7. Финансовая система рф
Финансовая система — это совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями формирования и использования фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности.
Все перечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы: общегосударственные финансы, за счет которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.
Разделение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями задач каждого звена, а также методов формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств: общегосударственные централизованные фонды денежных средств создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства; децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.
Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.
Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, между производственной и непроизводственной сферами, а также между формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.
Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и за счет привлечения общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостаточности собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также — на базе операций с ценными бумагами - заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.
Государственный бюджет - главное звено финансовой системы.
Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным собранием как закон. Посредством госбюджета государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.
Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды — средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет единого социального налога (ЕСН), введенного в действие с 1 января 2001 г. В соответствии с гл. 24 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) ЕСН заменил взносы во внебюджетные фонды - Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
С введением в действие второй части НК РФ Государственный фонд занятости населения Российской Федерации упраздняется.
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии.
Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.
Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
Задача фондового рынка — обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода, чем доход при вложении денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.
Финансы предприятий различных форм собственности являются основой единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания.и распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Содержание
- 1. Косвенные налоги и их роль в формировании доходов бюджета
- 2. Сущность, функции и роль денег
- 3. Основы использования финансов в общественном производстве
- 4. Страхование, как финансовая категория и се специфика
- 5. Основы использования финансов в международных экономических отношениях
- 6. Виды сделок с ценными бумагами
- 7. Финансовая система рф
- 8. Государственный долг России
- 9. Пенсионный фонд рф
- 10. Принципы и формы организации расчетов
- 11. Фонд социального страхования рф
- 12. Кредит: его сущность, виды и формы
- 13. Фонд обязательного медицинского страхования рф
- 14. Классификация и формы проведения страхования
- 15. Государственное регулирование страховой деятельности
- 16. Управление финансовыми ресурсами организации
- 17. Инвестиционная деятельность страховщика
- 18. Финансы некоммерческих организаций
- 19. Государственные ценные бумаги
- 20. Налог на добавленную стоимость
- 21. Иностранные инвестиции в России
- 22. Эволюция международных валютно-кредитных отношений
- 23. Корпоративные ценные бумаги
- 24. Налог на прибыль предприятия
- 25. Сущность, виды и назначение перестрахования
- 26. Финансовая политика рф
- 27. Банкротство и финансовая реструктуризация
- 28. Структура финансовых рынков
- 29. Бюджетное устройство, бюджетный процесс
- 30. Производные ценные бумаги
- 31. Межбюджетные трансферты
- 32. Управление финансами государства
- 33. Эмиссия ценных бумаг
- 34. Основные финансовые институты рф
- 35. Управление денежными потоками организации
- 36. Сущность и виды лизинга
- 37. Инфляция, как экономическое явление: сущность, причины, методы борьбы
- Инфляционно опасные инвестиции.
- Инфляционное ожидание.
- Импортируемая инфляция.
- 38. Государственный кредит
- 39. Производственный и финансовый леверидж
- 40. Упрошенная система налогообложения
- 41. Оценка финансового состояния предприятия
- 42. Рынок ценных бумаг и его структура
- 43. Внебанковские финансово-кредитные организации
- 44. Особенности налогообложения отдельных видов доходов организации
- 45. Формы и методы налогового контроля
- 46. Механизм принятия решения на рынке ценных бумаг
- 47. Стратегия управления инвестиционным портфелем
- 48. Налоговое регулирование
- 49. Финансы: понятия и функции
- 50. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг
- 51. Финансы страховых организаций
- 52. Налоговая система: состав, структура, функции
- Налог на добавленную стоимость;
- 53. Инвестиционное качество ценных бумаг
- 54. Финансовые риски: классификация и пути снижения
- 55. Налоговое планирование и прогнозирование
- 56. Современное состояние страхового рынка России
- 57. Международные кредитно-финансовые учреждения
- 58. Критерии и методы оценки инвестиционных проектов
- 59. Денежное обращение, денежный оборот
- 60. Особенности финансов малого предпринимательства
- 61. Бюджетная система рф
- 62. Прибыль предприятия и ее влияние на состояние финансов предприятия
- 63. Инвестиционная деятельность банков
- 64. Организация финансового планирования на предприятии
- 65. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- 66. Ипотечное кредитование
- 67. Особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм
- 68. Валютное регулирование и валютный контроль в России
- 69. Современное состояние кредитной системы России
- 70. Венчурное (рисковое) финансирование и его значение для современной экономике России