1. Обоснование прибыли, включаемой в цены
Важным элементом цены является прибыль, которая представляет собой форму чистого дохода, категорию расширенного воспроизводства. Она необходима для развития производства и материального стимулирования на предприятии, а также является важным источником формирования доходной части бюджета.
С учетом конкретных условий функционирования предприятий использовались различные показатели рентабельности как отношение прибыли к себестоимости продукции, заработной плате, производственным фондам, цене продукции. Наибольшее распространение получили показатели рентабельности, исчисляемые по отношению к себестоимости продукции и заработной плате. В торговле, где цены определяются по рыночным факторам, рентабельность рассчитывается по отношению к цене продажи товара. Норма рентабельности по отношению к заработной плате предпочтительна для предприятий, где одновременно производится продукция с разной структурой затрат, оказываются трудоемкие услуги (например, услуги по переработке давальческого сырья), что не обеспечивает получения выгодной прибыли с точки зрения затрат живого труда. Технологию обоснования целевой нормы рентабельности по отношению к себестоимости и заработной плате можно выразить следующими формулами:
НРс = П / Сп х 100, или НРс = П / Фосн.з х 100,
где, НРс , (НРс) – норма рентабельности по отношению к себестоимости (заработной плате), %,
П – плановая прибыль от реализации продукции предприятия за определенный период, руб.,
Сп - плановая себестоимость реализуемой продукции предприятия за определенный период, руб.,
Фосн.з - плановый фонд основной заработной платы производственных рабочих. В современных условиях целесообразно в качестве расчетного периода использовать предстоящий квартал.
Плановая прибыль от реализации продукции определяется потребностью предприятия в прибыли, действующим порядком ее распределения и состоит из:
1. Налога на недвижимость, рассчитываемого исходя из установленных ставок и стоимости производственных фондов, подлежащих налогообложению;
2. Налога на прибыль;
3. Прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
В свою очередь, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, должна включать средства на:
1. Уплату процентов за ссуды, полученные на восполнение недостатка собственных оборотных средств и на приобретение основных средств и нематериальных активов;
2. Создание фонда накопления (затраты на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных и технологических работ, создание и освоение новых технологических процессов и видов продукции, финансирование строительства новых объектов, расширение, техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства и далее в соответствии с законодательством);
3. Создание фонда потребления (премии, выплачиваемые за счет средств специального назначения и целевых поступлений, выплаты по системам премирования работников за производственные результаты сверх размеров, установленных законодательством, вознаграждения по итогам работы за год, материальная помощь, оплата дополнительно предоставляемых по коллективному договору отпусков, надбавки к пенсиям и т.д.);
4. Образование резервов;
5. Финансирование прироста собственных оборотных средств;
6. Местные налоги и сборы, уплачиваемые за счет прибыли;
7. Дивиденды.
Распределение прибыли может меняться вместе с изменением налогового законодательства, соответственно будет корректироваться и расчет целевой нормы рентабельности. Он будет иметь также особенности исчисления в зависимости от характера и вида деятельности предприятия.
Таким образом, если предприятие будет иметь в цене прибыль на уровне не меньше, чем рассчитано по норме, то в планируемом периоде в результате реализации продукции по таким ценам оно обеспечит себе поступление необходимой прибыли. Этой прибыли будет достаточно, чтобы использовать ее по всем планируемым направлениям и уплатить налоги. Целевую норму рентабельности надо знать в качестве ориентира и при применении других методов ценообразования при заключении договоров на производство или поставку продукции. В рамках ассортимента рентабельность продукции на предприятии может затем дифференцироваться в зависимости от спроса на продукцию, ее социальной значимости, но ценовая политика в целом должна быть ориентирована на ее целевое значение.
- Тема 1. Теория и методология ценообразования
- 1 Теоретические основы цены
- 2 Функции цен
- 3 Методологические вопросы ценообразования
- 4 Факторы ценообразования
- 1. Теоретические основы цены
- 2. Функции цен
- 3. Методологические вопросы ценообразования
- 4. Факторы ценообразования
- Факторы ценообразования
- Тема 2. Виды, структура и элементы цены
- 1. Классификация цен
- 2. Уровень, структура и динамика цен. Характеристика отдельных элементов цены
- 3. Формирование себестоимости как основного элемента цены
- 4. Калькулирование себестоимости продукции
- Тема 3. Цены в экономике предприятия
- 1. Обоснование прибыли, включаемой в цены
- 2. Отпускная цена предприятия (порядок ее формирования на основе затратного метода)
- 3. Формирование цен с учетом зачетного метода исчисления налога на добавленную стоимость
- 4. Учет условий поставки в ценах
- 5. Обоснование управленческих решений с использованием цен и действующей системы налогообложения
- 6. Формирование цен на импортируемые товары
- Тема 4. Особенности ценообразования на рынке потребительских услуг
- 1. Ценообразование в общественном питании
- 2. Ценообразование на рынке бытовых услуг
- 3. Ценообразование на жилищно-коммунальные услуги
- 4. Особенности ценообразования на рынке транспортных услуг
- 1. Формы государственного ценового регулирования
- 2. Система государственного ценового регулирования в Республике Беларусь
- 3. Ценовое регулирование деятельности монополий
- 2. Характер ценообразования на различных типах рынка
- 3. Определение целей ценовой политики
- 4. Определение спроса и оценка издержек
- 5. Анализ предложения и цен конкурентов
- 6. Методы ценообразования, основанные на издержках производства
- 7. Методы ценообразования, ориентированные на качество, потребительские свойства продукции
- 8. Методы ценообразования с учетом спроса, уровня конкуренции
- 9. Установление окончательной цены
- 2. Стратегии конкурентного ценообразования
- 3. Стратегии ассортиментного ценообразования
- Тема 8. Характеристика налоговой системы
- 1. Становление и развитие налогообложения
- 2. Понятие и определение налога
- 3. Принципы налогообложения
- 4. Основные функции налогов
- 5. Классификация налогов
- 1. По способу изъятия и признаку переложимости различают:
- 2. По принадлежности органа, который взимает налоги:
- 8. По степени оценки влияния каждого налога на мотивы экономического поведения налогоплательщика можно выделить две группы налогов:
- 9. Исходя из стимулирующей функции налогов, их можно подразделить на:
- Тема 9. Основные инструменты налогового регулирования
- 1. Понятие налоговой системы
- 2. Характеристика субъектов и предметов налогообложения
- 3. Объект и база налогообложения, источники выплаты налогов
- 4. Ставки налоговых платежей, льготы
- 5. Прочие элементы налогового механизма
- Тема 10. Законодательное регулирование налоговых отношений
- 1. Права и обязанности участников налоговых отношений
- 2. Налоговые органы
- 3. Ответственность за нарушение налогового законодательства
- 1. Права и обязанности участников налоговых отношений
- 2. Налоговые органы
- 3. Ответственность за нарушение налогового законодательства
- Тема 11. Косвенные оборотные налоги
- 1. Принципы взимания косвенных налогов
- 2. Налог на добавленную стоимость
- 3. Акцизы
- 1. Принципы взимания косвенных налогов
- 2. Налог на добавленную стоимость
- 3. Акцизы
- Тема 10. Прямые налоги
- 1. Налог на прибыль
- 2. Налог на доходы
- 3. Налог на недвижимость
- 4. Подоходный налог с физических лиц
- Вопросы к зачету по дисциплине «Ценообразование и налогообложение» для студентов гр змг (2011-2012 уч.Год)
- 1. Теоретические основы цены
- 2. Функции цен
- 3. Методологические вопросы ценообразования
- 4. Факторы ценообразования