logo
ГОСЫ

15. Государственный кредит и государственный долг: их виды. Управление государственным долгом.

Государственный кредит в современных условиях – это совокупность финансовых отношений между государством, с одной стороны, и физическими или юридическими лицами – с другой.

В сфере этих отношений государство в большинстве случаев выступает: заёмщиком средств, а население, предприятия, банки, фонды – кредиторами; кредитором, предоставляя кредиты иностранным государствам, юридическим и физическим лицам и  гарантом по обязательствам различных физических или юридических лиц. Государственные займы выступают в качестве основной формы государственного кредита. Долговые обязательства государства могут существовать в виде обязательств по: кредитам, привлечённым от имени государства как заёмщика от кредитных организаций, и иностранных государств; выпущенным государственным ценным бумагам; бюджетным кредитам, привлечённым в федеральный бюджет из других бюджетов; государственным гарантиям государства.

.Государственным долгом РФ являются долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями, и иными субъектами  международного права, включая обязательства по государственным гарантиям. Гос долг обеспечивается всем, находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Долговые обязательства существуют в форме:

Кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ;

Государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от им. РФ;

Договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

Договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

Внутренний долг – обязательства номинированные в национальной валюте

Внешний долг – обязательства номинированные в иностранной валюте.

В объем гос.внутреннего долга включаются:

Основная номинальная сумма долга по государственным цен.бумагам;

Объем основного долга по кредитам, полученным РФ;

Объем основного долга по бюджетным ссудам и кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;

Объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией

В объем внешенго долга РФ  входят:

Объем основного долга по полученным Российской Федерацией  кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, и пр. международных организ-й

Объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет).

Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным правительством.

Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга, установленными в соответствии с законом о бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.

В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам.

Информация о заимствованиях вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.

Для снижения долгового бремени может применяться реструктуризация долга. Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:К основным методам управления государственным долгом следует отнести:

Рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.Конверсия — изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов.Унификация — объединение нескольких займов в один.Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.Аннулирование долга — отказ государства от долговых обязательств.Реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.