logo
bilety - статистика+

Показатели распределения первичных доходов. Определение валового и чистого национального дохода

Первичные доходы – это доходы, которые получают единицы-резиденты, участвующие в производстве продуктов и услуг. Они выплачиваются из добавленной стоимости, созданной в процессе производства.

Счет распределения первичных доходов показывает, как доходы распределяют между основными получателями: домашними хозяйствами, фирмами, учреждениями, административными структурами. Его итог – сальдо первичных доходов по секторам экономики, а на уровне экономики в целом – валовой национальный доход. Счет распределения первичных доходов не имеет прямой связи с производством, он отражает деятельность институциональных единиц как получателей, а не как производителей первичных доходов.

Схема счета распределения первичных доходов:

Использование

Ресурсы

5. Доходы от собственности, переданные «остальному миру»

6. Субсидии на производство и импорт

7. Сальдо первичных доходов (ВНД) (п.1 + п.2 + п.3 + п.4 – п.5 – п.6)

1. Валовая прибыль

2. Оплата труда работников

3. Налоги на производство и импорт

4. Доходы от собственности, полученные от «остального мира» (%, дивиденды, рента и др.)

Всего

Всего

На основе счета распределения первичного дохода можно получить показатели чистого и валового национального дохода. Валовой национальный доход (ВНД) = сумме валовых сальдо первичных доходов всех секторов экономики. ВНД идентичен валовому национальному продукту, однако ВНД является характеристикой дохода, а ВНП – характеристикой продукта. Валовой национальный продукт получается путем суммирования ВДС всех институциональных единиц и добавления к полученной величине суммы налогов, не включенных в стоимость выпущенной продукции. Чистый национальный доход = ВНД за вычетом потребления основных фондов: ЧНД = ВНД – ПОК

47. Статистика государственных финансов

статистика гос-х финансов = стат гос-го бюджета. Именно в странах с рыночной экономикой под статистикой финансов понимается, прежде всего, статистика формирования и исполнения государственного бюджета.

Система показателей бюджета представляет собой в наиболее обобщенном виде экономические результаты деятельности государственного хозяйства и условия, в которых осуществляется эта деятельность.

К абсолютным показателям статистики государственного бюджета относятся:

1) налоги – это доходы – это обязательные безвозвратные платежи, которые поступают в бюджет. Бюджетные доходы делятся на текущие и капитальные доходы. В составе текущих доходов выделяют налоговые и неналоговые поступления;

2) обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, которые взыскиваются государственными учреждениями для удовлетворения государственных потребностей;

3) неналоговые поступления – это возмездные поступления (доходы от собственности, поступления от случайных продаж, кассовая прибыль ведомственных предприятий и др.) и некоторые безвозмездные поступления (частные пожертвования, штрафы и др.);

4) официальные трансферты – это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления, имеющих нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репараций;

5) расходы – это вся совокупность невозвратных платежей вне зависимости от их возвратности и целей расходования (текущие или капитальные);

6) чистое кредитование (кредитование минус погашение) – это вся совокупность операций учреждений государственного управления с финансовыми требованиями по отношению к другим секторам, которые осуществляются в целях проведения государственной политики. В данную категорию включается предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм возвращенных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.

7) дефицит (или профицит) – это итоговый показатель финансовой деятельности государства. С точки зрения финансирования дефицит может быть определен следующим образом: Дефицит (превышение расходов над доходами) = (Заимствование – Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.

Финансовое положение страны принято считать нормальным, если уровень бюджетного дефицита по отношению к ВВП не превышает 3 %. Профицит (превышение доходов над расходами) = (Погашение – Заимствование) + Увеличение остатков ликвидных финансовых средств.

8) государственный долг – это неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторам экономики и остальным миром. В государственный долг не включаются:

а) внутренние и межструктурные долги различных подсекторов государственного управления;

б) обязательства органов денежно-кредитного регулирования;

в) необслуживаемые долги, выплата процентов по которым прекращена на неопределенный срок;

г) любая текущая задолженность по неоплаченным обязательствам.

На основании абсолютных показателей статистики государственного бюджета рассчитываются относительные статистические показатели, характеризующие экономическую деятельность сектора государственного управления:

Если показатель доли налогов и сборов растет более быстрыми темпами, чем показатель доли налогов, то можно сделать вывод о подорожании системы социального обеспечения.