1. Классификация цен
Взаимоотношения между предприятиями обслуживает система взаимосвязанных цен, уровень одних из которых оказывает влияние на уровень других.
Взаимосвязь всех цен в национальной экономике предопределяется взаимосвязью предприятий, производств и отраслей народного хозяйства, а также взаимодействием элементов рыночной экономики (конкуренцией, формами собственности и др.).
Система цен очень подвижна и состоит из ряда их видов и разновидностей, соотношение между которыми постоянно меняются соответственно меняющимся факторам ценообразования.
Используемые в настоящее время виды и разновидности цен можно классифицировать по ряду признаков.
1. Классификация цен в зависимости от стадии товародвижения, на которой они формируются, отражает зависимость между ценами, складывающуюся в ходе движения товаров от производителя к конечному потребителю. Обычно товар проходит три стадии товародвижения, на которых устанавливаются различные виды цен.
Отпускная цена предприятия-изготовителя (оптовая цена предприятия) - цена, применяемая на республиканском рынке в расчетах между предприятием-производителем продукции и другими предприятиями-покупателями за исключением населения. Она устанавливается с учетом качества продукции, конъюнктуры рынка, затрат на производство, сезонности спроса, условий поставки и других рыночных факторов. Отпускная цена предприятия-изготовителя может служить ценой приобретения продукции для оптового предприятия для последующей перепродажи.
Отпускная цена оптового предприятия (оптовая цена промышленности) формируется при продаже продукции предприятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией другим предприятиям, покупателям с учетом всех рыночных факторов. Отпускная цена оптового предприятия одновременно является ценой приобретения товара для розничной торговой организации.
Розничная цена – цена, по которой товар приобретается населением у розничной торговых предприятий любых форм собственности и на рынках. Она является ценой конечного потребления. В качестве покупателей могут выступать не только юридические, но и физические лица. Розничные цены, включающие в свою структуру экономически обоснованную величину торговой надбавки, обеспечивают необходимые условия для прибыльной работы розничной торговли.
Каждый из последующих видов цен в этой цепочке включает в качестве составной части предыдущий вид. Так, отпускная цена оптового предприятия включает отпускную цену предприятия-изготовителя, а розничная цена – отпускную цену оптового предприятия.
2. Классификация цен в зависимости от степени государственного регулирования и уровня конкуренции. В соответствии с классификацией цен по данному критерию различают регулируемые, свободные (договорные) и фиксированные цены. Регулируемые цены – это цены, уровень которых складывается под влиянием спроса и предложения, но они подвержены различным ограничениям со стороны государства. В этом случае изменение цен допускается в определенных пределах и по определенной методике, устанавливаемой государственными органами ценообразования. В условиях рыночной экономики регулируемые цены применяются на важнейшую структурообразующую продукцию (нефть, газ, нефтепродукты, электроэнергию), продукцию предприятий-монополистов, оборонного значения, товары и услуги особой социальной значимости и некоторые другие. Основное регулирующее воздействие государства на цены заключается:
в установлении верхнего абсолютного уровня цены (определяется базовая цена и предельный ценовой коэффициент ее роста);
регулирование нормы прибыли по отношению к определенной базе (с/с, з/пл.);
установление ограничений на получение посредниками соответствующего вознаграждения (прибыли или комиссионных);
установление нижнего предела цены.
Продукции и услуг, на которые регулируемые цены установлены ниже экономически обоснованного их уровня, убыточны для предприятий и государство вынуждено их дотировать за счет бюджетных средств (квартплата, тарифы электроэнергии и коммунального хозяйства для населения).
Свободные (рыночные) цены устанавливаются по согласию сторон на основе спроса и предложения, т.е. конъюнктуре рынка. Эти цены являются свободными, так как на них отсутствует прямое государственное регулирование. Свободные цены определяются также на биржах, аукционах, торгах (тендерах). Границы между регулируемыми и свободными ценами очень подвижны и постоянно меняются в зависимости от складывающихся экономических условий. Общей тенденцией по мере формирования рыночной среды является постоянное увеличение доли свободных цен по сравнению с регулируемыми.
Фиксированные цены – это цены, непосредственно устанавливаемые государственными органами и являющиеся крайним вариантом прямого ценового регулирования. Они являются ценами однозначного уровня, когда продавец не имеет права отклоняться от этого уровня в какую-либо сторону. Такой уровень характерен для командно-административной экономике.
3. Классификация цен в зависимости от сферы обслуживания национальной экономики или от характера оборота. По такому признаку цены делятся на оптовые, закупочные, розничные, сметную стоимость (цены строительства), тарифы на услуги и внешнеторговые (мировые) цены.
Оптово-отпускные цены – это цены, по которым промышленные предприятия или их посредники реализуют свою продукцию оптом (в больших объемах), не прибегая при этом к услугам торговых розничных организаций. По оптовым ценам продукция реализуется между предприятиями и отраслями путем продажи из оптовой сферы торговым розничным предприятиям (но не физическим лицам), которые совершают покупки относительно мелкими партиями. Характерной особенностью является то, что реализация товаров по оптовым ценам осуществляется, как правило, путем безналичных расчетов.
Закупочные цены – это цены, по которым сельскохозяйственные товаропроизводители реализуют сельскохозяйственную продукцию крупными партиями государству и перерабатывающим предприятиям различных форм собственности. Если же сельскохозяйственная продукция реализуется населению, то могут применяться розничные цены. В Республике Беларусь на большинство видов сельскохозяйственной продукции в зависимости от ее качества установлены фиксированные закупочные цены, т.е. продавцам предоставляются определенные льготы. В частности, с целью устранения негативных последствий инфляции применяется демпфирование или сглаживание. Эффект сглаживания достигается как прямой государственной поддержкой (льготными кредитами, обеспечением материально-техническими ресурсами и др.), так и непроизводственным взаимодействием сельскохозяйственных товаропроизводителей с различными подсистемами хозяйственного механизма (денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, ценовой и т.д.). Продажа такой же продукции негосударственным структурам осуществляется по договорным закупочным ценам.
Розничные цены – это цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (населению). Это обусловлено тем, что данные товары являются, в основном, продукцией потребительского назначения. При реализации товаров по розничным ценам обычно применяется налично-денежная форма расчетов.
Сметная стоимость строительства – это цены строительства новых, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих производственных и непроизводственных основных средств. При этом цены на строительную продукцию классифицируются по трем видам:
1) сметная стоимость – предельный размер затрат на строительство каждого отдельного объекта;
2) прейскурантная цена – усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 кв. м жилой площади, 1 кв. м полезной площади, 1 кв. м малярных работ и др.);
2) договорная цена, устанавливаемая по договоренности между заказчиками и подрядчиками.
Эти цены используются для расчетов заказчиков с подрядными строительными организациями за выполненные работы и построенные объекты, для определения объемов капитальных вложений и других показателей, характеризующих результаты работы строительно-монтажных организаций.
Тарифы на услуги – это цена за оказанную потребителю услугу. Особенностью услуги является то, что она не имеет конкретного материального носителя. Специфичность услуг как вида деятельности накладывает отпечаток на формирование тарифов на услуги. При установлении тарифов на услуги учитывается не только объем работ, но также временной фактор, при этом существенную роль играет качество. Типичными примерами тарифов являются уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, плата и тарифы за телефон, за пользование радио и т.д.
Внешнеторговые цены – это цены, по которым осуществляются экспортно-импортные сделки. При определении внешнеторговых цен особое значение имеет информация о ценах фирм, производящих и реализующих на мировом рынке аналогичную или близкую по технико-экономическим параметрам продукцию. Выделяют:
- экспортные цены – это цены, по которым производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке посредством выбора цены-ориентира, приведением этой цены к реальным условиям сделки (с учетом качества, условий транспортировки, страхования, хранения, валюты платежа и т.д.), включения экспортной пошлины, перевода в валюту страны-экспортера по курсу центрального банка на дату заключения сделки;
- импортные цены – это цены, по которым закупаются товары (услуги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию устанавливаются на основе таможенной стоимости импортного товара с учетом таможенных импортных пошлин, валютного курса, косвенных налогов и расходов на реализацию данного товара внутри страны.
4. Классификация цен с учетом базисных условий. Формирование цен по базисным условиям связано с отражением в цене и характером распределения расходов на транспортировку, погрузку, разгрузку, страхование продукции и на ее таможенное оформление (в случае пересечения товарами государственной границы) между продавцом и покупателем. В мировой практике эти условия (правила) применяются на основе специального документа «Инкотермс» в редакции 2000г. Считается, что чем меньше расходов берет на себя продавец, тем цена является структурно менее полной, и наоборот. В то же время, структурно более полные цены используются при поставках, во-первых, специальной продукции, качество которой зависит от как от качества транспортировки, так и от качества монтажа у потребителя; во-вторых, специальной продукции с использованием специального транспорта (нефть в трубопроводах и газ в газопроводах); в-третьих, любых видов продукции, когда продавец ведет политику завоевания рынка того или иного товара.
Несмотря на наличие специального документа «Инкотермс 2000», во многих странах СНГ при внутригосударственных поставках используют традиционные (со времен Советского Союза) принципы формирования цен по базисным условиям с учетом расходов по транспортировке продукции. В данном случае порядок возмещения ценой транспортных расходов объясняется термином франко (до), показывающим, до какого места пути следования товара транспортные расходы включены в цену. Включение в цену различных транспортных расходов означает установление для потребителя в различных зонах страны разных цен и тем самым реализует географический принцип ценообразования.
Обычно используются следующие виды франко, соответствующие различным условиям поставки:
- франко-склад поставщика. При данном виде цен все расходы по транспортировке продукции от предприятия-поставщика до покупателя несет покупатель, и поэтому расходы по доставке продукции в цену не включаются.
- франко-станция (порт, пристань) отправления. В данном случае поставщик продукции включает в цену расходы по доставке продукции до станции отправления, взвешиванию и отправке. Эти расходы можно относить на себестоимость продукции. Остальные транспортные расходы по доставке продукции к месту назначения покупатель оплачивает самостоятельно, и они выделяются в цене в качестве самостоятельных элементов в зависимости от того, используется собственный или привлеченный транспорт (в товарно-транспортных накладных они указываются отдельной строкой).
- франко-транспортное средство (вагон, баржа или борт парохода, самолета) - станция отправления. При учете этих условий в отпускную цену включаются не только расходы по доставке продукции до станции ее отправления, но и затраты по погрузке продукции в транспортное средство.
- франко- транспортное средство-станция назначения. При таком виде франко в отпускную цену включаются расходы по доставке продукции до станции назначения и расходы по перегрузке ее в пути следования.
- франко-станция назначения. В данном случае в отпускную цену включаются все расходы по доставке продукции до станции назначения, а также выгрузке товара из транспортного средства.
- франко-склад покупателя. При учете этого условия в отпускную цену включаются все расходы по транспортировке, а также затраты на погрузочно-разгрузочные работы, связанные с доставкой продукции до потребителя.
Использование того или иного вида франко цен обуславливается особенностями продукции. Например, при поставках внутри города применяются цены франко-склад предприятия–изготовителя. На сложнотехническую продукцию, продукцию химической промышленности, как правило, устанавливаются цены франко-склад поставщика или франко-станция отправления. Многие виды машин, оборудования принимаются или приобретаются заказчиком непосредственно на предприятии-изготовителе и оплачиваются по ценам франко-склад поставщика.
Цены франко-станция назначения обычно устанавливаются на нефть и нефтепродукты, газ, лес и лесопродукцию, привозные строительные материалы, т.е. виды продукции которые повсеместно широко применяются в промышленности, строительстве в качестве сырья, материалов, топлива.
В конечном итоге все транспортные расходы оплачивает покупатель, но оплачивает по-разному в зависимости от вида франко. Транспортные расходы до пункта, указанного во франко (в договоре), включены в себестоимость продукции предприятия-изготовителя и, следовательно, в его отпускную цену. Покупатель, купив продукцию по этой цене, возместил изготовителю или поставщику понесенные им транспортные расходы, то есть оплатил их. От места, указанного во франко, и до своего склада транспортные расходы непосредственно несет покупатель, оплачивая их сверх цены.
5. Классификация цен с учетом их территориального распространения. Выделяют единые республиканские и местные цены. Единые цены, т.е. цены одного уровня, действуют по всей территории республики. Они устанавливаются и контролируются центральными органами управления (плата за электроэнергию, квартирная плата и др.). Местные цены формируются по определенным территориям (областям, регионам) под воздействием, как рыночных факторов, так и под влиянием регулирования со стороны местных органов власти.
6. Классификация цен по форме организации торговли и характеру ценовой информации. По форме организации торговли выделяют цены прямых контрактов, биржевые цены, цены аукционов, цены торгов.
6.1.Цены прямых контрактов подразделяются на цены продавцов, цены покупателей, контрактные цены (цены фактических сделок). Цены продавца — это цены, по которым продавец предлагает свою продукцию, т.е. это желаемые продавцом цены. Цены покупателя — это цены, которые объявляет покупатель на заинтересовавшую его продукцию, т.е. это желаемые покупателем цены. Контрактные цены или цены фактической сделки — это цены, по которым достигается фактическая договоренность между продавцом и покупателем. Данные цены закрепляются контрактом (договором). В зависимости от конъюнктуры рынка (спроса и предложения) цены контрактов могут тяготеть к ценам, как продавца, так и покупателя.
Контрактные цены фиксируются в специальных коммерческих документах (контрактах и счетах). Отражают реальные условия торговой сделки, т.е. количество и качество товаров, сроки и условия поставки, условия и валюту платежа, гарантии и др. Условия сделки согласовываются между реальными продавцами и покупателями, а контрактные цены при этом являются индикатором состояния того или иного сегмента рынка товаров и услуг. В то же время эти цены затрудняют получение объективной информации, поскольку они, как правило, составляют коммерческую тайну компании. Данные цены также значительно дифференцированы в зависимости от специфики реальных сделок, что также затрудняет проведение объективного анализа. Поэтому механизм формирования контрактных цен включает в себя твердые, с последующей фиксацией и подвижные (скользящие) цены.
Твердая цена — это цена, которая устанавливается при подписании контракта и не подлежит изменению в течение его действия, а также не зависит от сроков поставки партии товара. Такие цены применяются, как правило, в сделках, предусматривающих немедленную поставку в короткий срок. При этом значительное влияние на применение данных цен оказывает стабильность конъюнктуры рынка.
Цена, с последующей фиксацией — это цена, которая зафиксирована при заключении контракта и впоследствии может быть скорректирована в соответствии с изменениями рыночной цены данного товара на момент его фактической поставки. В этом случае изменение происходит на основе информации о текущих ценах, действующих на данный момент времени. В контракте обычно оговаривается так называемая величина «зоны нечувствительности», т.е. такое отклонение рыночной цены от зафиксированной в контракте, при котором не требуется ее пересматривать. Величина такой «зоны» находится обычно в пределах 2—3 % от указанной в контракте цены. Такие цены могут применяться в ходе исполнения контракта, в котором указаны момент и принцип фиксации, например, фиксирование цены перед поставкой каждой партии товаров и перед началом каждого календарного года.
Скользящая цена – это цена, исчисляемая в момент исполнения контракта путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменения в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции. (Например, инфляция, устойчивое изменение цен на ресурсы и т.д.). Скользящие цены обычно устанавливаются на товары с длительным сроком действия (суда, сложное промышленное оборудование). При подписании контракта в этом случае фиксируется исходная, базисная цена, оговаривается ее структура: переменные расходы, доля постоянных расходов, прибыль. Первоначальная базисная цена к моменту исполнения договора может быть скорректирована с учетом изменения цен на материалы, ставок з/п. или других факторов. Такие цены применяются с целью страхования продавцов от ценовых рисков.
6.2.Биржевые цены — это цены по сделкам, заключаемым на бирже, выступающей в роли посредника товарообменных операций. Считается, что биржевые цены несут наиболее объективную ценовую информацию о том или ином товаре. Это обусловлено особенностями биржевого товарного рынка, на котором присутствуют, прежде всего, массовые стандартные товары, имеется много продавцов и покупателей, а сделки совершаются регулярно. Фактически биржевой рынок — это рынок, основанный на конкуренции и не требующий вмешательства государства.
6.3.Аукционные цены — это цены, отражающие процесс продажи товара на аукционе. В классическом понимании аукцион - это рынок продавца, основные аукционные товары являются нестандартными и спрос на них обычно, превышает предложение. Вследствие этого, для аукциона характерна повышательная динамика цен, а в ходе его проведения различают:
стартовую цену, по которой объявляется начало торгов;
цену аукционного шага, или промежуточную цену, которая превышает стартовую и объявляется покупателем;
цену фактической продажи, превышающую стартовую на сумму цен аукционных шагов.
Аукционные цены несут участникам рынка информацию о возможностях покупки или продажи товара на аукционе.
6.4.Цены торгов — это цены при специализированной форме торговли, основанной на выдаче заказов на поставку товаров или сдаче подрядов на проведение определенных работ. В данном случае превалирует рынок покупателя-заказчика, в ответ, на заявку которого поступают предложения (оферты) от потенциальных продавцов (оферентов). На данном рынке общая динамика цен является понижательной, поскольку при прочих равных условиях покупатель предпочитает относительно более дешевое предложение и, соответственно, более низкую цену. Цены торгов являются, как правило, объектом вмешательства государства. Это обусловлено тем, что значительная часть заказов и подрядов регламентируется правилами, устанавливаемыми государственными органами. Торги в отличие от аукционов являются более закрытыми и ограниченными, а ценовая информация с них поступает нерегулярно.
7. Классификация цен по характеру ценовой информации. Можно выделить справочные, публикуемые и расчетные цены. 7.1.Справочные цены — это цены, которые информируют покупателей об условиях продажи товаров (услуг) производителями или продавцами. Справочные цены обычно публикуются под таким заголовком в различных общих и специальных изданиях или информация о них поступает к торговым партнерам по состоявшимся ранее сделкам купли-продажи другим путем. В свою очередь по форме предоставления информации справочные цены подразделяются на цены прейскурантов (каталогов, проспектов) и цены предложений.
Цены прейскурантов (каталогов, проспектов) — это цены, которые публикуются в специальных изданиях фирмами-производителями стандартной, массовой продукции с кратким описанием основных технико-экономических параметров изделий. Прейскурантные цены являются отправной точкой для заключения (согласования) договорной цены при заключении торговой сделки.
Цены предложений устанавливаются производителями на специальную, заказанную потребителем продукцию без согласования с ним. Тем не менее, при формировании уровня этих цен учитываются основные условия сделки и конъюнктуры рынка. Иногда цены предложений могут определяться на основе цен конкурентов, а также с учетом полезного эффекта, получаемого потребителем при приобретении нового изделия вместо старого. Поэтому при определении цен предложений важнейшее значение имеют условия потребления новой продукции, поскольку одни и те же потребительские свойства нового изделия могут по-разному оцениваться покупателями. При этом информация о ценах предложений может предоставляться производителями по запросам потребителей.
В случае недостатка информации об абсолютных уровнях цен и для повышения качества ценового анализа могут применяться средние и удельные цены, а также индексы цен. Средние уровни цен могут рассчитываться по группам товаров, подотраслям и отраслям. В качестве удельных цен чаще всего используются ценовые показатели на единицу основного потребительского параметра или единицу полезного эффекта. Индексы цен представляют собой показатели динамики цен за определенный период.
Справочные цены отражают, как правило, интересы товаропроизводителя (продавца), носят ориентировочный характер и поэтому могут существенно отклоняться от цен фактических сделок. Поэтому для поставщиков справочные цены являются базой при определении цен предложений, а для потребителей — ориентиром при согласовании цены сделки. Поэтому вполне закономерно, что разница между справочными ценами и ценами фактических сделок составляет до 30 % в зависимости от особенностей контракта и конъюнктуры рынка. В настоящее время справочные цены публикуются в широких источниках различными объединениями товаропроизводителей, информационными агентствами и бюро, консультационными и брокерскими фирмами, информацию о них можно получить без каких-либо затруднений.
7.2.Публикуемые цены с позиций носителя ценовой информации достаточно близки к справочным ценам и помещаются в специальных и фирменных источниках информации, которые могут быть общедоступными. Эти цены обычно отражают мировой уровень и динамику цен, применяемых наиболее известными и влиятельными компаниями-поставщиками конкретного вида продукции. К публикуемым ценам относятся:
биржевые котировки, являющиеся ценами товаров, выступающими предметом биржевой торговли;
цены аукционов и экспортно-импортных сделок, зафиксированных в определенный момент времени;
цены фактических внутренних сделок и средние цены экспортно-импортных сделок за определенный период времени;
цены предложений крупных торговых компаний и других предприятий продавцов.
- Тема 1. Теория и методология ценообразования
- 1 Теоретические основы цены
- 2 Функции цен
- 3 Методологические вопросы ценообразования
- 4 Факторы ценообразования
- 1. Теоретические основы цены
- 2. Функции цен
- 3. Методологические вопросы ценообразования
- 4. Факторы ценообразования
- Факторы ценообразования
- Тема 2. Виды, структура и элементы цены
- 1. Классификация цен
- 2. Уровень, структура и динамика цен. Характеристика отдельных элементов цены
- 3. Формирование себестоимости как основного элемента цены
- 4. Калькулирование себестоимости продукции
- Тема 3. Цены в экономике предприятия
- 1. Обоснование прибыли, включаемой в цены
- 2. Отпускная цена предприятия (порядок ее формирования на основе затратного метода)
- 3. Формирование цен с учетом зачетного метода исчисления налога на добавленную стоимость
- 4. Учет условий поставки в ценах
- 5. Обоснование управленческих решений с использованием цен и действующей системы налогообложения
- 6. Формирование цен на импортируемые товары
- Тема 4. Особенности ценообразования на рынке потребительских услуг
- 1. Ценообразование в общественном питании
- 2. Ценообразование на рынке бытовых услуг
- 3. Ценообразование на жилищно-коммунальные услуги
- 4. Особенности ценообразования на рынке транспортных услуг
- 1. Формы государственного ценового регулирования
- 2. Система государственного ценового регулирования в Республике Беларусь
- 3. Ценовое регулирование деятельности монополий
- 2. Характер ценообразования на различных типах рынка
- 3. Определение целей ценовой политики
- 4. Определение спроса и оценка издержек
- 5. Анализ предложения и цен конкурентов
- 6. Методы ценообразования, основанные на издержках производства
- 7. Методы ценообразования, ориентированные на качество, потребительские свойства продукции
- 8. Методы ценообразования с учетом спроса, уровня конкуренции
- 9. Установление окончательной цены
- 2. Стратегии конкурентного ценообразования
- 3. Стратегии ассортиментного ценообразования
- Тема 8. Характеристика налоговой системы
- 1. Становление и развитие налогообложения
- 2. Понятие и определение налога
- 3. Принципы налогообложения
- 4. Основные функции налогов
- 5. Классификация налогов
- 1. По способу изъятия и признаку переложимости различают:
- 2. По принадлежности органа, который взимает налоги:
- 8. По степени оценки влияния каждого налога на мотивы экономического поведения налогоплательщика можно выделить две группы налогов:
- 9. Исходя из стимулирующей функции налогов, их можно подразделить на:
- Тема 9. Основные инструменты налогового регулирования
- 1. Понятие налоговой системы
- 2. Характеристика субъектов и предметов налогообложения
- 3. Объект и база налогообложения, источники выплаты налогов
- 4. Ставки налоговых платежей, льготы
- 5. Прочие элементы налогового механизма
- Тема 10. Законодательное регулирование налоговых отношений
- 1. Права и обязанности участников налоговых отношений
- 2. Налоговые органы
- 3. Ответственность за нарушение налогового законодательства
- 1. Права и обязанности участников налоговых отношений
- 2. Налоговые органы
- 3. Ответственность за нарушение налогового законодательства
- Тема 11. Косвенные оборотные налоги
- 1. Принципы взимания косвенных налогов
- 2. Налог на добавленную стоимость
- 3. Акцизы
- 1. Принципы взимания косвенных налогов
- 2. Налог на добавленную стоимость
- 3. Акцизы
- Тема 10. Прямые налоги
- 1. Налог на прибыль
- 2. Налог на доходы
- 3. Налог на недвижимость
- 4. Подоходный налог с физических лиц
- Вопросы к зачету по дисциплине «Ценообразование и налогообложение» для студентов гр змг (2011-2012 уч.Год)
- 1. Теоретические основы цены
- 2. Функции цен
- 3. Методологические вопросы ценообразования
- 4. Факторы ценообразования