logo
ГОСЫ

43) Экономическое содержание, функции и виды прибыли, ее формирование, распределение и использование. Факторы роста прибыли

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. С экономической точки зрения прибыль — это разность между денежными поступлениями и выплатами.

тала.

В экономической системе прибыль выполняет следующие функции:

1. Является показателем эффективности предприятия;

2. Обладает стимулирующей функцией, т.к. является основным элементом финансовых ресурсов предприятия;

3. Является источником формирования бюджетов различного уровня.

Употребляются следующие понятия прибыли:

Валовая прибыль — сумма прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг, имущества предприятия) и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль (убыток) от реализации продукции работ (услуг) определяется как разница между выручкой от реализации без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включенными в себестоимость.

Валовой доход исчисляется как разница между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров. Для определения прибыли из него исключаются издержки обращения торговых, снабженческих, сбытовых организаций.

Прибыль (убыток) от реализации основных средств— это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе.

Финансовые результаты от внереализационных операций — это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанных с реализацией продукции, основных фондов, иного имущества, выполнением работ и услуг. Финансовый результат определяется как доходы за минусом расходов по внереализационным операциям.

Прибыль до налогообложения (балансовая) — конечный финансовый результат, отражаемый в балансе предприятия и выявленный на основании бухучета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса.

Она используется для оценки эффективности производства, выявления динамики ее роста и определения общей рентабельности, а также для целей налогообложения прибыли.

Налогооблагаемая прибыль — рассчитывается в рамках налогового учета (используется для определения налогооблагаемой базы).

Чистая прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия; прибыль к распределению) — прибыль, остающаяся на предприятии после уплаты всех налогов и используемую на развитие производства и социальные нужды.

Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

Чистая прибыль (убыток) является конечным финансовым результатом формируется следующим образом:

Показатель "Чистая прибыль (убыток) отчетного года" отражает конечный финансовый результат деятельности организации в отчетном году.

Распределение и использование прибыли

прибыль выступает не только в качестве главного результата финансово-хозяйственной деятельности, но и источника удовлетворения разнообразных потребностей как самого предприятия, так и общества в целом. Прибыль — важный источник расширения производства и обеспечения других внутрихозяйственных потребностей; часто ее используют для материального стимулирования работающих и удовлетворения их социальных запросов; постоянно возрастает роль прибыли в формировании бюджетных, внебюджетных и благотворительных фондов.

Основными факторами роста прибыли являются:

1) разработка и внедрение нового товара или товара более высокого качества.

2) освоение новых рынков;

3) внедрение новых прогрессивных методов производства, освоение новых видов сырья и материалов;

4) внедрение мероприятий по совершенствованию организации производства и управлению;

5) применение рискованных мероприятий. Прибыль рассматривается как вознаграждение за риск;

6) привлечение заемных средств.

7) внешние факторы (независящие от предприятия): рост или снижение цен на сырье и материалы и др.;

8) влияние структуры рынка: рыночный спрос, динамика прироста населения, уровень доходов, размер цен и др.

9) факторы воздействия информации;

10) колебания конъюнктуры рынка;

В плане эти мероприятия могут быть следующего характера:

· увеличение выпуска продукции;

· улучшение качества продукции;

· продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;

· снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей рабочей силы и рабочего времени;

· диверсификация производства;

· расширение рынка продаж и др.;

Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшение качества продукции и использование факторов производства.