4.3. Бюджетное устройство федеративных государств
В федеративных государствах бюджетная система включает три звена: государственный (федеральный) бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты. Бюджетная система США, например, имеет федеральный бюджет, бюджеты пятидесяти штатов и более 80 тыс. бюджетов местных административных подразделений (3 тыс. округов, 19 тыс. муниципалитетов, 17 тыс. городов и тауншипов, 15 тыс. школьных и 29 тыс. специальных округов). В ФРГ бюджетная система состоит из федерального бюджета, бюджетов шестнадцати земель и бюджетов общин (к земельным приравниваются бюджеты ганзейских городов, к общинным — бюджеты объединений общин и округов); в Канаде — из федерального бюджета, бюджетов десяти провинций и бюджетов местных органов власти (общин, областей, графств).
По такому же принципу построены бюджетные системы и в других федеративных государствах. В современных условиях, когда наблюдается тенденция к централизации власти и управления, роль членов федерации в формировании общенациональной политики, решении общегосударственных задач значительно уменьшается. Это находит отражение в бюджете членов федерации, которые по возлагаемым на них задачам, составу доходов и расходов приближаются к местным бюджетам. По этой причине в финансовой литературе бюджеты членов федерации нередко относят к категории местных. При федеративном бюджетном устройстве, как и при унитарном, каждое звено функционирует самостоятельно. Местные бюджеты своими расходами и доходами не входят в бюджеты членов федерации, а последние — в федеральный. Ведущая роль принадлежит федеральному бюджету, который является финансовой основой центрального правительства. В США на его долю приходится порядка 60% всех средств, проходящих через бюджетную систему, в Канаде — около 50, в ФРГ — более 40%.
Распределение и закрепление функций, а также доходов и расходов между отдельными властями и звеньями бюджетной системы осуществляется на основе законодательных актов. Главные внешние и внутренние государственные обязательства возлагаются на федеральное правительство. Оно осуществляет международные связи, оборону страны, макро-регулирование экономических и социальных процессов, развитие связи, финансирование науки, управление государственным долгом, эмиссию денег.
За федеральным бюджетом закреплены основные налоги. В США, например, на долю федерации приходится порядка 60% поступлений от индивидуального подоходного налога и налога на прибыль корпораций. В то же время доля акцизов в федеральном бюджете снизилась с 13% в 1960 г. до 3,5% в 1990 г. Большая часть акцизов служит источником доходов штатов и местных органов власти.
На федеральный бюджет возложены важнейшие расходы. Среди них: военные, экономические, часть социальных, выплата процентов по государственному долгу, административные. В федеральном бюджете ФРГ значительное место занимают также расходы, связанные с участием страны в ЕС. В середине 90-х гг. платежи ФРГ в фонды ЕС составляли более 5% всех расходов.
В круг задач членов федерации входит административное управление, стимулирование сельскохозяйственной и промышленной деятельности, решение социальных вопросов, ряд из которых находится в совместной компетенции федерации.
Доходы бюджетов членов федерации состоят из налогов, поступлений от принадлежащего им имущества, средств, привлекаемых за счет выпуска займов.
В США в бюджетах штатов преобладают косвенные налоги, наиболее важные из которых — налог с продаж, а также подоходный налог с населения (см. табл. 4).
Таблица 4
Yandex.RTB R-A-252273-3- И.Н. Жук, е.Ф. Киреева, в.В. Кравченко международные финансы Под общей редакцией и.Н. Жук
- Предисловие
- Тема 1. Финансовые системы зарубежных стран
- 1.1. Понятие финансовой системы и ее структуры
- 1.2. Характеристика отдельных звеньев государственных финансов
- 1.2.1. Сущность и роль местных финансов
- 1.2.2. Социально-экономическая сущность специальных фондов
- 1.2.3. Финансы государственных предприятий
- 1.3. Сущность и экономическое значение финансов частных предприятий
- Литература
- Тема 2. Управление государственными финансами
- 2.1. Общее понятие об управлении финансами
- 2.2. Органы управления государственными финансами
- Литература
- Тема 3. Государственный бюджет
- 3.1. Социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета в зарубежных странах
- 3.2. Экономическое содержание доходов бюджета
- 3.3. Сущность расходов государственного бюджета и их классификация
- 3.4. Бюджетный дефицит. Его экономические и социальные последствия
- Литература
- Тема 4. Бюджетное устройство и бюджетная система зарубежных стран
- 4.1. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы
- 4.2. Бюджетное устройство унитарных государств
- 4.3. Бюджетное устройство федеративных государств
- Структура налоговых поступлений в штатах
- Литература
- Тема 5. Бюджетный процесс и его основные стадии
- 5.1. Составление проекта бюджета
- 5.2. Рассмотрение и утверждение бюджета
- 5.3. Исполнение бюджета
- Литература
- Тема 6. Налоги в системе международных экономических отношений
- 6.1. Общая характеристика налогов
- 6.2. Основы организации международного налогообложения
- 6.3. Экономика двойного налогообложения
- 6.4. Международное налоговое планирование
- Литература
- Тема 7. Международный кредит
- 7.1. Международный кредит как экономическая категория
- 7.2. Формы международного кредита и их классификация
- 7.3. Условия международного кредита
- 7.4. Процентные ставки на мировом рынке ссудных капиталов, их структура
- 7.5. Управление внешним долгом
- Литература
- Тема 8. Международные финансовые и валютно-кредитные организации
- 8.1. Банк международных расчетов
- 8.2. Международный валютный фонд
- 8.3. Группа Всемирного банка
- 8.4. Европейский банк реконструкции и развития
- 8.5. Региональные финансово-кредитные организации
- 8.6. Республика Беларусь в международных финансовых и валютно-кредитных организациях
- Литература
- Содержание