38. Государственный кредит
Государственный кредит - совокупность кредитных отношений между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами - с другой, в которых государство выступает в роли заемщика, кредитора или гаранта. Всю названную совокупность отношений можно назвать Г. к. в широком смысле слова, а Г. к. в узком смысле - его "классическую" форму, когда государство выступает в качестве заемщика и гаранта. Последняя преобладает во всей совокупности государственных кредитных отношений. Объемы государственного кредитования юридических и физических лиц значительно меньше. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов и других обязательств юридических и физических лиц, оно выступает в качестве гаранта. Государственные заимствования России представляют собой займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.
Важнейшей причиной развития Г. к. в узком смысле слова является дефицитность государственного бюджета. Дефицит может быть покрыт двумя способами: либо денежной эмиссией, либо заимствованиями. Первый способ, при определенных условиях, может непосредственно вести к усилению инфляции; второй - не всегда и опосредованно. Поэтому в мировой практике более широко используются заимствования. Государство заимствует деньги в форме займов и выпуска долговых обязательств. В первом случае это кредиты, получаемые государством у кредиторов (например, у Центрального банка, иностранного государства и т. п.). Второй связан с выпуском ценных бумаг и размещением их среди населения или финансовых и кредитных организаций. Обе эти формы имеют одинаковое экономическое содержание. Оно заключается в поступлении заемных ресурсов в бюджет и соответствующем росте государственного долга в виде кредитных обязательств по ссуде или долговых обязательств по ценным бумагам. Г. к. может быть внутренним, когда кредиторами являются юридические и физические лица-резиденты. Он может быть и внешним (международным), когда в качестве кредиторов выступают нерезиденты. При этом заемщиками могут быть как федеральные, так и субфедеральные правительства, местные органы власти. Кредиторами выступают правительства, финансово-кредитные организации, другие юридические и физические лица иностранных государств, международные и региональные финансовые организации (МВФ, МБ, ЕБРР и др.).
Как экономическая категория Г. к. в узком смысле слова находится на стыке финансов и кредита, интегрируя их черты. С одной стороны, по своему целевому назначению он является инструментом формирования денежных фондов государства, а значит, и звеном государственной финансовой системы. Но с другой стороны, по методам этой мобилизации он представляет собой одну из форм кредита. Г. к. отличается от таких классических финансовых категорий, как налоги, акцизы, пошлины, ибо носит добровольный, возвратный и платный характер. Он отличается и от других форм кредита. Так, частный кредит, как правило, носит строго целевой характер. Г. к., как правило, не носит конкретного целевого характера, будучи предназначен для покрытия дефицита соответствующего бюджета. Обычный кредит выдается под конкретное материальное обеспечение (производственные запасы, готовая продукция, недвижимость, ценные бумаги и др.) и носит производительный характер. Обеспечением Г. к. служит все имущество государства или его территориального субъекта. Он предназначается для покрытия бюджетного дефицита и является непроизводительным. Этим определяются источники погашения государственного долга и процентов по нему и роль Г. к. в развитии экономики. Г. к. (в узком смысле слова) не инвестируется в производство, не воспроизводится, не возрастает, как при частном кредите, а лишь расходуется и потребляется. Поэтому и источниками погашения Г. к. и процентов по нему являются не прибавочная стоимость, созданная с помощью заемного капитала, как это имеет место при нормальном обычном кредитовании, а налоги. Именно поэтому его называют будущими налогами. Разумеется, на основании только этого нельзя делать вывод о бесполезности или отрицательном воздействии Г. к. на развитие экономики страны. Если мировая практика свидетельствует о широком его использовании для финансирования расходов бюджета, значит, это закономерный и в целом необходимый процесс. Но в то же время каждое новое государственное заимствование должно быть экономически и социально обосновано. Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым не только способствует росту цены кредита, но может и абсолютно сокращать объем кредитных ресурсов для экономики. К тому же, если государственные заимствования осуществляются под выплату процентов, превышающих норму прибыли в производящих отраслях, это ведет к огромному перетоку капитала из "реальной экономики" в спекулятивный финансовый сектор. В конечном итоге происходит перекачивание налоговых доходов государства на счета кредитующих отечественных и зарубежных организаций, как это имело место в России во второй половине 90-х гг. истекшего столетия.
Государство выступает не только в качестве заемщика, но также кредитора и гаранта. Государственное кредитование используется как инструмент регулирования экономики с целью поддержания либо ускорения развития тех или иных отраслей экономики, регионов, а в некоторых случаях - и отдельных крупных фирм. Гораздо шире развита система государственного гарантирования кредитов, выдаваемых частными банками экспортерам, а также малым и средним предприятиям. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Таким образом поощряется расширение внешних рынков сбыта отечественными товаропроизводителями. Кроме того, система государственных гарантий широко развита в некоторых странах в ипотечном кредитовании жилья.
В стимулировании развития производства и занятости важную роль играют кредиты, предоставленные за счет бюджетов территорий или внебюджетных государственных фондов. Однако чрезмерное увлечение государства заимствованиями и под высокие проценты может не только наносить вред развитию производственной сферы, но и угрожать кризисом государственных финансов, загонять государство в "долговую ловушку". Поэтому государственная политика в этой области должна быть тщательно продуманной и взвешенной.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Содержание
- 1. Косвенные налоги и их роль в формировании доходов бюджета
- 2. Сущность, функции и роль денег
- 3. Основы использования финансов в общественном производстве
- 4. Страхование, как финансовая категория и се специфика
- 5. Основы использования финансов в международных экономических отношениях
- 6. Виды сделок с ценными бумагами
- 7. Финансовая система рф
- 8. Государственный долг России
- 9. Пенсионный фонд рф
- 10. Принципы и формы организации расчетов
- 11. Фонд социального страхования рф
- 12. Кредит: его сущность, виды и формы
- 13. Фонд обязательного медицинского страхования рф
- 14. Классификация и формы проведения страхования
- 15. Государственное регулирование страховой деятельности
- 16. Управление финансовыми ресурсами организации
- 17. Инвестиционная деятельность страховщика
- 18. Финансы некоммерческих организаций
- 19. Государственные ценные бумаги
- 20. Налог на добавленную стоимость
- 21. Иностранные инвестиции в России
- 22. Эволюция международных валютно-кредитных отношений
- 23. Корпоративные ценные бумаги
- 24. Налог на прибыль предприятия
- 25. Сущность, виды и назначение перестрахования
- 26. Финансовая политика рф
- 27. Банкротство и финансовая реструктуризация
- 28. Структура финансовых рынков
- 29. Бюджетное устройство, бюджетный процесс
- 30. Производные ценные бумаги
- 31. Межбюджетные трансферты
- 32. Управление финансами государства
- 33. Эмиссия ценных бумаг
- 34. Основные финансовые институты рф
- 35. Управление денежными потоками организации
- 36. Сущность и виды лизинга
- 37. Инфляция, как экономическое явление: сущность, причины, методы борьбы
- Инфляционно опасные инвестиции.
- Инфляционное ожидание.
- Импортируемая инфляция.
- 38. Государственный кредит
- 39. Производственный и финансовый леверидж
- 40. Упрошенная система налогообложения
- 41. Оценка финансового состояния предприятия
- 42. Рынок ценных бумаг и его структура
- 43. Внебанковские финансово-кредитные организации
- 44. Особенности налогообложения отдельных видов доходов организации
- 45. Формы и методы налогового контроля
- 46. Механизм принятия решения на рынке ценных бумаг
- 47. Стратегия управления инвестиционным портфелем
- 48. Налоговое регулирование
- 49. Финансы: понятия и функции
- 50. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг
- 51. Финансы страховых организаций
- 52. Налоговая система: состав, структура, функции
- Налог на добавленную стоимость;
- 53. Инвестиционное качество ценных бумаг
- 54. Финансовые риски: классификация и пути снижения
- 55. Налоговое планирование и прогнозирование
- 56. Современное состояние страхового рынка России
- 57. Международные кредитно-финансовые учреждения
- 58. Критерии и методы оценки инвестиционных проектов
- 59. Денежное обращение, денежный оборот
- 60. Особенности финансов малого предпринимательства
- 61. Бюджетная система рф
- 62. Прибыль предприятия и ее влияние на состояние финансов предприятия
- 63. Инвестиционная деятельность банков
- 64. Организация финансового планирования на предприятии
- 65. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- 66. Ипотечное кредитование
- 67. Особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм
- 68. Валютное регулирование и валютный контроль в России
- 69. Современное состояние кредитной системы России
- 70. Венчурное (рисковое) финансирование и его значение для современной экономике России