logo
шпоркии

72. Сбалансированность бюджета. Дефицит. Профицит.

Практическое использование б-х отношений для реали- зации возложенных на государство ф-ий позволяет говорить о трех возможных состояниях бюджета — дефицитном, профицитном и сбалансированном. Сбаланс-ть б-тов – равномерное соотношение м/у расх-ми и имеющимися дох-ми. Дефицит или профицит- не >1% от общ V расх-в б-та. Т.е. кол-во расх-в не д.превышать дох+доп ист-ки ср-в. В сл, если дох фед б-та РФ превышают расх в очередн фин.г., то набл-ся профицит б-та. Для умен-ия профицита: умен-ть дох от продажи гос собств-ти, реал-ции гос запасов и резервов; предусм-ть доп погашение долг обяз-в; увелич-ть расх, в т.ч. за счет передачи части расх. Если же набл-ся обратная сит-ция: расх>дох, то это дефицит б-та. Причинами м.б.: увелич-ие зат-т в соц-эк сф, содержание армии, гос аппарата и др. В сл принятия б-та на очередной фин.год с дефицитом соотв-щим з-ном (решением) о б-те утверждаются ист-ки фин-ия дефицита б-та. Для покрытия дефицита использ-ся ист-ки: Резервного фонда(часть средств фед бюд для осущ нефтегаз.трансферта), а также: дох от эмиссии ц.б., от приватизации гос им-ва, кредиты м/н орг-ий и др гос-в. Размер дефицита фед б-та, утв-ый ФЗ о фед б-те, не м.превышать размер нефтегаз дефицита. (Ненефтегазовый дефицит – превышение расх-ов федерального б-та над его дох-дами без учета дох-ов от нефтегазовых н-говых поступлений. Не может превышать 4,7% т ВВП приостанов до 2013 года)

Для суб РФ не д.превышать 15% V дох-в суб РФ без учета фин пом из фед б-та. Для местного 10%.

Б-ный дефицит может быть подразделен на следующие виды: Структурный – дефицит созданный сознательно гос в целях стимулирования эк-й активности и совокупного спроса в пер-д спада производства. Циклический дефицит б-та – не зависит от бюджетно-н-говой политики государства и обусловлен общим спадом производства на стадии кризиса экономики. Активный дефицит б-та- появляется в результате увеличения гос-х расх-ов при неизменном объеме дох-ов. Пассивный дефицит б-та - образуется в результате снижения дох-ов государства при неизменном уровне расх-ов. Хронический дефицит б-та – (долгосрочная несбалансированность б-та) связан с наличием разрыва между дох-дами и расходами на протяжении ряда лет. Краткосрочная несбалансированность б-та – имеет место тогда, когда недостаток дох-ов б-та ограничивается рамками одного года. Ист-ками фин-ия дефицита фед б-та я/я: 1) внутр ист-ки в след формах: кредиты, получ-е РФ от кред орг-ций в валюте РФ; гос займы, осущ-мые путем выпуска ц.б. от имени РФ; бюдж кредиты, получ-е от б-тов др ур-ей б.с.; поступления от продажи имущества, находящегося в гос собств-ти; сумма превышения доходов над расходами по гос запасам и резервам; изм-ие остатков ср-в на счетах по учету ср-в фед б-та; 2) внешние ист-ки в след формах: гос займы, осущ-ые в ин валюте путем выпуска ц.б. от имени РФ; кредиты правительств ин гос-в, банков и фирм, м/н фин орг-ций, предоставленные в ин валюте, привлеченные РФ. Ист-ками фин-ия дефицита б-та субъекта РФ м.б. внутр ист-ки в след формах: гос займы, осущ-ые путем выпуска ц.б. от имени субъекта РФ; бюдж кредиты, полученные от б-тов др ур-ей б.с.; кредиты, полученные от кред орг-ций; поступления от продажи имущества; изм-ие остатков ср-в на счетах по учету ср-в б-та субъекта РФ. Ист-ками фин-ия дефицита мест б-та м.б. внутр ист-ки в след формах: мун займы, осущ-ые путем выпуска мун ц.б. от имени мун образования; кредиты, полученные от кред орг-ций;бюдж кредиты, полученные от б-тов др уровней б.с.,поступления от продажи им-ва, находящегося в мун собств-ти; изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.