logo
Междун финансы

4.2. Бюджетное устройство унитарных государств

В унитарных государствах бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов всех территориально-админис­тративных единиц и состоит из двух звеньев: государственного бюджета и бюджетов местных органов самоуправления. Напри­мер, бюджетная система Японии имеет государственный бюд­жет, бюджеты 47 префектур и 3255 муниципалитетов; во Фран­ции бюджетная система состоит из центрального бюджета и бюджетов 95 департаментов, около 38 тыс. коммун.

Главную роль играет государственный бюджет, с помощью которого центральные власти аккумулируют в своих руках ос­новную часть национального дохода, перераспределяемую че­рез финансовую систему. В современных условиях значение го­сударственного бюджета, как было отмечено выше, возрастает. Он широко используется для государственного регулирования экономики, социальных отношений, воздействия на различные стороны процесса воспроизводства капитала. За государственным бюджетом закреплены важнейшие доходы, такие, как подоходный налог, налог на прибыль корпораций, наиболее мас­совые косвенные налоги, поступления от государственных предприятий. На него возложены основные расходы, связан­ные с осуществлением государством своих функций. Это — во­енные, экономические, социальные расходы, оказание помощи иностранным государствам, управление государственным дол­гом, административные. Распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджета закреплено в законода­тельном порядке.

Система местных бюджетов также определяется государст­венным устройством и соответствующим административным делением. В 1960—1970 гг. во всех западных странах произо­шел процесс укрупнения местных административных единиц и, следовательно, усиление централизации местных финансов. Так, в Великобритании в 1973—1975 гг. была проведена рефор­ма местных органов власти, в результате которой введена двухзвенная система управления местными органами (деление на графства и округа); были упразднены мелкие административ­ные единицы (сельские округа и приходы). В результате терри­тория Англии и Уэльса (центральная часть, где проживает 87% населения страны) стала подразделяться на 53 графства, включающие 369 округов (вместо 1400 до реформы). Это вызва­ло сокращение числа местных бюджетов и увеличение их объе­ма. Финансовые взаимоотношения центральных и местных ор­ганов стали более тесными, усилилась регулирующая роль мест­ных финансов и их воздействие на процесс воспроизводства и сферу социальных отношений.

Местные бюджеты обособлены и функционируют автоном­но. Они составляются, утверждаются и исполняются соответ­ствующими местными властями и формально не связаны с госу­дарственным бюджетом. Однако в действительности по-пре­жнему имеет место зависимость местных властей от централь­ного правительства. Эта зависимость обусловлена дефицитами местных бюджетов и имеет в различных странах свои особен­ности. Например, в Великобритании местные органы власти получают на финансирование текущих расходов значительные средства из обычного бюджета в форме дотаций и целевых суб­сидий и из национального фонда займов — кредиты на финан­сирование капитальных затрат. Кредиты имеют долгосрочный характер и предоставляются, исходя из рыночного процента в строго лимитированных размерах, В Японии связь государственного бюджета с местными осуществляется по линии выда­чи, как правило, субсидий строго целевого назначения (строи­тельство портов, ликвидация последствий стихийных бедст­вий, постройка гидроэлектростанций и т.п.). Во Франции мест­ные власти получают из государственного бюджета средства в виде дотаций и субвенций.

В результате взаимодействия центральных и местных влас­тей местные бюджеты выступают проводниками экономичес­кой и социальной политики правительства, служат вспомога­тельным звеном в финансовой системе зарубежного государ­ства. Они используются для реализации задач, которые цен­тральные власти перекладывают на местные органы управле­ния в целях большего маневрирования, освобождения от вто­ростепенных проблем, вовлечения местных финансов в реше­ние общенациональных задач.

Доходы местных бюджетов формируются за счет закрепле­ния за ними второстепенных налогов. К их числу относятся по­имущественный, промысловый, поземельный, некоторые виды косвенных налогов, надбавки к государственным, различные сборы, поступления от муниципальной собственности. Для пок­рытия бюджетных дефицитов региональные органы власти прибегают к местным займам, которые в современных услови­ях получили широкое распространение.

Расходы местных бюджетов, помимо затрат, связанных с административной деятельностью местных властей и управле­нием местным хозяйством, включают расходы по просвещению и здравоохранению. Кроме того, в настоящее время они все больше подключаются к финансированию развития производ­ственной инфраструктуры, государственного регулирования размещения трудовой занятости.