Доходы, расходы, дефицит (профицит) федерального бюджета рф
Год | Доходы, млрд. руб. | Расходы, млрд. руб. | Дефицит, профицит | |
Сумма, млрд. руб. | % к расходам | |||
1995 | 175 161 | 248 344 | -73 183 | 29,47 |
1998 | 367 548 | 499 945 | -132 397 | 26,48 |
1999 | 474 076 | 575 046 | -200 970 | 17,56 |
2000 | 797 201 | 855 073 | -57 872 | 6,77 |
2001 | 1 193 483 | 1 193 483 | - | - |
2002 | 2 125 718 | 1 947 386 | +178 332 | 9,16 |
2003 | 2 417 792 | 2 345 641 | +72 151 | 3,08 |
2004 | 2 742 850 | 2 659 447 | +83 403 | 3,14 |
2005 | 3 326 041 | 3 047 929 | +278 112 | 9,12 |
2006 | 5 046 059 | 4 270 115 | +775 944 | 18,17 |
2007 | 6 964 835 | 5 463 480 | +1 501 355 | 27,48 |
2008 | 6673238,9 | 6500253,5 | +172985,4 | 10,97 |
2009 | 7421228,3 | 7177955,9 | +243272,4 | 3,39 |
2010 | 8035219,6 | 7598817,2 | +436402,4 | 5,74 |
2011 | 8844554,8 | 10658558,8 | -1814004,0 | 17,02 |
2012 | 9503469,2 | 11237919,2 | -1734450,0 | 15,43 |
2013 | 10379889,3 | 12175569,3 | -1795680,0 | 14,75 |
2014 | 14063419,9 | 14207001,5 | -143581,6 | 1,01 |
2015 | 15615507,4 | 15626283,6 | -10776,2 | 0,07 |
Причин появления бюджетного дефицита в конце 80-х гг. было несколько. На протяжении многих лет доходы государства были меньше расходов в связи замедлением темпов экономического развития. Рост доходов населения превышал возможности удовлетворения его спроса, кредит практически превратился в безвозвратное и бесплатное финансирование, денежное обращение было в кризисном состоянии, что привело к инфляционным процессам. Кроме того, государство потеряло ощутимую сумму доходов в связи с падением мировых цен на нефть. Крупные расходы были направлены на ликвидацию последствий аварии в Чернобыле.
Экономическое положение страны стало улучшаться после финансового кризиса 1998 г. Однако в 1999 г. бюджет был всё ещё дефицитным. Федеральный бюджет впервые был исполнен с профицитом в сумме 173,5 млрд. руб в 2000 г.161В 2001 г. профицит федерального бюджета составил 265 млрд. руб.162, по итогам 2003 г. – 228,2 млрд. руб., что на 51,6 % больше, чем в 2002 г.163Федеральный бюджет исполнялся с профицитом до финансового кризиса 2008 года. Бюджет на 2009 год вначале был принят с профицитом, затем были внесены изменения, в соответствии с которыми планировался дефицит федерального бюджета, а впоследствии вновь был запланирован профицит. Начиная с 2011 года, федеральный бюджет планируется с дефицитом. Однако, фактически по данным Росстата, федеральный бюджет был исполнен с профицитом в 2008 и в 2011 году, а в 2009 и 2010 он был исполнен с дефицитом.164
В экономической литературе обсуждаются две точки зрения на существование бюджетного дефицита: его недопустимость и возможность существования дефицита. Сторонники первой теории считают, что дефицит бюджета ведёт к росту государственных долгов со всеми вытекающими из этого отрицательными социально-экономическими последствиями, а именно: хронические дефициты приводят к увеличению налогового бремени, для покрытия дефицита приходится прибегать к займам и эмиссии денег, выпуск государственных ценных бумаг с повышенными процентными ставками «оттягивает» на себя ресурсы из реального сектора, нарушает ход рыночного саморегулирования экономики. Сторонники второй точки зрения согласны с Дж. М. Кейнсом, обосновывающим возможность опережающего роста государственных расходов над государственными доходами с целью реализации определённых программ правительства. Они считают, что для состояния национальной экономики дефицит бюджета не может представлять серьёзной опасности, так как все бюджетные расходы осуществляются на территории данного государства и способствуют развитию экономики; кроме того, дефицит бюджета ведёт к увеличению доходов участников общественного воспроизводства и таким образом стимулирует рост покупательной способности.
Причины бюджетного дефицита могут быть следующие:
- опережающий рост государственных расходов над государственными доходами в конкретные периоды развития государства в связи с необходимостью государственных финансовых вложений в социально-экономическое развитие страны;
- кризисные явления в экономике;
- войны, вооружённые конфликты, стихийные бедствия, катастрофы, террористические акты и другие чрезвычайные ситуации.
Для ликвидации бюджетного дефицита необходимо устранить породившие его причины. Дефицит российского бюджета невозможно было устранить в кратчайшие сроки, так как он был порождён кризисом экономки в целом. Тем не менее, меры по снижению бюджетного дефицита были приняты и оказались успешными. Снижения величины бюджетного дефицита можно достичь разными методами, применяемыми как при планировании бюджета, так и при его исполнении. Минимизация бюджетного дефицита при планировании бюджета достигается с помощью лимитирования и жёсткой экономии расходов, сокращения государственных расходов, совершенствования межбюджетных отношений, выявления и мобилизации резервов роста доходов бюджета, использования наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансового рынка и т.п.
В процессе исполнения бюджета снижение бюджетного дефицита достигается с помощью реализации процедуры санкционирования расходов бюджета, соблюдения лимитов бюджетных обязательств, использования механизмов приостановления, сокращения и блокировки бюджетных ассигнований, совершенствования методов и форм выделения средств из бюджета и т.д.
При принятии закона (решения) о бюджете на каждый финансовый год в нём должны быть предусмотрены источники финансирования бюджетного дефицита. Такими источниками могут быть как внутренние, так и внешние займы, реализуемые путём выпуска ценных бумаг или получения кредитов и бюджетных ссуд. В отличие от доходов бюджета средства, привлекаемые для финансирования бюджетного дефицита, поступают в бюджет однократно и участвуют в финансировании бюджетных расходов только в том финансовом году, в котором они были привлечены.
В соответствии с Бюджетным Кодексом (ст. 23).
Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из:
1) кода главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов;
2) кода группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов;
3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов. Перечень главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете.
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов являются:
1) источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:
государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации;
кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
кредиты международных финансовых организаций в валюте Российской Федерации;
изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;
иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;
2) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:
государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте;
кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;
иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.
Перечень статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования дефицита бюджета.
Размер бюджетного дефицита при утверждении закона (решения) о бюджете не должен превышать предельного размера, установленного Бюджетным Кодексом РФ. Так, дефицит федерального бюджета не может превышать суммарный объём бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ на соответствующий год.
Размер дефицита бюджета субъектов РФ не может превышать 15 % объёма его доходов без учёта финансовой помощи из федерального бюджета. Этот предел может быть превышен в случае получения субъектом федерации дополнительных средств от продажи принадлежащего ему имущества, причём на величину, которая может быть реально получена от продажи имущества.
Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10 % объёма его доходов без учёта финансовой помощи из вышестоящего бюджета. Этот предел может быть превышен в случае получения муниципалитетом дополнительных доходов от принадлежащего ему имущества и только на величину этих доходов.
- С.Ф. Федулова финансы
- Оглавление
- Глава 10. Сущность бюджета и его функции. Бюджетный механизм 195
- Раздел I. Общая характеристика финансов и финансовой системы Глава 1. Финансы как экономическая категория
- 1. Предмет учебной дисциплины «Финансы» и её задачи
- 2. Необходимость финансов и предпосылки их возникновения
- 3. Сущность финансов и их функции
- Дефиниции финансов в трактовке разных авторов
- 4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
- 5. Роль финансов в социально-экономическом развитии общества
- 6. Финансы в зарубежных экономических теориях
- Глава 2. Финансовые ресурсы
- 1. Общая характеристика финансовых ресурсов
- Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования
- 1) Без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами.
- 2. Дискуссионные вопросы определения экономического содержания финансовых ресурсов
- Дискуссионные вопросы определения экономического содержания финансовых ресурсов
- 3. Финансовые ресурсы государства и предприятий, их состав и структура
- Состав финансовых ресурсов предприятий
- Глава 3. Управление финансами
- Общее понятие об управлении финансами
- 2. Органы управления финансами и их функции
- Организационная структура Министерства финансов России
- Полномочия Министерства финансов рф
- Сферы деятельности Министерства финансов рф
- 3. Финансовое планирование и прогнозирование
- Определения финансового планирования в трактовке разных авторов
- 4. Государственное регулирование финансов
- Глава 4. Финансовый контроль
- 1. Общая характеристика финансового контроля
- 2. Классификация финансового контроля
- Классификация финансового контроля
- 3. Государственный финансовый контроль. Характеристика Счётной Палаты Российской Федерации
- Виды государственного финансового контроля
- 4. Внутрихозяйственный финансовый контроль
- 5. Дискуссионные вопросы сущности финансового контроля
- Глава 5. Финансовый рынок и его развитие
- 1. Понятие финансового рынка и дискуссионные вопросы его структуры
- Слепова в.А.
- 2. Динамика развития финансового рынка России в 2000-е годы
- Объём российского финансового рынка, включая рыночную капитализацию, млрд. Долл.
- Сведения о движении ценных бумаг и доходах по ним
- Характеристика страховых организаций
- Структура и отдельные показатели деятельности кредитных организаций1) на начало года
- 3. Направления развития российского финансового рынка
- Целевые показатели развития финансового рынка рф
- 4. Служба Банка России по финансовым рынкам
- Глава 6. Финансовая система россии
- 1. Понятие финансовой системы, ее звенья и элементы
- 2. Дискуссионные вопросы состава финансовой системы
- Состав финансовой системы
- 3. История развития финансовой системы России
- 4. Проблемы функционирования финансовой системы России в условиях рыночной экономики
- Глава 7. Финансы предприятий
- Сущность и функции финансов предприятий, их роль и место в финансовой системе страны. Дискуссионные вопросы сущности финансов предприятий
- Финансовые ресурсы предприятия
- 2. Принципы организации финансов предприятий и задачи финансовых служб предприятий.
- 3. Основные и оборотные фонды предприятий.
- 4. Прибыль предприятий
- Дискуссионные вопросы в определении понятия «Прибыль»
- Формирование чистой прибыли предприятия
- Динамика финансового результата организаций (без субъектов малого предпринимательства) по рф (до 1998г. - трлн. Рублей, млрд. Рублей по данным бухгалтерской отчетности)92
- Динамика рентабельности организаций (без субъектов малого предпринимательства) Российской Федерации (по данным бухгалтерской отчетности, в %)
- 5. Финансовое состояние предприятия и пути его оздоровления
- Глава 8. Страхование
- 1. Сущность и необходимость страхования
- 2. Дискуссионные вопросы сущности и функций страхования
- 3. Основные страховые термины
- 4. Отрасли и виды страхования
- 5. Страховой рынок России и его развитие.
- Уровень проникновения страхования в разных странах, %
- Динамика российского страхового рынка в 2012 г.123
- Глава 9. Финансовая политика
- 1. Содержание финансовой политики и её цели
- Определения финансовой политики в трактовке разных авторов
- Виды финансовой деятельности государства
- 2. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики
- 3. Этапы развития финансовой политики советского социалистического государства
- 3.1 Финансовая политика в годы гражданской войны и военного коммунизма
- 3.2 Финансовая политика советского государства во время нэпа
- 3. 3 Задачи финансовой политики в период проведения социалистической реконструкции народного хозяйства
- 3.4 Финансовая политика в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период
- 3.5 Финансовая политика в период перехода к рыночной экономике
- 4. Финансовый кризис 1998 года. Финансовая политика после кризиса и проблемы её реализации на современном этапе
- 5. Финансовый кризис 2008 года и антикризисная финансовая политика
- 6. Взгляды на финансовую политику зарубежных экономистов
- Раздел II. Государственные финансы Глава 10. Сущность бюджета и его функции. Бюджетный механизм
- 1. Взгляды экономистов на природу государственного бюджета и их развитие
- 2. Сущность бюджета и необходимость его существования
- 3. Функции бюджета
- 4. Дискуссионные вопросы сущности и функций бюджета
- Функции бюджета в трактовке разных авторов
- 5. Бюджетный механизм и характеристика его звеньев
- Глава 11. Доходы и расходы бюджетов. Бюджетный дефицит и профицит бюджета
- 1. Доходы бюджетов. Структура доходов федерального бюджета и её динамика
- Структура доходов государственного и союзного бюджетов ссср
- Структура доходов государственного бюджета ссср в 1989 году
- Доходы федерального бюджета в 2004 году
- Доходы федерального бюджета
- Прогноз основных параметров федерального бюджета рф, % ввп
- Доходы федерального бюджета рф в 2012 году, млрд. Руб.152
- Расходы бюджетов. Структура расходов федерального бюджета и её динамика
- 1) Общегосударственные вопросы:
- 2) Национальная оборона:
- 3) Национальная безопасность и правоохранительная деятельность:
- 4) Национальная экономика:
- Структура расходов государственного бюджета ссср (в %)
- Расходы государственного бюджета ссср в 1989 году157
- Расходы федерального бюджета рф в 2004 году
- Расходы федерального бюджета в 2012г.159,млрд. Рублей
- 3. Дефицит бюджета и бюджетный профицит. Причины возникновения и источники финансирования бюджетного дефицита
- Доходы, расходы и дефицит российского бюджета
- Доходы, расходы, дефицит (профицит) федерального бюджета рф
- 4. Бюджетное планирование
- Глава 12. Бюджетная система
- 1. Общая характеристика бюджетной системы России
- Бюджетная система России
- 2. Структура бюджетной системы страны и её изменение
- Структура государственного бюджета ссср в 1940 году
- Структура государственного бюджета ссср в 1970 – 1980 годах (в %)
- Доля некоторых показателей бюджетов субъектов Федерации в консолидированном бюджете рф (в %)
- Некоторые показатели, характеризующие состояние бюджетной системы России
- Доля доходов и расходов федерального бюджета в консолидированном бюджете страны за 2004-2011 годы.178
- 3. Бюджетный федерализм
- Обзор подходов различных авторов к определению и основным принципам межбюджетных отношений
- Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:
- 4. Бюджетный процесс
- Глава 13. Государственный кредит и государственный долг
- Понятие государственного кредита и государственного долга
- 2. Классификация государственного долга
- 3. Государственный кредит и государственный долг Российской Федерации: структура и динамика
- Предельные величины внешнего долга России
- Государственный долг, реализуемый путём выпуска государственных ценных бумаг
- Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 ноября 2013 года
- Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации
- 4. Управление государственным долгом
- 5. Дискуссионные вопросы использования государственного кредита
- Ежегодные выплаты Российской Федерации по внешнему долгу
- Глава 14. Внебюджетные фонды
- 1. Общая характеристика внебюджетных фондов
- Доходы и расходы социальных внебюджетных фондов, млрд. Рублей
- 2. Пенсионный фонд Российской Федерации
- Поступление и расходование средств пфр, млн. Руб.
- 3. Зарубежный опыт пенсионного обеспечения
- Инвестирование сбережений гражданами Западной и Центральной Европы205
- 4. Негосударственное пенсионное обеспечение
- Правовые нормы для обязательных (дополнительных) частных пенсионных систем209
- 5. Фонд обязательного медицинского страхования
- Поступление и расходование средств фомс, млн. Руб.
- Поступление и расходование средств тфомс, млн. Руб.
- 6. Фонд социального страхования
- Поступление и расходование средств фсс, млн. Руб.
- 7. Другие внебюджетные и целевые бюджетные фонды
- Объёмы Резервного фонда рф
- Объёмы Фонда национального благосостояния рф
- Раздел III. Территориальные финансы Глава 15. Территориальные финансы
- 1. Общая характеристика территориальных финансов
- 2. Общая характеристика финансов субъектов рф и местных финансов
- Объем государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований на 01.01.2013, тыс. Руб.
- 3. Бюджеты субъектов рф и местные бюджеты
- Доходы республиканского бюджета ур
- Расходы республиканского бюджета ур
- Исполнение республиканского и консолидированного бюджета Удмуртской Республики на 1 января 2013 года
- Исполнение бюджета города Ижевска за 2012 год
- Распределение отдельных видов неналоговых доходов в 2012 году по типам муниципальных образований (млрд. Руб.)
- Распределение по типам муниципальных образований в зависимости от финансовой самостоятельности в 2012 году (%)
- Структура расходов местных бюджетов в разрезе полномочий и вопросов (%)
- Исполнение расходов местных бюджетов в 2012 году по типам муниципальных образований (млрд. Руб.)
- Динамика кредиторской задолженности в разрезе отдельных ее видов (млрд. Руб.)
- Распределение субъектов рф по сумме долга (млн. Руб.)
- Раздел IV. Тесты для закрепления и проверки знаний
- Список литературы
- Приложения
- Федулова с.Ф. Финансы Ижевск