§ 2. Налоговые правоотношения
Общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц, урегулированные нормами налогового права, называются налоговыми правоотношениями.
Как все финансовые правоотношения, налоговые правоотношения, являясь их частью, носят властно-имущественный характер. Но им присущи и свои особенности:
1) они возникают в процессе налоговой деятельности государства, т.е. деятельности по установлению и взиманию налогов;
2) они включают две группы правоотношений: общие (общерегулятивные) и конкретные.
Основную массу налоговых правоотношений составляют конкретные нормы, через которые реализуются общие правоотношения и юридическим содержанием которых являются права и обязанности конкретных персонифицированных субъектов. Налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение, состоит из следующих элементов: субъектов, объектов и содержания. Рассмотрим подробнее элементы налогового правоотношения.
Субъектный состав. Стороны налоговых правоотношений, наделенные юридическими правами и обязанностями, считаются субъектами этих правоотношений.
В налоговых правоотношениях участвуют различные субъекты: налогоплательщики (юридические и физические лица), налоговые органы, налоговые агенты, сборщики налогов, кредитные организации.
Налогоплательщик – это плательщик налога. Основной его признак – наличие самостоятельного дохода. Обязанность уплатить налог за счет собственных средств не означает, что налогоплательщик должен уплатить налог непосредственно (т.е. со своего счета). От имени налогоплательщика налог может быть уплачен и иным лицом (представителем).
Кодекс ввел в круг возможных участников налоговых правоотношений представителя налогоплательщика (гл. 4). Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Налоговым кодексом и иными федеральными законами. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами и иными участниками налоговых правоотношений. Уполномоченными представителями налогоплательщика не могут быть должностные лица налоговых и таможенных органов, судьи, следователи и прокуроры. Уполномоченные представители действуют на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ.
Финансовые органы обязаны вести учет налогоплательщиков. Налогоплательщик подлежит в обязательном порядке постановке на учет в налоговых органах РФ. При этом банки и кредитные учреждения открывают расчетные и иные счета налогоплательщикам только при предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе, и в пятидневный срок сообщают в этот орган об открытии указанных счетов.
Налоговый кодекс РФ также уточнил состав участников налоговых правоотношений. Так, помимо налогоплательщиков, названы налоговые агенты и сборщики налогов (ст.24, 25).
Налоговые агенты – это лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Такую обязанность Налоговый кодекс возлагает, например, на работодателей, осуществляющих выплаты физическим лицам (ст. 226). На налоговых агентах лежит ответственность за правильное и своевременное исчисление, удержание и перечисление налогов в бюджет.
Сборщики налогов, в качестве которых могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица, осуществляют прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов и перечисление их в бюджет (например, органы связи).
Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение – обязательный безвозмездный платеж (взнос), размер которого определяется в соответствии с установленными налоговым законодательством правилами.
Следует различать понятия объект налогового правоотношения и объект налогообложения. Эти понятия не идентичны.
Объектом налоговых правоотношений является недвижимое и движимое имущество (материальные и нематериальные объекты). К объектам относятся доходы от хозяйственной деятельности, выполнение работ и услуг, доходы от операций с ценными бумагами, от пользования природными ресурсами и др.
Объектом налогообложения в теории финансового права являются те юридические факты, которые обусловливают обязанность уплаты налога: владение имуществом, получение дохода, совершение оборота по реализации товара и т.п.
Налоговый кодекс Российской Федерации определяет понятие «объект налогообложения»: «Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (п.1 ст. 38 НК РФ).
Однако это определение недостаточно четкое. Например, нельзя согласиться с тем, что обязанность по уплате налога возникает в связи с наличием стоимости реализованных товаров. Такая обязанность возникает в случае реализации товаров, а их стоимость является основой для исчисления налоговой базы.
Обязанности участников правовых отношений возникают в силу определенных законодательством юридических фактов (событий, действий, состояний). Сама по себе стоимость товаров (работ, услуг) не может вызвать возникновение обязанности.
Причина допущенной неточности в Налоговом кодексе заключается в том, что законодатель не выделил в качестве отдельного, самостоятельного элемента налогового обязательства предмет налогообложения, а признаки предмета налогообложения придал объекту.
Термин «предмет налогообложения» обозначает признаки фактического (не юридического) характера, которые обосновывают взимание соответствующего налога.
Например, объектом налога на землю является право собственности на земельный участок, а не земельный участок непосредственно (он – предмет налогообложения). Сам по себе земельный участок – предмет материального мира – не порождает никаких налоговых последствий. Эти последствия порождают определенное состояние субъекта по отношению к предмету налогообложения, в данном случае – собственность.
Содержание налогового правоотношения, как и любого другого правоотношения, раскрывается через права и обязанности субъектов правоотношения.
Рассмотрим права налогоплательщика, предусмотренные в налоговом законодательстве, перечень которых уточнен и расширен в Налоговом кодексе (ст. 21).
Налогоплательщик имеет право:
• пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленном законодательными актами;
• представлять налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы по налогам;
• знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
• представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок;
• в установленном законом порядке обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц;
• другие права (см. схему 8).
Схема 8
| ПРАВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ (ст. 21 НК РФ) |
|
| ||
1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах; 2) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; 3) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом; 4) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя; 5) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных проверок; 6) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам; 7) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц; 8) требовать соблюдения налоговой тайны; 9) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц; 10) иные права, установленные Налоговым кодексом РФ |
Кодекс (ст. 23) в перечне обязанностей налогоплательщиков выделил две группы: 1) общие для организации и физических лиц; 2) дополнительные к ним обязанности – организаций и индивидуальных предпринимателей (см. схему 9).
Схема 9
| ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ (ст. 23 НК РФ) |
| |
|
| ||
ОБЩИЕ (для всех налогоплательщиков)
| ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ (для организаций и индивидуальных предпринимателей) | ||
1) обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги | 1) письменно сообщать по месту учета сведения об открытии или закрытии счета – в 10-дневный срок | ||
2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом | 2) письменно сообщать обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях – в срок не позднее месяца со дня начала такого участия | ||
3) вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее 4 лет | 3) письменно сообщать обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, – в срок не позднее месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации | ||
4) представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов и сборов документы и сведения | 4) письменно сообщать об изменении своего местонахождения – в 10-дневный срок | ||
5) выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах | 5) другие обязанности | ||
6) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством |
|
Налоговый кодекс (ст. 44) установил также основания прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налогов.
Неисполнение обязательств налогоплательщиком причиняет ущерб государству, поэтому в налоговых правоотношениях существует особый порядок применения санкций к правонарушителям.
За неисполнение налогоплательщиком своих обязательств по уплате налогов законодательством предусмотрена юридическая ответственность – административная, финансовая и уголовная.
Надлежащее исполнение налогового обязательства может обеспечиваться также гражданско-правовыми методами. Так, согласно Налоговому кодексу, исполнение обязательств налогоплательщиков обеспечивается залогом денежных и товарно-материальных ценностей, поручительством, приостановлением операций по счетам в банке, наложением ареста на имущество налогоплательщика (ст. 72 НК РФ). В случае невыполнения налогоплательщиком решения в срок доначисленные суммы налога списываются со счетов юридических лиц, а при отсутствии средств на счетах взыскание обращается на имущество должника, принадлежащее ему на правах собственности или полного хозяйственного ведения (ст. 73 НК РФ). Взыскание задолженности с физических лиц всегда производится в судебном порядке и обращается вначале на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых – на их имущество.
Законодательство, охраняя права налогоплательщика, предоставляет им возможность обжаловать действие финансовых органов. Жалоба подается в тот финансовый орган, который проводил начисление налога.
В Налоговый кодекс РФ включен новый институт, связанный с установлением порядка требований налоговых органов об уплате налогов налогоплательщиками (ст. 69, 70 НК РФ). Выявив неисполнение налогового законодательства, налоговые органы первоначально выставляют письменное требование об уплате налога и предоставляют налогоплательщику определенный срок для исполнения данного требования. В течение названного срока бесспорное списание средств не допускается, т.е. дается время на выполнение указанного требования либо для его обжалования. На период рассмотрения жалобы налогоплательщика или иска в суде исполнение требования приостанавливается.
Так как участники финансовых правоотношений наделяются взаимными правами и обязанностями, то права и обязанности одного субъекта (налогоплательщика) влекут за собой права и обязанности другого субъекта (государства в лице налоговых органов).
Рассмотрим права и обязанности налоговых органов. Основополагающим документом их деятельности являлся Закон «О Государственной налоговой службе РСФСР» от 21 марта 1991 г., ныне – Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. № 1635 Государственная налоговая служба преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам. Среди прав налоговых органов и их должностных лиц следует назвать следующие:
а) осуществлять контроль за постановкой налогоплательщиков на учет и правильностью исчисления ими налогов;
б) производить проверку денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;
в) требовать документы и получать необходимые объяснения, справки, сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну;
г) изымать в порядке, предусмотренном действующим законодательством1, документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения, если имеются достаточные основания предполагать, что они будут уничтожены, скрыты, исправлены или заменены;
д) обследовать используемые для извлечения доходов производственные, складские, торговые и иные помещения;
е) требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий устранения выявленных нарушений законодательства о налогах;
ж) накладывать в случаях, предусмотренных законодательством, финансовые и административные санкции (штрафы, пени, приостановку операций по счетам налогоплательщиков, налагать арест на их имущество и др.);
з) взыскивать недоимку (налоговую задолженность), пени и штрафы с физических лиц и юридических лиц, обращая взыскание недоимки на полученные ими доходы, а в случае их отсутствия – на имущество этих лиц;
и) предоставлять отсрочку и рассрочку уплаты штрафов за нарушение налогового законодательства РФ в случаях, когда их применение может привести к прекращению производственной деятельности налогоплательщика;
к) предъявлять в суды иски: о ликвидации предприятия; о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам дохода; о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий дохода; о признании регистрации предприятия недействительной и о взыскании задолженности по налогам.
Закон РФ «О налоговых органах»1 от 9 июля 1999 г. отнес к задачам налоговых органов также валютный контроль.
Вступая в налоговые правоотношения с налогоплательщиками и другими лицами, налоговые органы обязаны сохранять коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц и выполнять другие обязанности, согласно указанному Закону, а также Налоговому кодексу РФ (ст. 31).
Права и обязанности налоговых органов представлены на схеме 10.
Ущерб (включая упущенную выгоду), причиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществления налоговыми органами и их сотрудниками возложенных на них обязанностей, подлежит возмещению в установленном порядке. Кроме того, налоговые органы и их сотрудники могут привлекаться к другим видам ответственности, предусмотренным законодательными актами РФ.
Схема 10
| ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ |
| ||
|
|
| ||
ПРАВА (ст. 31 НК РФ): |
| ОБЯЗАННОСТИ (ст. 32 НК РФ): | ||
1) Осуществлять контроль за постановкой налогоплательщиков на учет и правильностью исчисления ими налогов | 1) Осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах | |||
2) Проверять денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, сметы, декларации и иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов | 2) Вести в установленном порядке учет налогоплательщиков | |||
3) Требовать документы и получать необходимые объяснения, справки, сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну | 3) Информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах; давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов | |||
4) Изымать в порядке, предусмотренном действующим законодательством, документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении дохода | 4) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом | |||
5) Обследовать используемые для извлечения доходов производственные, складские, торговые и иные помещения | 5) Соблюдать налоговую тайну | |||
6) Взыскивать недоимку (налоговую задолженность), пени и штрафы с физических и юридических лиц | 6) Направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также налоговое уведомление | |||
7) Контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам | 7) При выявлении налогового преступления обязаны в десятидневный срок со дня выявления направить материалы в органы налоговой полиции | |||
8) Иные права, предусмотренные Налоговым кодексом РФ
| 8) Иные обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом и федеральными законами |
Налоговые органы ежемесячно представляют финансовым органам сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет.
Меры ответственности налогоплательщиков за нарушения налогового законодательства определяются в первую очередь Налоговым кодексом РФ (ст. 45 – 51, 75 – 77, гл. 15 и 16), а также Уголовным кодексом РФ (ст. 198, 199). Налоговый кодекс определяет виды налоговых правонарушений (ст. 116 – 129), устанавливают порядок предъявления и наложения налоговыми органами санкций, а также процедуры действия этих органов (ст. 106 – 115).
Основные виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение представлены на схеме 11.
Схема 11
| ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА |
| ||
|
|
| ||
Виды налоговых правонарушений | Ответственность за совершение налогового правонарушения | Источник | ||
1. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе | Штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 000 руб. | Ст. 117 НК РФ | ||
2. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, совершенное в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения | Штраф в размере 5 000 руб. | Ст. 120 НК РФ | ||
3. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) | Штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога | Ст. 122 НК РФ | ||
4. Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе: • на срок до 90 дней • на срок более 90 дней |
Штраф в размере 5000 рублей Штраф в размере 10 000 рублей | Ст. 116 НК РФ | ||
5. Нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в банке | Штраф в размере 5000 рублей | Ст. 118 НК РФ | ||
6. Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентам | Штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей перечислению | Ст. 123 НК РФ |
- Оглавление
- Введение
- Глава 1. Финансовая деятельность российского государства § 1. Понятие, методы и формы финансовой деятельности государства
- § 2. Финансовая система Российской Федерации
- Глава 2. Предмет и система финансового права § 1. Предмет и метод финансового права
- § 2. Система финансового права
- § 3. Финансовые правоотношения
- Глава 3. Финансовый контроль в российской федерации § 1. Понятие и виды финансового контроля
- § 2. Методы финансового контроля
- § 3. Правовые основы аудиторского контроля в Российской Федерации
- Глава 4. Бюджет и бюджетное устройство российской федерации § 1. Бюджет и бюджетное право
- § 2. Бюджетное устройство Российской Федерации
- § 3. Правовое регулирование государственных внебюджетных фондов
- Глава 5. Бюджетный процесс в российской федерации § 1. Понятие бюджетного процесса
- § 2. Составление проекта федерального бюджета
- § 3. Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете
- § 4. Исполнение бюджета и отчет об исполнении бюджета
- Глава 6. Правовое регулирование государственного кредита и банковской деятельности в российской федерации § 1. Понятие государственного и муниципального кредита
- § 2. Правовые формы государственного кредита
- § 3. Правовые основы сберегательного дела в Российской Федерации
- § 4. Правовое регулирование банковской деятельности
- Глава 7. Система налогов в российской федерации. Правовые основы налогообложения юридических лиц § 1. Налоги, их понятие, функции и классификация
- § 2. Налоговые правоотношения
- § 3. Налоги, взимаемые с юридических лиц
- Глава 8. Правовые основы налогообложения физических лиц в российской федерации § 1. Виды налогов, взимаемых с физических лиц
- § 2. Налог на доходы физических лиц
- § 3. Имущественные налоги с физических лиц
- Глава 9. Правовое регулирование страхования § 1. Понятие страхования, его виды
- § 2. Страховые правоотношения
- § 3. Государственное регулирование страхования
- § 4. Правовое регулирование отдельных видов страхования
- Глава 10. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в российской федерации § 1. Субъекты и объекты валютных правоотношений
- § 2. Правовое регулирование валютных операций
- § 3. Валютный контроль в Российской Федерации
- Глава 11. Правовые основы денежного обращения в российской федерации § 1. Понятие денежного обращения и механизм его правового регулирования
- § 2. Денежная система Российской Федерации
- § 3. Правила осуществления кассовых операций
- Глава 12. Расчетные правоотношения § 1. Понятие расчетных правоотношений
- § 2. Виды расчетных счетов, их характеристика
- § 3. Формы безналичных расчетов