logo
Междун финансы

5.3. Исполнение бюджета

Составление и исполнение бюджета — две стороны общего бюджетного процесса. Задачи, присущие составлению бюджета, получают дальнейшее развитие в период его исполнения. Они предусматривают: усиление работы по наиболее полному выявлению и использованию резервов для повышения темпов экономического роста, увеличения национального дохода и не­денежных накоплений государства; мобилизацию денежных средств для обеспечения мероприятий по социально-экономическому развитию регионов; проведение эффективного контро­ля за правильным расходованием государственных средств.

Данная стадия бюджетного процесса охватывает получение утвержденных доходов (главным образом — налогов) и осущес­твление бюджетных расходов, т.е. платежей в соответствии с выделенными ассигнованиями. Организация исполнения до­ходной части бюджета и контроль за его осуществлением возла­гается на министерство финансов. Этот этап продолжается в те­чение года, который называется финансовым или бюджетным годом. Его временные границы в разных странах различны (в Великобритании, Канаде и Японии с 1 апреля до 31 марта, во Франции, Италии и Германии с 1 января по 31 декабря).

Важным элементом третьей стадии является кассовое испол­нение бюджета — организация сбора бюджетных средств на территории страны, их хранения и выдачи, а также ведение учета и отчетности. Существуют три системы организации кас­сового исполнения бюджета: казначейская, банковская и сме­шанная. При казначейской системе кассовое исполнение бюд­жета возложено на специальные органы министерства финан­сов (приписные кассы), при банковской — на банки и их учреж­дения, при смешанной — на казначейские кассы и банки.

В начале века кассовое исполнение бюджета осуществляло казначейство. С развитием кредитной системы, различных бан­ковских учреждений кассовое исполнение бюджета во многих странах было возложено на банки, а в ряде стран (например, в Японии, Великобритании) — на центральный банк (Банк Япо­нии, Банк Англии), в США — на банки федеральной резервной системы. Однако во Франции продолжает действовать казна­чейская система, при которой собранные средства перечисля­ются на счет правительства в Банк Франции. В Германии на уровне федерации и земель применяется банковская система кассового обслуживания бюджета, на уровне общин — казна­чейская.

В основе кассового исполнения бюджета лежит принцип единства кассы, означающий, что все собранные на террито­рии страны доходы поступают на единый счет министерства финансов в центральном банке, с которого производятся все ассигнования в соответствии с утвержденными расходами. Цен­тральный банк выступает кассиром правительства. Единство кассы дает возможность сосредоточить средства каждого бюд­жета в одном центре, создавая таким образом необходимые ус­ловия для планомерного распоряжения ими соответствующим органом государственного управления, исходя из общих задач и с учетом его финансовых возможностей. Концентрация бюд­жетных ресурсов в банке способствует также укреплению де­нежного обращения, поскольку исключает возможность распы­ления денежных средств по многочисленным каналам и облег­чает маневрирование этими средствами.

Выполнение банком функций кассового исполнения бюдже­та означает по существу разграничение функций распоряжения бюджетными средствами, выполняемых финансовыми и други­ми органами, и функций хранения и выдачи этих средств, что несомненно, усиливает финансовый контроль за правильнос­тью их расходования.

Организация исполнения расходной части бюджета также возложена на министерство финансов. Однако непосредствен­ными исполнителями выступают министерства и ведомства, составляющие соответствующие сметы расходов. Важное зна­чение при исполнении бюджета имеет специализация креди­тов, т.е. использование средств в соответствии с определенными в бюджете целями и размерами. Перенос расходов из одной статьи в другую должен санкционироваться законодательным органом, утверждающим бюджет. В последнее время министры финансов многих стран (кроме США) получили широкие пол­номочия в области государственного бюджета. Так, в ФРГ ми­нистр финансов пользуется правом урезать квотированные бун­дестагом расходы, изменять утвержденные бюджетные разре­шения, переносить ассигнованные по бюджету суммы на следу­ющий год. В Великобритании канцлер казначейства имеет пра­во наложить вето на вотированные парламентом расходы, если ведомство имеет превышение штатного расписания или нарушение в расходах на капиталовложения.

За разассигнование кредитов и их расходование по назначе­нию отвечают распорядители кредитов. По объему предостав­ляемых им прав они подразделяются на главных распорядите­лей кредитов, распорядителей кредитов I, II степеней и т.д. Главным распорядителем кредитов является министр финан­сов; распорядителями кредитов I степени — министры, руково­дители ведомств, II — начальники управления отдельных правительственных учреждений.

После окончания финансового года начинается последний этап бюджетного процесса — составление отчета об исполнении бюджета министерством финансов и утверждение его парла­ментом.

На этом заканчивается общий цикл бюджетного процесса.