты НДФЛ, с 1 января 2001 г. является, часть вторая НК РФ (разд. 8 (Федеральные налоги) гл. 23 («Налоги на доходы физических лиц»)).

Налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица:

- являющиеся налоговыми резидентами РФ;

- получающие доходы от источников в РФ и при этом не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Налоговыми резидентами признаются физические лица фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев лечения или обучения).

Порядок исчисления налога. Сумма налога, если иное не предусмотрено НК РФ, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как про изведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму нало­га самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, рассчитывается налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на терри­тории Российской Федерации.

Порядок, сроки уплаты налога и налоговая отчетность. Уп­лата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, пред­ставляют в налоговый орган по месту нахождения транспор­тных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Налог на имущество физических лиц

Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты налога на имущество физических лиц, в 2004г. являлся Закон о налогах на имущество физических лиц.

Плательщиками налога на имущество физических лиц при­знаются физические лица - собственники имущества, при­знаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налого­плательщиком в отношении этого имущества признается каж­дое из физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если имущество находится в общей долевой собственности физичес­ких лиц и предприятий (организаций). Если имущество, при­знаваемое объектом налогообложения, находится в общей сов­местной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательс­тва. Плательщиком налога может быть одно из указанных лиц, определяемое по соглашению между ними.

Объектами налогообложения признаются жилые дома, квар­тиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Ставки налога на строения, помещения и сооружения уста­навливаются нормативными правовыми актами представи­тельных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представитель­ные органы местного самоуправления могут определять диф­ференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в пределах, указанных в таблице №9.

СТАВКИ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Стоимость имущества, тыс. руб.

Ставка налога, %

До 300

До 0,1

От 300 до 500

От 0,1 до 0,3

Свыше 500

От 0,3 до 2,0

Налоговые льготы. От уплаты налога на имущество физи­ческих лиц освобождаются категории граждан, названные в ст. 4 Закона о налогах на имущество физических лиц.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам и основания для их исполь­зования налогоплательщиками.

Порядок исчисления налога. Исчисление налогов производится налоговыми органами. Налог устанавливается на основании данных об инвентаризационной стоимости имущества физических лиц по состоянию на 1 января каждого года.

Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. При воз­никновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право. В случае несвоевременного обращения за предоставле­нием льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов про­изводится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.