29. Бюджетное устройство, бюджетный процесс
БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
-
первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
-
второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
-
третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным устройством - в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня - государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему.
Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:
-
единства бюджетной системы Российской Федерации;
-
разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
-
самостоятельности бюджетов;
-
полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
-
сбалансированности бюджета;
-
эффективности и экономности использования бюджетных средств;
-
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
-
гласности;
-
достоверности бюджета;
-
адресности и целевого характера бюджетных средств.
Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджеты, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ). Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:
-
составление проектов бюджетов;
-
рассмотрение и утверждение бюджетов;
-
исполнение бюджетов;
-
составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение финансовых ресурсов меду бюджетами разного уровня.
Участниками бюджетного процесса являются:
-
Президент Российской Федерации;
-
органы законодательной (представительной) власти;
-
органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
-
органы денежно-кредитного регулирования;
-
органы государственного и муниципального финансового контроля;
-
государственные внебюджетные фонды;
-
главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
-
иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;
-
бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.
Основные задачи бюджетного процесса:
-
выявление материальных и финансовых резервов государства;
-
максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов;
-
максимально точный расчет расходов бюджетов;
-
обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;
-
согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;
осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Содержание
- 1. Косвенные налоги и их роль в формировании доходов бюджета
- 2. Сущность, функции и роль денег
- 3. Основы использования финансов в общественном производстве
- 4. Страхование, как финансовая категория и се специфика
- 5. Основы использования финансов в международных экономических отношениях
- 6. Виды сделок с ценными бумагами
- 7. Финансовая система рф
- 8. Государственный долг России
- 9. Пенсионный фонд рф
- 10. Принципы и формы организации расчетов
- 11. Фонд социального страхования рф
- 12. Кредит: его сущность, виды и формы
- 13. Фонд обязательного медицинского страхования рф
- 14. Классификация и формы проведения страхования
- 15. Государственное регулирование страховой деятельности
- 16. Управление финансовыми ресурсами организации
- 17. Инвестиционная деятельность страховщика
- 18. Финансы некоммерческих организаций
- 19. Государственные ценные бумаги
- 20. Налог на добавленную стоимость
- 21. Иностранные инвестиции в России
- 22. Эволюция международных валютно-кредитных отношений
- 23. Корпоративные ценные бумаги
- 24. Налог на прибыль предприятия
- 25. Сущность, виды и назначение перестрахования
- 26. Финансовая политика рф
- 27. Банкротство и финансовая реструктуризация
- 28. Структура финансовых рынков
- 29. Бюджетное устройство, бюджетный процесс
- 30. Производные ценные бумаги
- 31. Межбюджетные трансферты
- 32. Управление финансами государства
- 33. Эмиссия ценных бумаг
- 34. Основные финансовые институты рф
- 35. Управление денежными потоками организации
- 36. Сущность и виды лизинга
- 37. Инфляция, как экономическое явление: сущность, причины, методы борьбы
- Инфляционно опасные инвестиции.
- Инфляционное ожидание.
- Импортируемая инфляция.
- 38. Государственный кредит
- 39. Производственный и финансовый леверидж
- 40. Упрошенная система налогообложения
- 41. Оценка финансового состояния предприятия
- 42. Рынок ценных бумаг и его структура
- 43. Внебанковские финансово-кредитные организации
- 44. Особенности налогообложения отдельных видов доходов организации
- 45. Формы и методы налогового контроля
- 46. Механизм принятия решения на рынке ценных бумаг
- 47. Стратегия управления инвестиционным портфелем
- 48. Налоговое регулирование
- 49. Финансы: понятия и функции
- 50. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг
- 51. Финансы страховых организаций
- 52. Налоговая система: состав, структура, функции
- Налог на добавленную стоимость;
- 53. Инвестиционное качество ценных бумаг
- 54. Финансовые риски: классификация и пути снижения
- 55. Налоговое планирование и прогнозирование
- 56. Современное состояние страхового рынка России
- 57. Международные кредитно-финансовые учреждения
- 58. Критерии и методы оценки инвестиционных проектов
- 59. Денежное обращение, денежный оборот
- 60. Особенности финансов малого предпринимательства
- 61. Бюджетная система рф
- 62. Прибыль предприятия и ее влияние на состояние финансов предприятия
- 63. Инвестиционная деятельность банков
- 64. Организация финансового планирования на предприятии
- 65. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- 66. Ипотечное кредитование
- 67. Особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм
- 68. Валютное регулирование и валютный контроль в России
- 69. Современное состояние кредитной системы России
- 70. Венчурное (рисковое) финансирование и его значение для современной экономике России