logo search
FINANSY

2. Структура бюджетной системы страны и её изменение

Структуру объекта можно рассматривать как его состав (строение), совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и со статистической точки зрения как величины удельных весов отдельных показателей в их общей сумме. В данном параграфе будет рассмотрено изменение состава бюджетной системы, а также долей разных видов бюджетов в консолидированном бюджете.

Бюджетная система страны, её состав и структура изменялись в разные временные периоды. После установления советской власти в России первые полугодовые, а затем и годовые бюджеты составлялись как единые без выделения республиканских и местных бюджетов. Система местных бюджетов была упразднена в июле 1920 г. постановлением сессии ВЦИК. Объединение общегосударственного и местных бюджетов было отменено декретом ВЦИК в октябре 1921 г. Декретом устанавливалось, что по расходам, имеющим местный характер, и по доходам, покрывающим эти расходы, должны составляться особые финансовые сметы на началах покрытия местных расходов местными доходами, причём эти сметы не должны включаться в роспись доходов и расходов общегосударственного бюджета. Окончательно выделение системы местных бюджетов было оформлено соответствующими декретами ВЦИК и СНК в декабре 1921 г. В 1922 г. был увеличен перечень расходов, переносимых с общегосударственного бюджета на местный, а также расширена доходная база местных бюджетов.

Образование в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик послужило основанием для создания новой бюджетной системы государства. В бюджетной системе были выделены: союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты. В августе 1923 г. были приняты бюджетные правила, разграничившие доходы и расходы между тремя вышеуказанными звеньями бюджетной системы. В 1924 г. Положением о бюджетных правах Союза и союзных республик было установлено, что каждой союзной республике должны быть предоставлены доходы в размерах, которые могут обеспечить самостоятельное сбалансирование их бюджетов. В тех случаях, когда такое сбалансирование оказывается невозможным, дефицит покрывается из союзного бюджета. В этом же году были внесены изменения в формирование и расходование средств местных бюджетов с целью их укрепления, было положено начало формированию самостоятельных сельских бюджетов. Местные бюджеты получали из госбюджета субвенции на финансирование некоторых видов расходов и др. виды финансовой поддержки. Укрепление местных бюджетов привело к росту их доли в общегосударственном бюджете и изменениям доли отдельных звеньев системы местных бюджетов: удельный вес городских бюджетов повысился с 31,4 % в 1923 1924 гг. до 43,7 % в 1925-1926 гг., а удельный вес волостных и сельских бюджетов с 8,5 до 22,5 % соответственно.170В середине 20-х гг. в общегосударственном бюджете довольно большой удельный вес занимали государственные бюджеты союзных республик, их доля превышала 40 %.

С целью усиления доходной базы республиканских бюджетов в 1927 г. было утверждено новое Положение о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик. В соответствии с этим Положением бюджетных союзных республик должны быть сбалансированы без дефицита путём покрытия расходов за счёт своих доходных источников. За союзными республиками закреплялось 99 % поступлений от сельскохозяйственного, промыслового и подоходного налогов, доходы от предприятий республиканского значения, лесной доход, доходы от реализации государственного имущества и другие поступления от гербового сбора, от налога с обращения ценностей и от реализации общесоюзных государственных займов были превращены в регулирующие (балансирующие) статьи бюджетных доходов, размеры отчислений от этих поступлений в бюджеты союзных республик должны были ежегодно устанавливаться общесоюзным законодательством.

В 1928 г. сессией ВЦИК было принято «Положение о бюджетных правах АССР». Это «Положение…» устранило параллельное существование в АССР двух республиканских бюджетов – республиканского государственного бюджета и республиканского местного бюджета и усилило доходы государственных бюджетов АССР.

В 1931 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР «О республиканских и местных бюджетах» была усилена доходная часть бюджетов, за ними были закреплены отчисления от налога с оборота предприятий республиканского и местного значения и часть отчислений налога с оборота предприятий общесоюзного значения, а также некоторые другие платежи. В итоге проведённой перестройки бюджетной системы сильно возросли роль и значение районных и сельских бюджетов. Удельный вес районных бюджетов в общем своде местных бюджетов поднялся с 20,2 % в 1929 г. до 23,6 % в 1934 г., удельный вес сельских бюджетов с 7,8 до 18,1 %.171

Формирование бюджетной системы страны завершилось к 1938 г., когда местные бюджеты и бюджет социального страхования были официально включены в состав единого государственного бюджета. В состав государственного бюджета входили союзный бюджет и государственные бюджеты союзных республик. В государственные бюджеты союзных республик включались: республиканский бюджет союзной республики, государственные бюджеты автономных республик и бюджеты местных органов власти. Государственные бюджеты автономных республик, в свою очередь, включали республиканский бюджет республики и бюджеты местных органов власти. В 1940 г. государственный бюджет СССР имел следующую структуру.

Таблица 40172