1. Формы государственного ценового регулирования
2. Система государственного ценового регулирования в Республике Беларусь
3. Ценовое регулирование деятельности монополий
1. Формы государственного ценового регулирования
Важное место в экономических преобразованиях в условиях переходного периода занимают вопросы разумного сочетания свободного ценообразования с государственным регулированием цен. Опыт показывает, что практически все страны мира в той или иной степени вмешиваются в процесс ценообразования, ограничивая тем самым рыночное равновесие.
Государственное регулирование цен в любой экономике позволяет с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы. Оно дает возможность преодолеть недостатки, свойственные рыночной системе и связанные с социальном неравенством и неравномерным распределением доходов, рациональным природопользованием и охраной окружающей среды, развитием сфер, необходимых обществу в целом (образование, наука и культура, здравоохранение) (таб. 5.1).
Таблица5.1
Методы государственного регулирования цен
Методы прямого регулирования цен: 1) административное установление цен; 2) «замораживание» цен; 3) установление предельного уровня цен; 4) регламентация уровня рентабельности; 5) установления нормативов для определения цен; декларирование цен и др. | ЦЕНА | Методы косвенного регулирования цен: 1) налогообложение; 2) регулирование денежного обращения; 3) оплата труда; 4) кредитная политика; 5) регулирование государственных расходов; 6) установление норм амортизации и др. |
При прямых методах регулирования цен государство непосредственно воздействует на цены путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену, или другими аналогичными методами.
Прямое государственное регулирование предполагает необходимость корректировки рынка и дополнения рыночного механизма централизованной политикой государства путем контроля за важнейшими параметрами рынка.
Проводя активную ценовую политику, государство может обеспечить прибыльность бизнеса, который невыгоден для чисто рыночного хозяйствования (долговременные научно-технические программы, ВПК, транспорт, связь, коммунальное хозяйство и др.). подобный результат может быть достигнут как путем использования договорных цен, так и через размещение государственных заказов и закупок.
Рассматривая прямое государственное регулирование необходимо помнить о двух моментах. Во-первых, при чрезмерном государственном регулировании цен рыночные механизмы ослабевают и возникает опасность потери рыночных ориентиров для сопоставления затрат и результатов. Не связанная с конкурентным рынком и устанавливаемая государством цена не может достаточно оперативно меняться в зависимости от спроса и предложения. В этом случае образуется либо дефицит, либо затоваривание рынка не имеющими сбыта товарами.
Во-вторых, в случае полного отхода государства от участия в формировании цен и их регулирования разрушаются основы экономики, государство теряет один из важнейших методов борьбы с монополизмом, а рыночные отношения и финансовое положение многих предприятий становится достаточно неустойчивым.
В рыночной экономике недопустимы как чрезмерное увлечение установлением и регулированием цен со стороны государства, так как полный отказ от такого регулирования прежде всего в отношении продукции эффективных, но затрудняющих конкуренцию монополистических предприятий.
Косвенные методы проявляются в воздействии государства не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, которые носят макроэкономический характер. К косвенным мерам можно отнести такие средства по реформированию экономики и совершенствованию механизма хозяйствования, как принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, стимулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, разгосударствление и приватизация, предоставление дотаций и субсидий, сокращение бюджетного дефицита, контроль и регулирование доходов населения.
- Тема 1. Теория и методология ценообразования
- 1 Теоретические основы цены
- 2 Функции цен
- 3 Методологические вопросы ценообразования
- 4 Факторы ценообразования
- 1. Теоретические основы цены
- 2. Функции цен
- 3. Методологические вопросы ценообразования
- 4. Факторы ценообразования
- Факторы ценообразования
- Тема 2. Виды, структура и элементы цены
- 1. Классификация цен
- 2. Уровень, структура и динамика цен. Характеристика отдельных элементов цены
- 3. Формирование себестоимости как основного элемента цены
- 4. Калькулирование себестоимости продукции
- Тема 3. Цены в экономике предприятия
- 1. Обоснование прибыли, включаемой в цены
- 2. Отпускная цена предприятия (порядок ее формирования на основе затратного метода)
- 3. Формирование цен с учетом зачетного метода исчисления налога на добавленную стоимость
- 4. Учет условий поставки в ценах
- 5. Обоснование управленческих решений с использованием цен и действующей системы налогообложения
- 6. Формирование цен на импортируемые товары
- Тема 4. Особенности ценообразования на рынке потребительских услуг
- 1. Ценообразование в общественном питании
- 2. Ценообразование на рынке бытовых услуг
- 3. Ценообразование на жилищно-коммунальные услуги
- 4. Особенности ценообразования на рынке транспортных услуг
- 1. Формы государственного ценового регулирования
- 2. Система государственного ценового регулирования в Республике Беларусь
- 3. Ценовое регулирование деятельности монополий
- 2. Характер ценообразования на различных типах рынка
- 3. Определение целей ценовой политики
- 4. Определение спроса и оценка издержек
- 5. Анализ предложения и цен конкурентов
- 6. Методы ценообразования, основанные на издержках производства
- 7. Методы ценообразования, ориентированные на качество, потребительские свойства продукции
- 8. Методы ценообразования с учетом спроса, уровня конкуренции
- 9. Установление окончательной цены
- 2. Стратегии конкурентного ценообразования
- 3. Стратегии ассортиментного ценообразования
- Тема 8. Характеристика налоговой системы
- 1. Становление и развитие налогообложения
- 2. Понятие и определение налога
- 3. Принципы налогообложения
- 4. Основные функции налогов
- 5. Классификация налогов
- 1. По способу изъятия и признаку переложимости различают:
- 2. По принадлежности органа, который взимает налоги:
- 8. По степени оценки влияния каждого налога на мотивы экономического поведения налогоплательщика можно выделить две группы налогов:
- 9. Исходя из стимулирующей функции налогов, их можно подразделить на:
- Тема 9. Основные инструменты налогового регулирования
- 1. Понятие налоговой системы
- 2. Характеристика субъектов и предметов налогообложения
- 3. Объект и база налогообложения, источники выплаты налогов
- 4. Ставки налоговых платежей, льготы
- 5. Прочие элементы налогового механизма
- Тема 10. Законодательное регулирование налоговых отношений
- 1. Права и обязанности участников налоговых отношений
- 2. Налоговые органы
- 3. Ответственность за нарушение налогового законодательства
- 1. Права и обязанности участников налоговых отношений
- 2. Налоговые органы
- 3. Ответственность за нарушение налогового законодательства
- Тема 11. Косвенные оборотные налоги
- 1. Принципы взимания косвенных налогов
- 2. Налог на добавленную стоимость
- 3. Акцизы
- 1. Принципы взимания косвенных налогов
- 2. Налог на добавленную стоимость
- 3. Акцизы
- Тема 10. Прямые налоги
- 1. Налог на прибыль
- 2. Налог на доходы
- 3. Налог на недвижимость
- 4. Подоходный налог с физических лиц
- Вопросы к зачету по дисциплине «Ценообразование и налогообложение» для студентов гр змг (2011-2012 уч.Год)
- 1. Теоретические основы цены
- 2. Функции цен
- 3. Методологические вопросы ценообразования
- 4. Факторы ценообразования