2. Система государственного ценового регулирования в Республике Беларусь
Переход от плановой экономики к рыночной предполагает проведение определенной государственной ценовой политики. Ценовая политика как составная часть общеэкономической политики государства направлена на решение тех приоритетных задач, которые стоят перед обществом на различных стадиях его развития. На современном этапе развития экономики, когда одной из приоритетных задач государства является задача обеспечения стабильности экономики, в республике проводится ценовая политика, направленная на выполнение обозначенных прогнозом показателей социально-экономического развития республики, стабилизацию ценовой ситуации, снижение темпов инфляции, недопущение ухудшения жизненного уровня населения. В этих целях с учетом складывающейся социально-экономической ситуации осуществляются меры, направленные с одной стороны, на сдерживание необоснованного роста цен, с другой – на их упорядочение в отдельных отраслях экономики.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь государственную политику в области ценообразования определяет президент Республики Беларусь.
Основные направления ценовой политики в РБ отражены в Концепции ценообразования в Республике Беларусь. В этом документе определяются основные направления совершенствования ценообразования и усиления его влияния на динамичное, сбалансированное развитие страны на ближайшие годы.
В качестве принципов ценообразования определены:
сочетание свободных и регулируемых цен;
разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен;
установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли, при необходимости с предоставлением государственных дотаций и других мер государственной поддержки;
осуществление государственного контроля за законодательством о ценообразовании.
Правовые основы государственной политики в области ценообразования в республике, а также сфера применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, были заложены в законе Республики Беларусь «О ценообразовании» от 10.05.1999 № 255-3, с учетом последних изменений от 31.12.2009 № 114-3. Этим же документом установлены права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования, к которым отнесены предприятия с правом юридического лица, предприниматели, республиканские и местные органы государственного управления.
Реализация государственной ценовой политики в Республике Беларусь, регулирование и контроль за ценообразованием осуществляется Советом Министров РБ, Министерством экономики РБ, республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными и распорядительными органами.
В частности, министерство экономики утверждает цены на сырую нефть, природный и сжиженный газ, электроэнергию, отдельные социально значимые товары, спирт, водку и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, услуги транспортных терминалов, надбавки (скидки) в сфере обращения. Правом утверждения и контролирования цен наделены также министерства архитектуры и строительства, информации, промышленности, финансов, здравоохранения и некоторых других.
Местным органам власти дано право регулировать цены и торговые наценки на социально значимые товары и услуги, реализуемые предприятиями на их территории, товары (работы, услуги) организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на местных товарных рынках, услуги тепло- водоснабжения, канализации и санитарной очистке, оказываемые организациями системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства юридическим лицам, перевозку пассажиров городским транспортом, продукцию общественного питания (наценки) и др. Возможность ограничивать цены на продукцию подведомственных предприятий имеют также министерства и ведомства.
Устанавливая цены на товары (работы, услуги), субъект хозяйствования должен иметь представление о системе нормативных ограничений и требований, а также о мерах ответственности за нарушение установленных ограничений и невыполнение соответствующих требований.
Способы регулирования цен (тарифов) определены Законом о ценообразовании. Республиканские органы государственного управления, областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, осуществляют прямое (административное) регулирование цен (тарифов
Прямое государственное ценовое регулирование предполагает:
а) установление:
• фиксированных иен (тарифов);
• предельных цен (тарифов);
• предельных уровней рентабельности;
• предельных индексов;
• предельных торговых надбавок (скидок);
• порядка формирования и применения цен (тарифов);
б) декларирование цен (тарифов).
Рассмотрим отдельные виды прямого государственного регулирования.
Фиксированные цены (тарифы), устанавливаемые в выраженной денежной величине, и предельные цены (тарифы), величина которых ограничена верхним или нижним пределом, применяются в Республике Беларусь на:
товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;
отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.
Государство прибегает к данным видам государственного регулирования цен как с целью защиты потребителей, стремясь обеспечить определенный уровень жизни населения, так и с целью защиты производителей, содействуя развитию здоровой конкуренции.
Предельные уровни рентабельности, в основном, применяются при ценообразовании на продукцию, товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и включенных в государственный реестр. Предельный уровень рентабельности ограничивает закладываемый в иену процент отношения прибыли к затратам (полной себестоимости) и, таким образом, препятствует завышению цен.
Предельные индексы ограничивают рост отпускных цен размерами среднемесячной величины прогнозного показателя инфляции, рассчитываемого на базе индекса потребительских цен. Следует также отметить, что на изменение отпускных цен в сторону их понижения действие предельных индексов не распространяется. Снижение отпускных цен может осуществляться при помощи механизма предоставления скидок в установленном порядке.
Предельные торговые надбавки, составной частью которых являются надбавки оптового звена, устанавливаются для торговых организаций (оптовых и розничных посредников) с целью регулирования сферы обращения. И хотя предельная торговая надбавка определяется законодательством как ограничение к регулируемым ценам, к которым можно отнести фиксированные и предельные цены, данный вид прямого государственного регулирования применяется повсеместно к торговым посредникам (кроме товаров, по которым торговые (оптовые) надбавки к отпускным ценам применяются с учетом конъюнктуры рынка). Так, при формировании оптовых и розничных цен оптовая и торговая надбавка взимается к отпускной цене предприятия-производителя или импортера без учета НДС в размере, не превышающем, как правило, 20% и 30% соответственно. Причем торговая надбавка учитывает уже оплаченную оптовую надбавку.
Декларирование цен (тарифов) предполагает регистрацию цен (тарифов) предприятиями-производителями (за исключением коммерческих организаций с иностранными инвестициями и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог или применяющих упрощенную систему налогообложения) в соответствующих государственных органах. Обязательной регистрации подлежат цены на новые виды продукции, товары (работы, услуги), к которым относят продукцию, товары, изготовленные субъектом хозяйствования впервые или отличающиеся от производимых улучшенными свойствами, характеристиками и получающие новое обозначение. Регистрация отпускных цен предусмотрена также в случае невозможности соблюдения субъектами хозяйствования предельных индексов. Однако есть продукция, товары, цены на которые регистрации не подлежат. К ним относят:
• товары (работы, услуги), реализуемые за пределы республики; производимые по разовым заказам; используемые для собственных нужд; производимые учащимися и студентами в учреждениях образования и их структурных подразделениях;
• продукцию общественного питания;
• опытные партии продукции, товаров;
• продукцию, товары, изготавливаемые по договору подряда из сырья заказчика.
Устанавливая порядок формирования и применения цен, государственные органы ограничивают также свободу субъектов ценообразования, предписывая им образовывать цену на различные товары (работы, услуги) в соответствии с установленным порядком. Все многообразие предписаний можно классифицировать по нескольким критериям. Различают порядок формирования и применения цен:
по субъектам ценообразования:
предприятиями-производителями;
предприятиями-импортерами;
оптовыми посредниками;
розничными посредниками;
предприятиями-экспортерами;
предприятиями с различной отраслевой принадлежностью;
предприятиями, занимающими доминирующее положение на товарных рынках;
по объектам ценообразования:
на продукцию, товары (работы, услуги) отечественного производства (происхождения);
на продукцию, товары иностранного производства (происхождения);
на алкогольную продукцию;
на продукцию общественного питания;
на мясную и молочную продукцию;
на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику, платные медицинские услуги;
на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом и др.
Необходимо упомянуть важное требование законодательства по обоснованию цен, в соответствии с которым субъекты хозяйствования, формирующие отпускные цены (тарифы), обязаны обосновывать их экономическими расчетами (калькуляциями с расшифровкой статей затрат). Экономические расчеты должны фиксироваться на бумажных носителях и подписываться должностными лицами, на которых возлагается ответственность за правильность обоснования утвержденных отпускных цен (тарифов). И хотя требование по экономическому обоснованию цен не является видом прямого государственного регулирования, внимание, которое уделяется данному этапу ценообразования со стороны государственных органов, позволяет поставить его в один ряде рассмотренными видами.
Кроме рассмотренных прямых видов государственного регулирования ценообразования, следует упомянуть и косвенное регулирование.
Косвенное государственное ценовое регулирование предполагает:
регулирование в рамках антимонопольного законодательства;
регулирование в рамках бюджетного законодательства;
регулирование в рамках таможенного законодательства;
регулирование в кредитно-денежной сфере и др.
В рамках косвенного регулирования государственные органы могут воздействовать на неценовые факторы изменения спроса и предложения.
В республике используются следующие основные способы государственного регулирования цен:
установление предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары, производимые в республике. При невозможности их соблюдения предприятия обязаны регистрировать цены на производимые товары или услуги в органах ценообразования или вышестоящих органах;
определение предельных отпускных цен на перечень социально значимых товаров;
обязательное обоснование цен отечественными предприятиями на производимую продукцию и импортируемые товары со стороны затрат, прибыли, налогов;
установление фиксированных цен на продукцию базовых отраслей экономики, услуги естественных монополий;
установление предельных максимальных (такси, бытовые услуги) и минимальных (закупочные на сельхозпродукцию, алкогольные напитки, экспортируемые товары) цен;
ограничение уровня рентабельности в ценах на социально значимые товары, продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;
ограничение размеров оптовых и розничных торговых надбавок;
обязательное обоснование цен при товарообменных (бартерных) операциях;
индексация тарифов (на грузовые перевозки железнодорожным транспортом, коммунальные услуги), квартплаты с учетом инфляции;
декларирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;
ограничение цен в рамках антимонопольного законодательства (запрещение установления монопольных цен и антиконкурентных ценовых соглашений);
контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании.
- Тема 1. Теория и методология ценообразования
- 1 Теоретические основы цены
- 2 Функции цен
- 3 Методологические вопросы ценообразования
- 4 Факторы ценообразования
- 1. Теоретические основы цены
- 2. Функции цен
- 3. Методологические вопросы ценообразования
- 4. Факторы ценообразования
- Факторы ценообразования
- Тема 2. Виды, структура и элементы цены
- 1. Классификация цен
- 2. Уровень, структура и динамика цен. Характеристика отдельных элементов цены
- 3. Формирование себестоимости как основного элемента цены
- 4. Калькулирование себестоимости продукции
- Тема 3. Цены в экономике предприятия
- 1. Обоснование прибыли, включаемой в цены
- 2. Отпускная цена предприятия (порядок ее формирования на основе затратного метода)
- 3. Формирование цен с учетом зачетного метода исчисления налога на добавленную стоимость
- 4. Учет условий поставки в ценах
- 5. Обоснование управленческих решений с использованием цен и действующей системы налогообложения
- 6. Формирование цен на импортируемые товары
- Тема 4. Особенности ценообразования на рынке потребительских услуг
- 1. Ценообразование в общественном питании
- 2. Ценообразование на рынке бытовых услуг
- 3. Ценообразование на жилищно-коммунальные услуги
- 4. Особенности ценообразования на рынке транспортных услуг
- 1. Формы государственного ценового регулирования
- 2. Система государственного ценового регулирования в Республике Беларусь
- 3. Ценовое регулирование деятельности монополий
- 2. Характер ценообразования на различных типах рынка
- 3. Определение целей ценовой политики
- 4. Определение спроса и оценка издержек
- 5. Анализ предложения и цен конкурентов
- 6. Методы ценообразования, основанные на издержках производства
- 7. Методы ценообразования, ориентированные на качество, потребительские свойства продукции
- 8. Методы ценообразования с учетом спроса, уровня конкуренции
- 9. Установление окончательной цены
- 2. Стратегии конкурентного ценообразования
- 3. Стратегии ассортиментного ценообразования
- Тема 8. Характеристика налоговой системы
- 1. Становление и развитие налогообложения
- 2. Понятие и определение налога
- 3. Принципы налогообложения
- 4. Основные функции налогов
- 5. Классификация налогов
- 1. По способу изъятия и признаку переложимости различают:
- 2. По принадлежности органа, который взимает налоги:
- 8. По степени оценки влияния каждого налога на мотивы экономического поведения налогоплательщика можно выделить две группы налогов:
- 9. Исходя из стимулирующей функции налогов, их можно подразделить на:
- Тема 9. Основные инструменты налогового регулирования
- 1. Понятие налоговой системы
- 2. Характеристика субъектов и предметов налогообложения
- 3. Объект и база налогообложения, источники выплаты налогов
- 4. Ставки налоговых платежей, льготы
- 5. Прочие элементы налогового механизма
- Тема 10. Законодательное регулирование налоговых отношений
- 1. Права и обязанности участников налоговых отношений
- 2. Налоговые органы
- 3. Ответственность за нарушение налогового законодательства
- 1. Права и обязанности участников налоговых отношений
- 2. Налоговые органы
- 3. Ответственность за нарушение налогового законодательства
- Тема 11. Косвенные оборотные налоги
- 1. Принципы взимания косвенных налогов
- 2. Налог на добавленную стоимость
- 3. Акцизы
- 1. Принципы взимания косвенных налогов
- 2. Налог на добавленную стоимость
- 3. Акцизы
- Тема 10. Прямые налоги
- 1. Налог на прибыль
- 2. Налог на доходы
- 3. Налог на недвижимость
- 4. Подоходный налог с физических лиц
- Вопросы к зачету по дисциплине «Ценообразование и налогообложение» для студентов гр змг (2011-2012 уч.Год)
- 1. Теоретические основы цены
- 2. Функции цен
- 3. Методологические вопросы ценообразования
- 4. Факторы ценообразования