logo
FINANSY

5. Страховой рынок России и его развитие.

В финансовой литературе даются разные определения понятия «страховой рынок». Так, например, в учебнике «Финансы» под ред. Лушина С.И., Слепова В.А. сказано: «Страховой рынок представляет собой сложную развивающуюся интегрированную систему, к звеньям которой относятся страховые организации, страхователи, страховые продукты, страховые посредники, профессиональные оценщики страховых рисков и убытков, объединения страховщиков, объединения страхователей и система его государственного регулирования»118. В учебнике «Страховое дело» под ред. Л.А. Орланюк-Малицкой дано следующее определение страхового рынка: «Страховой рынок является совокупностью социально-экономических отношений по поводу купли-продажи специфического товара – страховой услуги, в процессе которых реализуется страховой интерес граждан и юридических лиц, удовлетворяется потребность в обеспечении страховой защиты их имущественных интересов».119По мнению Ю. Бугаева страховой рынок представляет собой систему экономических отношений, составляющую сферу деятельности страховщиков и перестраховщиков в данной стране, группе стран и в международном масштабе по оказанию соответствующих страховых услуг страхователям.120В финансово-кредитном энциклопедическом словаре 2002 г. понятие «Страховой рынок» не выделено. В более раннем издании финансово-кредитного словаря сказано: «Страховой рынок – при капитализме сфера оказания услуг по страхованию, осуществляемых страховыми компаниями. Выражает определённую систему экономических отношений между страховщиком – продавцом специфического товара страхового покрытия и страхователем - покупателем этого товара»121

Страховые рынки классифицируют по различным признакам.

По территориальному признаку различают:

- внутренний – местный рынок, в котором имеется спрос на какие-либо виды страховых услуг;

- внешний – действие страхования распространяется за пределы данного региона (страхование финансовых рисков, гражданской ответственности владельцев автотранспорта и др.)

- мировой или международный – действие страхования распространяется за пределы страны (международный туризм, страхование ответственности за рубежом и др.)

По отраслевому признаку:

Рынок личного, имущественного страхования и страхования ответственности.

На рисунке 13 отражены основные субъекты страхового рынка.

Рис. 13. Субъекты страхового рынка

Необходимыми условиями существования страхового рынка является наличие потребностей общества в страховых услугах и наличие страховщиков, способных удовлетворить эту потребность.

Развитие страхового рынка в России происходит недостаточно быстрыми темпами. Данные статистики свидетельствуют, что более половины граждан России и юридических лиц не имеют ни одного договора страхования. На страховом рынке по-прежнему невелик ассортимент страховых услуг.

Россия занимает незначительное место на мировом рынке страховых услуг – всего 0,2 % мирового объёма страховых премий. Среднестатистический россиянин тратил на страхование порядка 25 дол. в год, тогда как в странах ЕС это цифра превышает 1800 дол. В России страхование значительно уступает другим видам финансовых услуг. Активы российских страховщиков несопоставимы с активами банков. Страхование в России сконцентрировано – 15 страховых компаний собирают более половины взносов на открытом рынке страхования, а на тройку лидеров («РЕСО-Гарантия», «Ингосстрах» и «Росгосстрах») приходится как правило 30 % всех собранных премий. Рынок открытого (конкурентного) страхования оценивается в России в 49 % от всего объёма рынка реального добровольного страхования. Безусловным лидером на российском рынке долгосрочного страхования жизни является американская компания AIG (24 %).122О невысоком уровне развития страхования в России свидетельствует показатель доли страхования в ВВП (таблица 23).

Таблица 23