§ 2. Система финансового права
Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм. Совокупность этих норм выражается в сложной целостной системе. Внутри этой единой системы финансово-правовые нормы группируются в различные институты и более крупные подразделы, располагаемые в определенной последовательности и взаимной связи. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимосвязи регулируемых ими финансовых отношений, т.е. имеет объективную основу.
Однако право не может быть лишь зеркалом общественных отношений, поскольку его предназначение – регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.
Следовательно, система финансового права – это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.
В финансовом праве можно выделить Общую и Особенную части.
К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, разграничение их полномочий, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для финансового права общее значение.
Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части.
Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждый из них представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел. В раздел по признаку однородности регулируемых отношений входит несколько финансово-правовых институтов. Всем этим отношениям свойственны общие отличительные черты (например, в раздел «Правовое регулирование государственных доходов» входят институты налогов с юридических и физических лиц, неналоговых доходов и др.).
В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области: а) государственной бюджетной системы; б) внебюджетных государственных фондов; в) финансов государственных предприятий; г) государственных доходов; д) государственного кредита; е) государственного страхования; ж) налогообложения; з) банковского кредитования; и) денежного обращения и расчетов; к) валютного регулирования. Они имеют соответствующие наименования.
В системе финансового права находит отражение финансовая система Российской Федерации как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части финансового права. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев. В результате государственный бюджет, государственный и банковский кредит, государственное страхование и т.д. получили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансового права.
Научная обоснованность системы права, построенная на основе объективно существующих отношений, дает возможность наиболее правильного применения финансово-правовых норм. Следовательно, содействует укреплению законности и выполнению финансовым правом своей активной роли.
Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных нормативных правовых актов. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления разных масштабов и уровней (общие и отраслевые, федеральные, республиканские, областные, местные и др.).
Итак, источники финансового права Российской Федерации – это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.
Главный источник финансового права – Конституция Российской Федерации, в которой закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по отдельным ее направлениям, соответственно используемым звеньям финансовой системы. Особое место в финансовом законодательстве занимают отраслевые кодифицированные нормативные акты в виде Бюджетного кодекса Российской Федерации и Налогового кодекса Российской Федерации.
Источники финансового права Российской Федерации имеют разную юридическую силу. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней.
Для последнего времени характерно расширение сферы регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число законов Российской Федерации, относящихся к разным сферам финансовой деятельности: о налогах различных видов, о государственном внутреннем долге, о денежной системе и т.д. Ранее эти сферы большей частью регулировались подзаконными актами, актами органов государственного управления.
Нормы финансового права содержатся и в актах органов исполнительной власти: указах Президента и постановлениях Правительства Российской Федерации. Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации также могут быть источниками финансового права. То же относится и к актам местной администрации.
Большую группу источников финансового права финансово-кредитных органов составляют приказы, инструкции и другие документы Министерства финансов РФ, Центрального банка России и др. Некоторые нормативные акты издаются этими органами совместно с другими экономическими или иными службами (Госкомстатом, Государственным таможенным комитетом и т.д.) в зависимости от содержания регулируемых отношений. Эти акты должны строго соответствовать законодательству.
Соответственно развитию методов финансово-правового регулирования используются новые формы совместных решений финансово-кредитных органов, в частности соглашения между ними. Соглашения по финансовым вопросам не исключены и между другими органами.
Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов государственного управления – министерств, ведомств и других, регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых трудовыми коллективами, администрацией предприятий, организаций (например, положение о порядке распределения прибыли).
В связи с тем, что идет активный процесс формирования финансового права соответственно новым условиям жизни общества и не все сферы финансовой деятельности получили необходимое правовое регулирование, вопросы системы этой отрасли права и систематизации финансового законодательства приобрели высокую степень актуальности.
- Оглавление
- Введение
- Глава 1. Финансовая деятельность российского государства § 1. Понятие, методы и формы финансовой деятельности государства
- § 2. Финансовая система Российской Федерации
- Глава 2. Предмет и система финансового права § 1. Предмет и метод финансового права
- § 2. Система финансового права
- § 3. Финансовые правоотношения
- Глава 3. Финансовый контроль в российской федерации § 1. Понятие и виды финансового контроля
- § 2. Методы финансового контроля
- § 3. Правовые основы аудиторского контроля в Российской Федерации
- Глава 4. Бюджет и бюджетное устройство российской федерации § 1. Бюджет и бюджетное право
- § 2. Бюджетное устройство Российской Федерации
- § 3. Правовое регулирование государственных внебюджетных фондов
- Глава 5. Бюджетный процесс в российской федерации § 1. Понятие бюджетного процесса
- § 2. Составление проекта федерального бюджета
- § 3. Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете
- § 4. Исполнение бюджета и отчет об исполнении бюджета
- Глава 6. Правовое регулирование государственного кредита и банковской деятельности в российской федерации § 1. Понятие государственного и муниципального кредита
- § 2. Правовые формы государственного кредита
- § 3. Правовые основы сберегательного дела в Российской Федерации
- § 4. Правовое регулирование банковской деятельности
- Глава 7. Система налогов в российской федерации. Правовые основы налогообложения юридических лиц § 1. Налоги, их понятие, функции и классификация
- § 2. Налоговые правоотношения
- § 3. Налоги, взимаемые с юридических лиц
- Глава 8. Правовые основы налогообложения физических лиц в российской федерации § 1. Виды налогов, взимаемых с физических лиц
- § 2. Налог на доходы физических лиц
- § 3. Имущественные налоги с физических лиц
- Глава 9. Правовое регулирование страхования § 1. Понятие страхования, его виды
- § 2. Страховые правоотношения
- § 3. Государственное регулирование страхования
- § 4. Правовое регулирование отдельных видов страхования
- Глава 10. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в российской федерации § 1. Субъекты и объекты валютных правоотношений
- § 2. Правовое регулирование валютных операций
- § 3. Валютный контроль в Российской Федерации
- Глава 11. Правовые основы денежного обращения в российской федерации § 1. Понятие денежного обращения и механизм его правового регулирования
- § 2. Денежная система Российской Федерации
- § 3. Правила осуществления кассовых операций
- Глава 12. Расчетные правоотношения § 1. Понятие расчетных правоотношений
- § 2. Виды расчетных счетов, их характеристика
- § 3. Формы безналичных расчетов