§ 3. Налоги, взимаемые с юридических лиц
Система налогов в Российской Федерации построена таким образом, что, к какому бы уровню этой системы (федеральному, региональному или местному) налог не относился, его в большинстве случаев уплачивают как юридические, так и физические лица. Исключение составляют налог на прибыль организаций, налог с доходов физических лиц и некоторые другие. Рассмотрим только некоторые налоги, которые платят юридические лица и за счет которых поступают основные доходы в бюджетную систему Российской Федерации. Остановимся на отдельных и новых элементах этих налогов, которые подвергаются наиболее частым изменениям в ходе налоговой реформы.
Налог на добавленную стоимость
Впервые в Российской Федерации налог на добавленную стоимость (НДС) был установлен Законом1 от 6 декабря 1991 г. В настоящее время этот налог действует, регламентируется НК РФ (часть вторая), гл. 21 (ст. 143-177)2.
НДС относится к группе косвенных налогов, так как он влияет на цену, и бремя его уплаты ложится на конечного потребителя. Смысл налога заключается в том, что он взимается с той части стоимости, которая добавляется (прирастает) на каждой стадии производства и реализации товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации и определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Среди налогов и доходов, которые поступили в 2003 г. в федеральный бюджет составляющий сумму 1892363700 руб., – доходы от налога на добавленную стоимость составляют – 946218500 руб., т.е. почти половину3. НДС часто используется как регулирующий доход, т.е. от него производятся отчисления в доходы нижестоящих бюджетов для их сбалансирования.
Налогоплательщики
Плательщиками налога на добавленную стоимость являются не только организации – юридические лица, а также индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками НДС Таможенным кодексом Российской Федерации в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в соответствии со ст. 83, 84, 144 НК РФ.
Организации имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета НДС и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей (ст. 145 НК РФ). Организации, использующие право на освобождение, должны представить письменное уведомление и документы, предусмотренные ст. 145, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.
Объект налогообложения
Объектом налогообложения по НДС являются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога, передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, передача имущественных прав. Кроме того, признается реализацией товаров (работ, услуг) передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе, к которым относятся:
• операции по передаче на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
• операции по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления;
• операции по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Не признаются реализацией товаров (работ, услуг):
• передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов жилищно-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению этих органов специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);
• передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупленного в порядке приватизации;
• выполнение работ, оказание услуг органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и актами органов местного самоуправления;
• передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления, органам местного самоуправлении, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
Многопрофильность объекта налогообложения по НДС предопределяет сложность при определении налогооблагаемой базы, которая помимо объекта, включает в себя полученные авансы, другие средства, связанные с расчетами по оплате товаров, суммы штрафов по хозяйственным договорам, средства, перечисляемые в фонды развития предприятия и др.
В Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы при транспортных перевозках, реализации услуг международной связи, при ввозе товаров на таможенную территорию России.
Налоговые ставки
При взимании НДС установлены три вида ставок: нулевая, стандартная и пониженная. Нулевая ставка применяется при экспорте товаров, при выполнении работ (услуг) непосредственно в космическом пространстве, при реализации драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, – Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам субъектов РФ, Центральному банку РФ, банкам.
Стандартная ставка 20 % применяется ко всем операциям, которые не подлежат обложению по нулевой или пониженной ставке.
Пониженная ставка 10 % применяется при реализации товаров детского ассортимента – таких, как швейные изделия, обувь, головные уборы, изделия для новорожденных, игрушки, некоторые школьные принадлежности, и т.д. Кроме того, пониженные ставки 10 % используются при реализации продовольственных товаров (кроме подакцизных) широкого ассортимента: хлеба, хлебобулочных изделий, мяса, мясопродуктов, крупы, мука и т.д. (ст. 164 НК РФ).
Налоговый период
Налоговый период для НДС устанавливается как календарный месяц, а для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога с продаж, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал.
Сроки и порядок уплаты налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ устанавливается таможенным законодательством РФ с учетом статей Налогового кодекса РФ.
Налогоплательщики уплачивают налог ежемесячно за истекший налоговый период в срок не позднее 20 числа следующего месяца.
Налогоплательщики, у которых налоговый период установлен как квартал, уплачивают его за истекший квартал, но не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Единый социальный налог
Единый социальный налог установлен НК РФ (гл. 24: ст. 234 – 245)1, предназначен для мобилизации средств по реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.
Налогоплательщики
Налогоплательщиками налога признаются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам:
• организации;
• индивидуальные предприниматели;
• физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, члены крестьянского (фермерского) хозяйства, которые приравниваются к индивидуальным предпринимателям.
Объект налогообложения
Объектом налогообложения для налогоплательщиков являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам (ст. 236 НК РФ).
Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей пользования имущества (имущественных прав).
Не признаются объектом налогообложения выплаты и вознаграждения (вне зависимо от формы, в которой они производятся), если у налогоплательщиков – организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Налоговая база
Налоговая база налогоплательщиков – организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ст. 236 НК РФ, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица – работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования. Налогоплательщики – организации определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) – исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в их стоимость включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.
Не подлежат налогообложению:
1. Государственные пособия, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, которые выплачиваются в соответствии с законодательством РФ, субъектов РФ и решениями представительных органов местного самоуправления.
2. Все виды компенсационных выплат в пределах норм, установленных соответствующими законодательными актами, которые связаны с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения; оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, полученной спортсменами для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях; увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск; возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников, и т.д.
3. Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями: физическим лицам в связи с стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ; членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена его семьи.
4. Суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками, – финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями в пределах размеров, установленных законодательством РФ.
5. Доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, полученные от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, – в течение пяти лет, начиная с года регистрации хозяйства.
6. Доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла.
7. Суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому работодателем в порядке, установленном законодательством РФ, суммы платежей по договорам добровольного личного страхования работников, заключенным на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов, по договорам добровольного личного страхования работников, заключенным исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
8. Суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для этих организаций.
9. Стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. Стоимость льгот на проезд, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников.
11. Выплаты работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов, не превышающие 2000 рублей на одно физическое лицо, по каждому из следующих оснований:
• суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
• суммы возмещения (оплаты) работодателями своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и инвалидам) и членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом.
При уплате единого социального налога предусмотрен ряд льгот, в частности, для организаций любых организационно-правовых форм при выплате ими вознаграждений инвалидам I, II или Ш группы. Кроме того, освобождаются от уплаты налога российские фонды поддержки образования и науки – с сумм выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи) учителям, преподавателям, школьникам, студентам и аспирантам государственных и муниципальных образовательных учреждений (ст. 239 НК РФ).
Ставки налога установлены ст. 241 НК РФ. Для каждой категории налогоплательщиков предусмотрена своя шкала, в которой используется регрессивная система обложения, т.е. уровень ставки налога обратно пропорционален сумме доходов, включаемых в налоговую базу. Общая ставка единого социального налога для организации 35,6 %.
Налоговый период составляет календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налог на прибыль
Налог на прибыль организаций взимается в соответствии с НК РФ (гл. 25: ст. 246 – 333)1. Данный налог относится к группе прямых налогов, так как его сумма зависит непосредственно от результатов хозяйственной деятельности организации.
Налогоплательщики
Плательщиками налога на прибыль являются:
• российские организации;
• иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Объект налогообложения
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком в течение календарного года.
Для российских организаций прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов.
Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, прибылью признается доход, полученный через эти постоянные представительства, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов. Для всех иных иностранных организаций прибылью признается доход, полученный от источников в Российской Федерации.
Все доходы, которые могут быть объектом налогообложения, подразделяются на две группы: 1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав; 2) внереализационные доходы.
1) Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), иное имущество либо имущественные права, выраженные в денежной и натуральных формах.
2) Внереализационными доходами признаются, в частности, доходы:
• от долевого участия в других организациях;
• от операций купли-продажи иностранной валюты;
• от сдачи имущества в аренду (субаренду), от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности (права, возникающие от использования патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);
• в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада;
• в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав. При получении такого имущества оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, информация о которых подтверждается налогоплательщиком – получателем имущества документально или путем проведения независимой оценки и т.д. (ст. 250 НК РФ), но не ниже остаточной стоимости – по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) – по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам).
Законодательством предусмотрены доходы, которые не учитываются при определении налоговой базы (ст. 251 НК РФ). К ним, в частности, относятся доходы:
• в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, полученные от других лиц, в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг);
• в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств;
• в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером);
• в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи в порядке, установленном Федеральным законом «О безвозмездной помощи….»;
• в виде имущества, полученного бюджетными предприятиями по решению органов исполнительной власти всех уровней;
• в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, если это имущество использовано им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования, и т.д.
В целях налогообложении полученные доходы уменьшаются на сумму произведенных расходов, которые признаются обоснованными, т.е. экономически оправданными и документально подтвержденными затратами. Оценка таких расходов выражается в денежной форме.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направления деятельности организаций подразделяются на две группы: 1) расходы, связанные с производством и реализацией; 2) внереализационные расходы.
Некоторые затраты с равным основанием могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов. Налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой группе отнести такие расходы.
1) Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:
• расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и реализацией товаров (работ, услуг и имущественных прав);
• расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на содержание их в исправном (актуальном) состоянии;
• расходы на освоение природных ресурсов;
• расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
• расходы на обязательное и добровольное страхование;
• другие расходы, связанные с производством и реализацией.
Кроме того, эта группа расходов может подразделяться:
• на материальные расходы;
• расходы на оплату труда;
• суммы начисленной амортизации;
• прочие расходы.
Особенности определения расходов банков, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций потребительской кооперации, профессиональных участников рынка ценных бумаг и иностранных организаций устанавливаются с учетом положений ст. 291, 292, 294, 296, 297, 299, 300, 307, 308, 309, 310 НК РФ.
2) Внереализационные расходы, т.е. расходы, не связанные с производством и реализацией:
• расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества (включая и амортизацию по этому имуществу);
• расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком;
• расходы на организацию выпуска собственных ценных бумаг, в частности на подготовку проекта эмиссии ценных бумаг, изготовление или приобретение бланков, регистрацию ценных бумаг, ведение реестра, расходы на услуги реестродержателя, предоставление информации акционерам в соответствии с законодательством РФ, и другие аналогичные расходы;
• расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр;
• расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, в том числе затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов;
• судебные расходы и арбитражные споры;
• расходы на услуги банков, в том числе связанные с установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и клиентом, в том числе систем «клиент – банк».
В Налоговом кодексе РФ предусмотрены два метода признания доходов и расходов: метод начисления и кассовый метод (ст. 271, 272, 273).
При методе начисления доходы признаются в том отчетном налоговом периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств. Расходы признаются таковыми в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств.
Организации при определении доходов и расходов могут использовать кассовый метод. Однако это может быть в том случае, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость и налога с продажи не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал. Датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках или в кассу. Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты.
Налоговая база
Налоговой базой по налогу на прибыль организаций считается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. Поэтому доходы и расходы налогоплательщика учитываются в денежной форме. Доходы, полученные в натуральной форме в результате реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (включает товарообменные операции), учитываются исходя из цены сделки с учетом ст. 40 НК РФ. В случае, если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток (определяемый в соответствии со ст. 283 НК РФ), то в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю.
Ставки налога
Ставки налога на прибыль неоднократно изменялись.
1. Основная налоговая ставка для российских организаций в настоящее время установлена в размере 24 %. При этом:
• сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6 %, зачисляется в федеральный бюджет;
• сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 16 %, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации;
• сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 %, зачисляется в местные бюджеты.
Законами субъектов РФ ставка налога может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты РФ. При этом ставка не может быть ниже 13 %.
2. Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянные представительства, устанавливаются в следующих размерах:
• 20 % – с любых доходов;
• 10 % – от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок.
3. К доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:
• 6 % – по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами (налоговыми резидентами РФ);
• 15 % – по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.
4. К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются следующие налоговые ставки:
• 15 % – по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов;
• 0 % – по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 г., эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии Ш, эмитированным в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга РФ.
5. Прибыль ЦБ РФ, полученная от деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке РФ» (Банке России), облагается налогом по налоговой ставке 0 %.
Прибыль, полученная ЦБ РФ по другим обязательствам, облагается по налоговой ставке 24 %.
Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. В течение отчетного периода (квартала) налогоплательщики уплачивают ежемесячные авансовые платежи.
Транспортный налог
Транспортный налог регулируется НК РФ (гл. 28: ст. 356 – 363) и законами субъектов Российской Федерации. Вводя налог, законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Налогоплательщики
Плательщиками транспортного налога являются юридические и физические лица, на которых в соответствии с законодательством в Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Объект налогообложения
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневмоническом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не являются объектом налогообложения:
• весельные лодки, а также моторные лодки, лодки с мощностью двигателя не свыше 5 л.с.;
• автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт), приобретенные через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
• промысловые морские и речные суда;
• пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и грузовых перевозок;
• тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, машины для перевозки минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
• транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба;
• транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выданным уполномоченным органом;
• самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.
Налоговая база
Налоговая база не совпадает с объектом налогообложения и определяется:
1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах;
3) в отношении водных и воздушных транспортных средств – как единицы транспортного средства.
Налоговая база определяется отдельно по всем транспортным средствам.
Налоговый период составляет календарный год.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единиц транспортного средства. В ст. 361 НК РФ установлены федеральные налоговые ставки, которые могут быть уменьшены или увеличены законом субъекта РФ, но не более чем в 5 раз. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств. Например, федеральные ставки, согласно НК РФ, устанавливаются в следующих размерах:
• на автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой л.с.): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 5 руб.; свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) – 30 руб.;
• мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя: до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно – 2 руб.; свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) – 10 руб.;
• автобусы с мощностью двигателя: до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно – 10 руб.; свыше 200 л.с. – 20 руб.;
• грузовые автомобили с мощностью двигателя: до 100 л.с. (73,55 кВт) – 5 руб.; свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) – 17 руб.
Для несамоходных (буксируемых) судов, для которых определяется валовая вместимость, ставка установлена в 20 руб. с каждой регистровой тонны валовой вместимости, а для самолетов, вертолетов и иных воздушных судов, имеющих двигатели (с каждой л. с.) – 25 руб. Водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей, облагаются по ставке 200 руб. с единицы транспортного средства.
Налогоплательщики – организации исчисляют сумму налога самостоятельно, как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. В случае регистрации транспортного средства или снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного реестра и т.д.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщить в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации. Кроме того, они обязаны сообщить сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых они зарегистрированы, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год по формам, утвержденным федеральным налоговым органом.
Уплата налога производится налогоплательщиками по местонахождению транспортных средств. Налогоплательщики – организации представляют в налоговый орган по местонахождению транспортного средства налоговую декларацию в срок, устанавливаемый законами субъектов Российской Федерации.
- Оглавление
- Введение
- Глава 1. Финансовая деятельность российского государства § 1. Понятие, методы и формы финансовой деятельности государства
- § 2. Финансовая система Российской Федерации
- Глава 2. Предмет и система финансового права § 1. Предмет и метод финансового права
- § 2. Система финансового права
- § 3. Финансовые правоотношения
- Глава 3. Финансовый контроль в российской федерации § 1. Понятие и виды финансового контроля
- § 2. Методы финансового контроля
- § 3. Правовые основы аудиторского контроля в Российской Федерации
- Глава 4. Бюджет и бюджетное устройство российской федерации § 1. Бюджет и бюджетное право
- § 2. Бюджетное устройство Российской Федерации
- § 3. Правовое регулирование государственных внебюджетных фондов
- Глава 5. Бюджетный процесс в российской федерации § 1. Понятие бюджетного процесса
- § 2. Составление проекта федерального бюджета
- § 3. Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете
- § 4. Исполнение бюджета и отчет об исполнении бюджета
- Глава 6. Правовое регулирование государственного кредита и банковской деятельности в российской федерации § 1. Понятие государственного и муниципального кредита
- § 2. Правовые формы государственного кредита
- § 3. Правовые основы сберегательного дела в Российской Федерации
- § 4. Правовое регулирование банковской деятельности
- Глава 7. Система налогов в российской федерации. Правовые основы налогообложения юридических лиц § 1. Налоги, их понятие, функции и классификация
- § 2. Налоговые правоотношения
- § 3. Налоги, взимаемые с юридических лиц
- Глава 8. Правовые основы налогообложения физических лиц в российской федерации § 1. Виды налогов, взимаемых с физических лиц
- § 2. Налог на доходы физических лиц
- § 3. Имущественные налоги с физических лиц
- Глава 9. Правовое регулирование страхования § 1. Понятие страхования, его виды
- § 2. Страховые правоотношения
- § 3. Государственное регулирование страхования
- § 4. Правовое регулирование отдельных видов страхования
- Глава 10. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в российской федерации § 1. Субъекты и объекты валютных правоотношений
- § 2. Правовое регулирование валютных операций
- § 3. Валютный контроль в Российской Федерации
- Глава 11. Правовые основы денежного обращения в российской федерации § 1. Понятие денежного обращения и механизм его правового регулирования
- § 2. Денежная система Российской Федерации
- § 3. Правила осуществления кассовых операций
- Глава 12. Расчетные правоотношения § 1. Понятие расчетных правоотношений
- § 2. Виды расчетных счетов, их характеристика
- § 3. Формы безналичных расчетов