5.3. Исполнение бюджета
Составление и исполнение бюджета — две стороны общего бюджетного процесса. Задачи, присущие составлению бюджета, получают дальнейшее развитие в период его исполнения. Они предусматривают: усиление работы по наиболее полному выявлению и использованию резервов для повышения темпов экономического роста, увеличения национального дохода и неденежных накоплений государства; мобилизацию денежных средств для обеспечения мероприятий по социально-экономическому развитию регионов; проведение эффективного контроля за правильным расходованием государственных средств.
Данная стадия бюджетного процесса охватывает получение утвержденных доходов (главным образом — налогов) и осуществление бюджетных расходов, т.е. платежей в соответствии с выделенными ассигнованиями. Организация исполнения доходной части бюджета и контроль за его осуществлением возлагается на министерство финансов. Этот этап продолжается в течение года, который называется финансовым или бюджетным годом. Его временные границы в разных странах различны (в Великобритании, Канаде и Японии с 1 апреля до 31 марта, во Франции, Италии и Германии с 1 января по 31 декабря).
Важным элементом третьей стадии является кассовое исполнение бюджета — организация сбора бюджетных средств на территории страны, их хранения и выдачи, а также ведение учета и отчетности. Существуют три системы организации кассового исполнения бюджета: казначейская, банковская и смешанная. При казначейской системе кассовое исполнение бюджета возложено на специальные органы министерства финансов (приписные кассы), при банковской — на банки и их учреждения, при смешанной — на казначейские кассы и банки.
В начале века кассовое исполнение бюджета осуществляло казначейство. С развитием кредитной системы, различных банковских учреждений кассовое исполнение бюджета во многих странах было возложено на банки, а в ряде стран (например, в Японии, Великобритании) — на центральный банк (Банк Японии, Банк Англии), в США — на банки федеральной резервной системы. Однако во Франции продолжает действовать казначейская система, при которой собранные средства перечисляются на счет правительства в Банк Франции. В Германии на уровне федерации и земель применяется банковская система кассового обслуживания бюджета, на уровне общин — казначейская.
В основе кассового исполнения бюджета лежит принцип единства кассы, означающий, что все собранные на территории страны доходы поступают на единый счет министерства финансов в центральном банке, с которого производятся все ассигнования в соответствии с утвержденными расходами. Центральный банк выступает кассиром правительства. Единство кассы дает возможность сосредоточить средства каждого бюджета в одном центре, создавая таким образом необходимые условия для планомерного распоряжения ими соответствующим органом государственного управления, исходя из общих задач и с учетом его финансовых возможностей. Концентрация бюджетных ресурсов в банке способствует также укреплению денежного обращения, поскольку исключает возможность распыления денежных средств по многочисленным каналам и облегчает маневрирование этими средствами.
Выполнение банком функций кассового исполнения бюджета означает по существу разграничение функций распоряжения бюджетными средствами, выполняемых финансовыми и другими органами, и функций хранения и выдачи этих средств, что несомненно, усиливает финансовый контроль за правильностью их расходования.
Организация исполнения расходной части бюджета также возложена на министерство финансов. Однако непосредственными исполнителями выступают министерства и ведомства, составляющие соответствующие сметы расходов. Важное значение при исполнении бюджета имеет специализация кредитов, т.е. использование средств в соответствии с определенными в бюджете целями и размерами. Перенос расходов из одной статьи в другую должен санкционироваться законодательным органом, утверждающим бюджет. В последнее время министры финансов многих стран (кроме США) получили широкие полномочия в области государственного бюджета. Так, в ФРГ министр финансов пользуется правом урезать квотированные бундестагом расходы, изменять утвержденные бюджетные разрешения, переносить ассигнованные по бюджету суммы на следующий год. В Великобритании канцлер казначейства имеет право наложить вето на вотированные парламентом расходы, если ведомство имеет превышение штатного расписания или нарушение в расходах на капиталовложения.
За разассигнование кредитов и их расходование по назначению отвечают распорядители кредитов. По объему предоставляемых им прав они подразделяются на главных распорядителей кредитов, распорядителей кредитов I, II степеней и т.д. Главным распорядителем кредитов является министр финансов; распорядителями кредитов I степени — министры, руководители ведомств, II — начальники управления отдельных правительственных учреждений.
После окончания финансового года начинается последний этап бюджетного процесса — составление отчета об исполнении бюджета министерством финансов и утверждение его парламентом.
На этом заканчивается общий цикл бюджетного процесса.
- И.Н. Жук, е.Ф. Киреева, в.В. Кравченко международные финансы Под общей редакцией и.Н. Жук
- Предисловие
- Тема 1. Финансовые системы зарубежных стран
- 1.1. Понятие финансовой системы и ее структуры
- 1.2. Характеристика отдельных звеньев государственных финансов
- 1.2.1. Сущность и роль местных финансов
- 1.2.2. Социально-экономическая сущность специальных фондов
- 1.2.3. Финансы государственных предприятий
- 1.3. Сущность и экономическое значение финансов частных предприятий
- Литература
- Тема 2. Управление государственными финансами
- 2.1. Общее понятие об управлении финансами
- 2.2. Органы управления государственными финансами
- Литература
- Тема 3. Государственный бюджет
- 3.1. Социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета в зарубежных странах
- 3.2. Экономическое содержание доходов бюджета
- 3.3. Сущность расходов государственного бюджета и их классификация
- 3.4. Бюджетный дефицит. Его экономические и социальные последствия
- Литература
- Тема 4. Бюджетное устройство и бюджетная система зарубежных стран
- 4.1. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы
- 4.2. Бюджетное устройство унитарных государств
- 4.3. Бюджетное устройство федеративных государств
- Структура налоговых поступлений в штатах
- Литература
- Тема 5. Бюджетный процесс и его основные стадии
- 5.1. Составление проекта бюджета
- 5.2. Рассмотрение и утверждение бюджета
- 5.3. Исполнение бюджета
- Литература
- Тема 6. Налоги в системе международных экономических отношений
- 6.1. Общая характеристика налогов
- 6.2. Основы организации международного налогообложения
- 6.3. Экономика двойного налогообложения
- 6.4. Международное налоговое планирование
- Литература
- Тема 7. Международный кредит
- 7.1. Международный кредит как экономическая категория
- 7.2. Формы международного кредита и их классификация
- 7.3. Условия международного кредита
- 7.4. Процентные ставки на мировом рынке ссудных капиталов, их структура
- 7.5. Управление внешним долгом
- Литература
- Тема 8. Международные финансовые и валютно-кредитные организации
- 8.1. Банк международных расчетов
- 8.2. Международный валютный фонд
- 8.3. Группа Всемирного банка
- 8.4. Европейский банк реконструкции и развития
- 8.5. Региональные финансово-кредитные организации
- 8.6. Республика Беларусь в международных финансовых и валютно-кредитных организациях
- Литература
- Содержание