logo
ГОСЫ

34) Денежный оборот и его структура. Закон денежного обращения и методы государственного регулирования денежного оборота.

Денежный оборот представляет собой процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах.. Он включает не только движение денег как средств платежа в налично-денежном и безналичном оборотах, но и движение других средств платежа (чеков, депозитных сертификатов, векселей и т.д.). Денежное обращение, включающее оборот наличных денег, в свою очередь служит составной частью денежного оборота.

По этому признаку денежный оборот подразделяется на безналичный и налично-денежный обороты.

В зависимости от этого признака денежный оборот разбивается на три части:

• денежно-расчетный оборот, который обслуживает расчетные отношения за товары и услуги и по нетоварным обязательствам юридических и физических лиц; • денежно-кредитный оборот, обслуживающий кредитные отношения в хозяйстве; • денежно-финансовый оборот, обслуживающий финансовые отношения в хозяйстве.

Наконец, можно классифицировать денежный оборот в зависимости от субъектов, между которыми двигаются деньги. По этому признаку структура денежного оборота будет такова:

• оборот между банками (межбанковский оборот); • оборот между банками и юридическими и физическими лицами (банковский оборот); • оборот между юридическими лицами; • оборот между юридическими и физическими лицами;

• оборот между физическими лицами.

Принципы организации безналичных расчетов.1 - правовой режим осуществления расчетов и платежей.

2 - осуществление расчетов по банковским счетам.3 - поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей.4 - наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж.5 - срочность платежа.6 - контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения.

7 - их имущественной ответственности за несоблюдение договорных условий.

Налично-денежный оборот организуется на основе следующих принципов:

1 - все предприятия и организации должны хранить наличные деньги (за исключением части, установленной лимитом) в коммерческих банках;

2 - банки устанавливают лимиты остатка наличных денег для предприятий всех форм собственности;3 - обращение наличных денег служит объектом прогнозного планирования;4 - управление денежным обращением осуществляется в централизованном порядке;5 - организация налично-денежного оборота имеет целью обеспечить устойчивость, эластичность и экономичность денежного обращения;6 - наличные деньги предприятия могут получать только в обслуживающих их учреждениях банков.

Закон Денежного Обращения- экономический закон, определяющий количество денег, необходимых для обращения. Когда масса денег, находящихся в обращении, превышает общую сумму товарных цен, то наступает инфляция, т.е. поскольку деньги не обеспечены товарами, цены растут.Модель кругооборота товаров и денег можно представить в виде уравнения обмена, согласно которому произведение величины денежной массы (М) на скорость обращения денег (V) равно произведению уровня цен (Р) на реальный национальный продукт (у): М•V=Р•у;

скорость обращения денег (V) равна отношению номинального национального продукта (Н) к величине денежной массы (М) V=.Н\М

Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за известный период времени.

С появлением функции денег как средства платежа общее количество денег должно уменьшаться. Кредит оказывает обратное влияние на количество денег. Такое уменьшение вызывается погашением путем взаимного зачета определенной части долговых требований и обязательств.На денежную массу влияют два фактора:

1) количество денег, которое определяется государством – эмитентом денег, его законодательной властью;

2) скорость обращения денег, влияние обратно пропорционально на величину денежной массы в обращении. На скорость обращения денег влияют следующие факторы: циклическое развитие производства, темпы его роста, движение цен, структура платежного оборота, уровень процентных ставок за кредит; периодически выплачиваемый доход, равномерность расходования населением своих средств, уровень сбережений и накоплений.

Достижение поставленных задач по управлению платежным оборотом в едином экономическом пространстве достигается Центральным банком путем разработки и реализации комплекса мер на макроуровне, а также посредством регулирования операций отдельных банковских учреждений или их групп. При этом могут использоваться как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков. К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые Центральным банком в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. При использовании административных методов воздействия наиболее широко применяются следующие инструменты:

квотирование отдельных видов пассивных и активных операций;

введение, потолков (или лимитов) на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов;

ограничение на открытие филиалов и отделений и т.д.;

лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за оказание различных видов услуг, процентных ставок;

определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков, допущенных к отдельным видам операций и т.д. (так называемое контингентирование).

К экономическим методам управления относятся:

Выделяются три основные группы экономических методов управления: налоговые, нормативные (когда размеры вводимых ограничений или льгот увязываются с масштабом операций) и корректирующие (отличающиеся гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие в зависимости от ситуации).

К нормативным методам воздействия относится использование таких инструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива; к корректирующим — учетная политика и операции на открытом рынке.

Нормативные методы применяются путем установления и периодического пересмотра в сторону увеличения или уменьшения контрольных цифр в виде соотношения двух величин, и эффект от вводимых нормативов проявляется через относительно длительный промежуток времени.