4.2. Бюджетное устройство унитарных государств
В унитарных государствах бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов всех территориально-административных единиц и состоит из двух звеньев: государственного бюджета и бюджетов местных органов самоуправления. Например, бюджетная система Японии имеет государственный бюджет, бюджеты 47 префектур и 3255 муниципалитетов; во Франции бюджетная система состоит из центрального бюджета и бюджетов 95 департаментов, около 38 тыс. коммун.
Главную роль играет государственный бюджет, с помощью которого центральные власти аккумулируют в своих руках основную часть национального дохода, перераспределяемую через финансовую систему. В современных условиях значение государственного бюджета, как было отмечено выше, возрастает. Он широко используется для государственного регулирования экономики, социальных отношений, воздействия на различные стороны процесса воспроизводства капитала. За государственным бюджетом закреплены важнейшие доходы, такие, как подоходный налог, налог на прибыль корпораций, наиболее массовые косвенные налоги, поступления от государственных предприятий. На него возложены основные расходы, связанные с осуществлением государством своих функций. Это — военные, экономические, социальные расходы, оказание помощи иностранным государствам, управление государственным долгом, административные. Распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджета закреплено в законодательном порядке.
Система местных бюджетов также определяется государственным устройством и соответствующим административным делением. В 1960—1970 гг. во всех западных странах произошел процесс укрупнения местных административных единиц и, следовательно, усиление централизации местных финансов. Так, в Великобритании в 1973—1975 гг. была проведена реформа местных органов власти, в результате которой введена двухзвенная система управления местными органами (деление на графства и округа); были упразднены мелкие административные единицы (сельские округа и приходы). В результате территория Англии и Уэльса (центральная часть, где проживает 87% населения страны) стала подразделяться на 53 графства, включающие 369 округов (вместо 1400 до реформы). Это вызвало сокращение числа местных бюджетов и увеличение их объема. Финансовые взаимоотношения центральных и местных органов стали более тесными, усилилась регулирующая роль местных финансов и их воздействие на процесс воспроизводства и сферу социальных отношений.
Местные бюджеты обособлены и функционируют автономно. Они составляются, утверждаются и исполняются соответствующими местными властями и формально не связаны с государственным бюджетом. Однако в действительности по-прежнему имеет место зависимость местных властей от центрального правительства. Эта зависимость обусловлена дефицитами местных бюджетов и имеет в различных странах свои особенности. Например, в Великобритании местные органы власти получают на финансирование текущих расходов значительные средства из обычного бюджета в форме дотаций и целевых субсидий и из национального фонда займов — кредиты на финансирование капитальных затрат. Кредиты имеют долгосрочный характер и предоставляются, исходя из рыночного процента в строго лимитированных размерах, В Японии связь государственного бюджета с местными осуществляется по линии выдачи, как правило, субсидий строго целевого назначения (строительство портов, ликвидация последствий стихийных бедствий, постройка гидроэлектростанций и т.п.). Во Франции местные власти получают из государственного бюджета средства в виде дотаций и субвенций.
В результате взаимодействия центральных и местных властей местные бюджеты выступают проводниками экономической и социальной политики правительства, служат вспомогательным звеном в финансовой системе зарубежного государства. Они используются для реализации задач, которые центральные власти перекладывают на местные органы управления в целях большего маневрирования, освобождения от второстепенных проблем, вовлечения местных финансов в решение общенациональных задач.
Доходы местных бюджетов формируются за счет закрепления за ними второстепенных налогов. К их числу относятся поимущественный, промысловый, поземельный, некоторые виды косвенных налогов, надбавки к государственным, различные сборы, поступления от муниципальной собственности. Для покрытия бюджетных дефицитов региональные органы власти прибегают к местным займам, которые в современных условиях получили широкое распространение.
Расходы местных бюджетов, помимо затрат, связанных с административной деятельностью местных властей и управлением местным хозяйством, включают расходы по просвещению и здравоохранению. Кроме того, в настоящее время они все больше подключаются к финансированию развития производственной инфраструктуры, государственного регулирования размещения трудовой занятости.
- И.Н. Жук, е.Ф. Киреева, в.В. Кравченко международные финансы Под общей редакцией и.Н. Жук
- Предисловие
- Тема 1. Финансовые системы зарубежных стран
- 1.1. Понятие финансовой системы и ее структуры
- 1.2. Характеристика отдельных звеньев государственных финансов
- 1.2.1. Сущность и роль местных финансов
- 1.2.2. Социально-экономическая сущность специальных фондов
- 1.2.3. Финансы государственных предприятий
- 1.3. Сущность и экономическое значение финансов частных предприятий
- Литература
- Тема 2. Управление государственными финансами
- 2.1. Общее понятие об управлении финансами
- 2.2. Органы управления государственными финансами
- Литература
- Тема 3. Государственный бюджет
- 3.1. Социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета в зарубежных странах
- 3.2. Экономическое содержание доходов бюджета
- 3.3. Сущность расходов государственного бюджета и их классификация
- 3.4. Бюджетный дефицит. Его экономические и социальные последствия
- Литература
- Тема 4. Бюджетное устройство и бюджетная система зарубежных стран
- 4.1. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы
- 4.2. Бюджетное устройство унитарных государств
- 4.3. Бюджетное устройство федеративных государств
- Структура налоговых поступлений в штатах
- Литература
- Тема 5. Бюджетный процесс и его основные стадии
- 5.1. Составление проекта бюджета
- 5.2. Рассмотрение и утверждение бюджета
- 5.3. Исполнение бюджета
- Литература
- Тема 6. Налоги в системе международных экономических отношений
- 6.1. Общая характеристика налогов
- 6.2. Основы организации международного налогообложения
- 6.3. Экономика двойного налогообложения
- 6.4. Международное налоговое планирование
- Литература
- Тема 7. Международный кредит
- 7.1. Международный кредит как экономическая категория
- 7.2. Формы международного кредита и их классификация
- 7.3. Условия международного кредита
- 7.4. Процентные ставки на мировом рынке ссудных капиталов, их структура
- 7.5. Управление внешним долгом
- Литература
- Тема 8. Международные финансовые и валютно-кредитные организации
- 8.1. Банк международных расчетов
- 8.2. Международный валютный фонд
- 8.3. Группа Всемирного банка
- 8.4. Европейский банк реконструкции и развития
- 8.5. Региональные финансово-кредитные организации
- 8.6. Республика Беларусь в международных финансовых и валютно-кредитных организациях
- Литература
- Содержание